Ранний возраст признан особо важным периодом в развитии ребенка, который Е.О. Смирнова называет «возрастом нераскрытых резервов». И как подчеркивал Л.С. Выготский, ранний возраст «сензитивен во всем». Именно в этот период развитие ребенка исключительно зависимо от социальных условий его жизни. Этот возраст является самым благоприятным периодом для того, что бы заложить основы всестороннего развития личности.
В период до трех лет ребенку присущи огромные потенциальные ресурсы развития. Малыш развивается так стремительно, как никогда в последующие возрастные периоды. Но не секрет, что значительное количество современных детей до трех лет находятся в зоне риска по неблагополучию психического, социального, физического развития. Кроме того, в современных условиях становятся все более заметны деформации института семейного воспитания. Нарушается преемственность воспитания как функции разных поколений. В связи с этим многие современные родители испытывают потребность в повышении своей педагогической и психоло- гической культуры, которая помогла бы им продуктивно взаимодействовать со своими маленькими детьми, позволила бы осмысливать и обогащать свой жизненный опыт их воспитания.
Г.П. Щедровицкий отмечал, что эффективным средством оптимизации детско-родительских отношений, оказание родителям действенной помощи в воспитании детей до трех лет является игра, которую следует рассматривать не только как особую деятельность ребенка, но и как особое содержание усвоения, социально-педагогическую форму организации детской жизни. В игровых ситуациях происходит реальный процесс развития и обучения ребенка[3, с.17].
Деятельность Центров игровой поддержки ребенка (ЦИПР) раннего возраста помогает решать обозначенные проблемы. ЦИПР представляет собой инновационную форму взаимодействия семейного и общественного воспитания детей до трех лет, позволяющую создать единое образовательное пространство, расширить вариативность предоставляемых детям образовательных услуг.
На базе нашего детского сада ЦИПР функционирует три года. С детьми занимаются психолог, логопед, музыкальный руководитель, руководитель изостудии, инструктор по физической культуре. Все занятия интегрированные, проходят в игровой форме. Игровая поддержка ребенка по своему содержанию охватывает все стороны развития. Специалисту отводится роль консультанта, обучающего родителей специальным приемам взаимодействия с ребенком. Мы демонстрируем модель взаимодействия с малышом на практике. Родители становятся активными помощниками и партнерами.
В работе с детьми раннего возраста необходимо опираться на индивидуальные способности детей, руководствоваться принципами систем- ности, комплексности, учитывать закономерности и последовательность развития.
Развивая физические качества, мы учим детей уверенно перемещаться в горизонтальном пространстве, достигая предметных целей; действовать в вертикальном пространстве: нанизывать, складывать, доставать, сжимать и разжимать предметы в ладошке; бегать за мячиком, приносить мячи разных размеров, катать мяч; ходить по ограниченному пространству; дотягиваться до предмета вставая на носочки, крепко стоять на ногах, держась за обруч; совершать вращательные движения; совершенствуем навыки ходьбы, бега, ползания, подлезания, перелезания, перешагивания через препятствия; развиваем двигательные качества; формируем пинцетный, щипковый захват предметов пальцами, умение удерживать мелкие предметы; стимулируем быстроту реагирования.
В игре добиваемся того, чтобы дети научились эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, поучаствовать в совместных играх; соблюдать не сложные правила игрового взаимодействия; поддерживать игровую инициативу взрослого и сверстника; действовать в игре по речевой инструкции взрослого; самостоятельно инициировать игру; выражать свои игровые предпочтения; действовать, соблюдая игровые правила; делиться игрушками, не мешать, ждать своей очереди.
Так же включаем в свою работу здоровьесберегающие технологии (пальчиковую гимнастику, дыхательные упражнения, гимнастику для глаз, босохождение по массажным дорожкам), знакомим родителей с элементами массажа, техникой выполнения физических упражнений в детско-родительской паре, со способами регулирования общения детей и родителей в процессе выполнения физических упражнений; используем массажные коврики, выполняем лечебную гимнастику, чтобы исключить статистическую нагрузку на ослабленные мышцы.
Интересным является использование интегрированного педагогического метода «Сорси» (технология «Квест»), включение упрощенных вариантов геокешинга – увлекательных игр, в которых присутствуют элементы путешествий, поиск заданных объектов.
Занятие состоит из следующих взаимозаменяемых этапов:
- Встреча детей, включение их в самостоятельную игру с родителями.
- Игра, направленная на социальное развитие.
- Сюрпризный момент.
- Разминка(ходьба, бег, прыжки, дыхательная гимнастика).
- Гимнастика для глаз, ОРУ в игровой форме, включая игру на развитие речи.
- ОВД в игровой форме (сюжетная игра).
- Подвижная игра.
- Игра на релаксацию с музыкальным сопровождением, пальчиковая гимнастика.
В процессе занятий детям отводится время для свободной двигательной деятельности, проявления творчества. Малыши вместе с родителями занимаются по своему усмотрению.
|