Сегодня: 15.11.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Биология » Уроки, конспекты


Обобщающий урок-путешествие в 6 классе по теме «Царство грибов»

СКАЧАТЬ (3.07 Mb) 21.09.2013, 12:37
Бородачева Любовь Николаевна
учитель биологии, МБОУ СОШ №9
Обобщающий урок в 6 классе по теме «Царство грибов». (Урок – путешествие)

Разработала: Бородачева Л.Н. учитель биологии МБОУ СОШ №9 г. Камышина
Обобщающий урок по теме «Царство грибов». (Урок – путешествие).
Цель: Обобщение и закрепление знаний о царстве грибов.
Задачи: 1. В игровой форме проверить теоретические знания учащихся по изученной теме.
2. Формировать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, а также работать с дополнительной литературой.
3. Продолжить экологическое воспитание учащихся.
Оборудование: таблицы «Шляпочные грибы», «Грибы – паразиты», карточки с названием станций, презентация «Грибы», презентация «Удивительные грибы», карточки с различным заданиями, тесты.
Тип урока: урок – путешествие
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Ребята, существует огромное количество живых организмов на планете, и все они объединяются в царства.
- Сколько существует царств организмов?
- Назовите их.
Сегодня мы с вами совершим путешествие по одному из царств, это царство небольшое, включает 100 тысяч видов организмов, его изучает наука микология, и о нём говорятся эти строки:
Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы. (гриб)
Ребята, так по какому же царству организмов мы будем сегодня путешествовать?
Во время путешествия мы узнаем много нового и интересного о грибах, а также будем делать остановки, где вам будут предложены различные вопросы и задания, за каждый правильный ответ вы будете получать жетон в форме гриба.
Остановка «Всё знаю». (предлагаются теоретические вопросы по пройденной теме)
1. Как называется наука изучающая грибное царство? (микология)
2. Что общего у грибов и животных?
(Отсутствие в клетках пластид; неспособность к фотосинтезу и автотрофному типу обмена веществ; содержание в клеточной стенке хитина.)
3. Что общего у грибов и растений?
(Неподвижный образ жизни; питание растворимыми органическими и минеральными веществами; наличие прочных клеточных стенок.)
4. Назовите главную часть гриба. (грибница)
5. Чем образована грибница?(гифы)
6. На какие группы делятся грибы по строению? (одноклеточные, многоклеточные)
7. Назовите одноклеточные и многоклеточные грибы?
8. Каково строение шляпочных грибов? (плодовое тело и грибница)
9. Почему некоторые грибы растут под деревьями?(симбиоз)
10. Что такое микориза или грибокорень?
11. Что такое симбиоз? 12. Какие грибы называются: сапрофитами; паразитами; симбионтами;
13. Назовите грибы сапрофитами; паразитами; симбионтами.
Остановка «Собери лукошко». (отгадываются загадки и собирается лукошко с грибами)
Не спорю, не белый –
Я, братцы, попроще…
Расту я обычно
В берёзовой роще. ( Подберёзовик )
Он пузатенький сидит,
Из-под кустика глядит
С белой ножкою внизу
С тёмной шляпкой наверху. ( Белый гриб )

Растут на опушке
Рыжие подружки.( лисички)

Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети, -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (опята)

Шоколадно-бурый гриб – к скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок – гриб такой зовут ... (маслёнок)

В белом парике да белом пиджаке,
В шляпке ярко-красной, красивой да опасной.
Кто его с собой возьмет – тот и горюшка хлебнет. (Мухомор)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик)

Этот гриб совсем не красен,
Но, поверьте, он опасен -
В руки даже не бери,
Полон яда он внутри.
В светлой шапке, на дорожке
Он стоит на тонкой ножке. (бледная поганка)

Этот гриб почти домашний,
Он растет в подвале нашем,
Вкусный из него бульон,
Это белый …( шампиньон)

В хвойном лесу растет паренек,
В рыженькой шляпке рыжий грибок.
Стоит задеть и из рыженькой ножки
Вдруг побегут рыже-рыжие слезки. (рыжик)

Остановка «Грибы – двойника».
Как узнать в лукошке у нас съедобные или ядовитые гриба, давайте их сортировать на группы: съедобные и ядовитые.
- Почему опята и лисички не разделили по группам? (есть двойники)
- Какие грибы двойники вам известны и чем они отличаются?( опенок – ложный опенок (ядовитые опенки, в отличие от съедобных, не имеют на своей ножке белого кольца. Цвет их шляпок - желто-зеленый, а у настоящих - желто-коричневый);
шампиньон – бледная поганка (у шампиньона на ножке есть юбочка,
пластинки на шляпке от темно-розовых до темно-коричневых или фиолетовых. Бледная поганка на ножке имеет колечко,
у основания ножки имеется клубневидное утолщение, пластинки на шляпке всегда бледно-зеленоватые или чуть желтые);
лисички – ложные лисички (съедобную лисичку можно отличить от ядовитой по цвету шляпки. У настоящей лисички она оранжево-желтая с изогнутыми гофрированными краями, а у ложной - красновато-оранжевая с ровными краями);белый гриб – желчный гриб (у белого гриба надрезанная мякоть остается белой, то у желчного становится розовой); - презентация слайды №)

Остановка «Поэтическая» (Учащимся давалось на дом творческое задание – найти стихи о грибах).
Бледная поганка
Скромный, тоненький и бледный...
Этот гриб, представьте, вредный.
Попадёт грибочек в суп –
Вас в больницу увезут.
Потому что ядовитый,
И на всех вокруг сердитый.
Мы оставим на полянке
Эту вредную поганку.
Опята
Мы – опята луговые,
Мы – ребята заводные!
Любим жить большой гурьбой,
Будем щедрыми с тобой.
Где один грибок найдёшь,
Там – лукошко наберёшь!
Мухомор
Мухомор – красивый гриб,
Только очень ядовит.
Лоси лишь его едят
И при этом говорят: Нет надёжнее микстуры:
Съел – и нет температуры.
Лечит коклюш и бронхит,
Съел – и горло не болит! Мухомор – целебный гриб,
Он для нас не ядовит.
Белый гриб
Я – белый гриб, я – царь грибов,
Бесценный дар грибных лесов.
Росту в дубраве и в бору.
Прославлен широко в миру.
И если ты меня найдёшь,
Узнаешь сам, как я хорош! Боровик
Он растет под хвойной лапой,
Он растет, а с ним и шляпа.
Никогда на мой поклон
Не снимает шляпы он.
Он к поклонам не привык
Толстый важный боровик.
Груздь
Есть ещё грибочек – груздь,
Из души прогонит грусть.
Он по виду, как воронка,
Беленький по цвету,
Часто прячется в сторонку
От дневного света.
Остановка «Внимание, ошибка» ( На этой остановке будьте внимательны и найдите лишниё гриб дав при этом пояснение)

1. Масленок. Рыжик. Дрожжи (многоклеточные и одноклеточный)
2. Мукор. Пеницилл. Мухомор.
3. Головня. Фитофтора. Шампиньон.(паразиты и съедобный)
4. Фитофтора, головня, дрожжи, трутовик, парша. ( дрожжи – сапрофит, остальные – паразиты )
5. Лисичка, подосиновик, мухомор, сыроежка, боровик. (мухомор – ядовитый гриб, остальные съедобные)

Остановка «Грибные тайны» (здесь ребята нашли легенды о грибах)
1. «Ведьмины круги» - сообщение учащегося
Сколько загадочного связано с так называемыми «ведьмиными кругами». Вдруг в лесу грибы начинали расти кругом, в середине которого не только не было грибов, но и травы. Круг с каждым годом увеличивался и достигал 10—50 м, и даже 200 м в диаметре. Возраст таких больших кругов исчисляется в 30—50 и даже 800 лет. Круг образовывали дождевики, рыжики, лисички, шампиньоны, мухоморы, луговые опенки и другие грибы. Люди считали, что в кругу ночью собираются ведьмы, ведут свой хоровод, а потом садятся на личные транспортные средства в виде ступы с метлой и разлетаются по белому свету вершить колдовские дела. Было и другое мнение, более интересное — грибные круги указывают на места хранения заколдованных кладов. Но, чтобы найти и выкопать клад, нужно сначала найти разрыв-траву и натереть ею глаза, чтобы увидеть клад. Дело осложнялось тем, что разрыв-траву надо было найти во время цветения. А цвела она только в полночь на Иванов день. Цвела трава очень непродолжительное время, и никто не успевал прочитать нужные для этого случая три молитвы. Поэтому и заколдованного клада в ведьминых кругах никто пока не находил. В Голландии считали, что в этих кругах черти собираются по ночам и взбивают масло, а поэтому пасти коров в кругах нельзя, чтобы не испортить молоко. Те, кто не верил в чертей, высказывал предположение, что круги могли образоваться от удара молнии. И только в начале XIX века ученые установили, что круги образуются от разрастания грибницы, которая постепенно отмирает в центре и растет по краям. Так было покончено с одной из грибных тайн и развеяно ее суеверное объяснение.

Остановка «Удивительные грибы» (презентация учащихся)
А этой остановке мы будим только удивляться необычным грибам:
Гриб – кровоточащий зуб. Глядя на изображение этого гриба можно подумать что такие кровавые грибы можно увидеть только в страшном сне, но нет – это реальный гриб. Его могут называть по-разному, но какое бы название не было, оно обязательно будет связано с кровью или соком. Его можно найти в Северной Америке, наиболее он распространен на Тихоокеанском Северо-западе и произрастает главным образом в хвойных лесах, также можно встретить в Европе, а недавно он был обнаружен в Иране и в Корее. На первый взгляд можно подумать, что это какое-то бедное лесное существо, истекая кровью, забрызгала шляпку гриба. Но при тщательном осмотре становится очевидным, что гриб источает жидкость через свои маленькие поры.
Гриб Сигара дьявола.
Самые редкий гриб в мире. Звездообразный гриб, который прозвали Сигарой дьявола, является одним из самых редких грибов в мире. Он также известен под именем звезда Техаса и был найден только в центральной части Техаса, в двух отдаленных местах Японии, и последний раз в горах Нары. Сигара дьявола представляет собой темно-коричневую сигарообразную капсулу, которая принимает форму звезды, когда раскрывается, чтобы выпустить споры. Интересный факт – это единственный гриб, который производит свистящий звук, выпуская споры.

Бородатый Гриб. Этот гриб, который похож на лапшу или помпон, известен под многими именами: Гриб Гривы Льва, Бородатый Гриб, Гриб Ежа. Он является съедобным. В дикой местности эти грибы произрастают в конце лета и осени на мертвых древесинах, особенно американском Буке.

Гриб-мозг
Он широко распространен по всей Европе и Северной Америке. Произрастает на песчаной почве под хвойными деревьями весной и в начале лета. Внешне гриб похож человеческий мозг, темно-коричневого цвета, высотой до 10 см и шириной до 15 см. Он стоит на крепкой белой ножке длиной до 6 см. Не смотря на то, что он считается ядовитым, его употребляют в качестве деликатеса в Скандинавии, Восточной Европе, и верхней части Великих озер Северной Америки. Поэтому даже если учесть все нюансы приготовления гриба, все равно употреблять его в пищу не вполне безопасно.

Плазмодий.
самый удивительный гриб. Плазмодий умеет ходить! Перемещается, конечно, медленней улитки, но за несколько дней может взобраться на пень и притаиться на нем. Живет он буквально у нас под ногами, но сразу его не заметишь, он чем-то напоминает медузу, такая же студенистая масса. На самом деле это скопление множества мелких грибов, по виду похожее на медузу или студень.

Гигантский дождевик.
Caмый бoльшoй cъeдoбный гpиб, это гигaнтcкий дoждeвик oкpyжнocть кoтopoгo cocтaвляeт 2,64 м, a вec 22 кг. Был нaйдeн Жaнoм Ги Pишapoм (Кaнaдa) в 1987г

Трюфель. Самый дорогой гриб. Растет под землей, его по запаху разыскивают собаки и свиньи. Гурманы ценят эти грибы за необычный аромат. Самый дорогой трюфель в мире был продан на аукционе за 160 000 $. Средняя цена черного трюфеля – 50 000 евро за кг.

Веселка.
Самый быстрорастущий гриб. За 1 час он может вырасти на 30 см!

Навозник.
Самый мало живущий гриб. Всего несколько часов может пройти от появления зачатка навозника до его полного разрушения и превращения в липкую черную массу.

Остановка «Применение»
Каких только грибов не существует, самые разнообразные, но каждый гриб не просто появился на планете, он имеет какое то значение. Вот вы сейчас и сопоставите грибы по значению. На доске вывешиваются карточки значения грибов им нужно подобрать соответствующие грибы, которые разбросаны в беспорядке.
1. Медицина трутовик
2. Пища мухомор
3. Лечит животных шампиньон
4. Портит зерно пеницилл
5. Хлебопечение бледная поганка
6. Портит продукты дрожжи
7. Вызывает отравление мукор
8. Вред деревьям спорынья

Остановка «Помоги себе сам»
Очень много неприятностей бывает от грибов, и помочь избежать их мы можем только сами, для этого необходимо знать правила сбора грибов. Давайте их вспомним.
собирать только хорошо известные съедобные грибы; брать грибы с целой ножкой; беречь грибницу; не пробовать сомнительные грибы на вкус; не собирать грибы около дорог, заводов, свалок не использовать в пищу перезрелые, дряблые и червивые грибы; тщательно проверять содержимое корзинок; не откладывать обработку грибов больше чем на 12 часов; не сбивать грибы зря :ими питаются другие животные.
Остановка «Подумай-ка» Тест по теме «Царство грибов» в двух вариантах.
Вариант 1.
1.Пеницилл относится к: А) плесеням;
Б) дрожжевым грибам;
В) ржавчинным грибам.
2. Клетка гриба в отличие от клетки растения НЕ имеет:
А) оболочка
Б) ядра
В) хлоропластов
3. Гриб трутовик, поселяясь на дереве:
А) улучшает всасывание деревом воды и солей
Б) разрушает ткани ствола
В) обеспечивает дерево органическими веществами
4. Для питания грибы – сапрофиты используют:
А) азот воздуха
Б) углекислый газ и кислород
В) готовые органические вещества
5. Споры грибов в отличие от спор бактерий:
А) представляют собой половые клетки
Б) выполняют функцию размножения
В) служат приспособлением к перенесению неблагоприятных условий

Вариант 2.
1. Грибы, в отличие от растений: А) имеют клеточное строение
Б) не содержат в клетках хлоропластов
В) быстро растут
2. Пеницилл относится к царству:
А) бактерий
Б) растений
В) грибов
3. Грибы по сравнению с бактериями имеют более высокий уровень организации, так как:
А) питаются готовыми органическими веществами
Б) их клетки имею оформленное ядро
В) их можно встретить в разных средах обитания
4. Корни деревьев и нити грибницы (гифы) многих шляпочных грибов образуют:
А) микоризу
Б) грибницу
В) мицелий 5. Грибы-паразиты вызывают заболевания: А) только растений Б) растений, животных и человека В)растений и животных
Ребята наше путешествие подошло к завершению.
Рефлексия: Какое настроение вызвало у вас путешествие?
Что нового узнали?
Чему были удивлены?
Что не понравилось?
Домашнее задание:
1. Написать мини сочинение «Советы начинающему грибнику»
2. Разгадать кроссворд в Р/Т на печатной основе № 35.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: lubov50
Просмотров: 4515 | Загрузок: 428 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог


Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 15.11.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал