Сегодня: 10.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Логопеду


Фронтальное занятие "Дифференциация звуков «с» - «ч» в словах, предложениях и связной речи" для детей 5-6 лет с диагнозом ФФНР

06.09.2015, 19:00
Гумерова Нафиса Рафкатовна
Учитель-логопед, МБДОУ №45 "Космос"
Тема: Дифференциация звуков «с»-«ч» в словах, предложениях и связной речи.
Цель:
1. Учить дифференцировать звуки ч-с на слух и в процессе произношения слов, предложений и заученного стихотворного текста.
2. Развивать фонематический слух и начальные навыки звукового анализа.
3. Развивать артикуляционную моторику.
4. Расширять словарный запас
- по теме «Перелетные птицы»;
- продолжать упражняться в группировке предметов по существенным признакам,
подбирать обобщающие слова;
- упражнять в подборе ряда синонимов и антонимов, обозначающих качества
личности человека: чистоплотный, аккуратный; - грязнуля, замарашка, неряха;
- упражнять в образовании относительных прилагательных от имен существительных.
5. Развивать грамматически правильную речь; учить согласованию прилагательных с существительными в роде, правильно подбирая их окончания.
6. Совершенствовать умение составлять предложения с опорой на картинку и ряд слов, представленных в начальной грамматической форме.
7. Побуждать, согласовывать мимику, интонацию, силу голоса, движения с содержанием стихотворного текста.
8. Развивать внимательность, слуховую и зрительную память, элементы творческого воображения.
9. Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук в упражнениях «Сверчок», «Солнышко».
Предшествующая работа логопеда:
1. Дифференциация звуков с-ч в слогах и словах;
Предшествующая работа воспитателя:
1. Ознакомление с зимующими и перелетными птицами;
2. Чтение стихотворения С.Маршака «Маленькие феи».
Работа над антонимами и синонимами: чистоплотный, аккуратный, опрятный, чистюля – неряха, замарашка, грязнуля.
Объяснение значения слова глашатай.
Оборудование:
1. Зеркала для детей; изображение сверчка и кузнечика; картонные колечки синего и зелёного цвета по числу детей; демонстрационные сигналы синего и зелёного цвета; поднос с фруктами; конверты по числу детей с 3 картинками, составляющими группу; стихотворение С.Я.Маршака «Маленькие феи» иллюстрации В.Конашевича к нему, предметы для инсценировки произведения.
Примерная последовательность занятия:
1. – Сегодня мы продолжаем учиться произносить согласные звуки с, ч. Давайте сначала поупражняем язычок в игре «Качели». Дети выполняют упражнение «Качели» под стихотворный текст:
Вот какой широкий двор, (губы в положении оскала)
А вокруг него забор. (зубы сомкнуты «заборчиком»)
За забором, за оградой
Покачать язык нам надо.
- Раз, два, три – язычок вверх смотри.
- Три, два, раз – язык внизу у нас.
Посадка детей на места.
- Вы, наверное, вспомнили, куда прячется язычок, когда мы произносим звук «Ч». (за верхние зубы) А куда прячется язычок на звук «С» ( за нижние зубы).Давайте расскажем об этих звуках, С и Ч.
Дети дают характеристику звукам(согласные, с- твёрдый, ч- мягкий, называют место положения языка при их произнесении, вспоминают, что с обозначается синим кружком, а ч – зелёным).
2. Посмотрите на доску. Кто это? (сверчок). Сверчок это червячок или насекомое? На какое насекомое он похож? Кузнечик и сверчок умеют… (ловко прыгать).
- Давайте пальчиками изобразим сверчка: средний палец схватим двумя крайними – это мордочка, а оставшиеся пальчики – усики. Пошевелите усами.
Наш сверчок будет прыгать в колечки. Догадайтесь, в какое колечко он прыгнет, если услышит звук «ч» (в зелёное колечко), а если услышит звук «с» (в синее колечко). Даются каждому ребенку слоговые ряды
Са-са-ча
Са-ча-са
ач-ач-ас
ас-ач-ас
Дети, изображая пальцами прыгающего сверчка, произносят слоговые ряды.

2. Возьмите из конвертов картинки. Назовите их по отдельности, а потом дайте общее название. А теперь я назову звук: С
Покажите нужные картинки. Дети называют картинки со звуком «с» и находят место звука в слове. А теперь назовите слова со звуком Ч Называются картинки со звуком «ч» и находится место звука «ч» в слове. На доску последовательно выставляются картинки: 1. кисточка, 2. снегурочка. Дети поочередно называют слово целиком, а затем по частям. Называют число слогов. Проверяется выкладыванием слогов под символом слова «снегурочка».
- А кто к нам прилетел? (Ласточка). А теперь будьте внимательны: скажите сколько слогов в слове ласточка. (дети поочередно называют слоги).
Затем слушают отдельные слова ласточка, поймать, бабочка.
- Сколько слов сказано. Составьте предложение.
- Когда прилетает к нам ласточка? (Ласточка прилетает поздней весной)
-А она уже прилетела? (нет, она прилетает в мае).
Посмотрите, у вас в конверте есть еще птицы. Назовите птиц (дети поочередно называют сороку и грача). Кто из этих птиц уже прилетел? (грач) А сорока улетала зимой в теплые края? (нет, сорока зимующая птица). Грач помещается на доску рядом с ласточкой.
- Ласточка прилетает поздней весной, в мае. А грач?
Дети:
- Грач прилетает ранней весной, в марте. Логопед – А кто такой чибис? (Дети говорят, что чибис это птица, живет на болоте)
- А он уже прилетел?
Выставляется картинка с изображением чибиса.
- Вот какой он нарядный. (Дети рассказывают о наряде чибиса.) Логопед побуждает сравнить оперение чибиса с одеждой: он одет в чёрный фрак, белую рубашку, чёрный галстук, на голове у него берет с черным пером, а на ногах красные сапожки.
- А теперь внимательно послушаем слово чибис. Какой звук слышится в начале слова? (ч).
- А где слышится звук «с»? (в конце слова).
- Назовите одним словом: чибис, ласточка и грач - это …(перелетные птицы).
4. Физ. пауза. Дети занимают свободное пространство комнаты. Выполняются движения по ходу текста.
За тучку солнышко зашло
Стало зябко и свежо.
Солнце вышло из-за тучки.
Мы теперь расслабим ручки.

Снова солнышко за тучей.
Съежившись, сидим мы кучей.
Солнце тучку прорвало.
Снова ясно и тепло.

Солнце вышло погулять.
Нам всем весело опять
- Поскачи, поскачи,
Покружись, покружись,
А теперь на стул садись.

5. Послушайте слова и ответьте на вопрос
1) Поляна, освещенная солнцем, какая поляна? (солнечная поляна)
2) Солнце, раскинувшее свои лучи, какое солнце? (лучистое солнце).
3) На холмах пасется стадо овец. Какое стадо? (овечье стадо).
4) За овцами следит стая волков. Какая стая? (волчья стая)
5) Ягоды, в которых много сока, какие ягоды? (сочные ягоды)
6. - А у меня на подносе сочные фрукты и овощи. Выбирайте себе их по одному и называйте со словом «сочный». Дети называют сочный виноград, сочное яблоко…
7. Чтение стихотворения С. Маршака «Маленькие феи».

Три очень милых феечки
Сидели на скамеечке.
И, съев по булке с маслицем,
Успели так замаслиться,
Что мыли этих феечек
Из трех садовых леечек.

- Прослушав стихотворение, вам хочется погрустить или посмеяться?
Почему стихотворение смешное? (потому что феи такими не бывают)
- какими оказались феечки? (неаккуратными, грязнулями, замарашками)
- А феи, наоборот, бывают какими? (аккуратными, опрятными, чистоплотными)
- Прослышал об этих феечках король, очень рассердился и велел глашатаю поведать эту весть всему народу. И глашатай громко, четко называя каждое слово произнес… (чтение стиха ребёнком в образе глашатая).
- Но не все люди услышали о феечках – замарашках и стали пересказывать историю друг другу и смеялись от души (чтение стиха другим ребенком в образе кумушки –)

8. Итог занятия

Использованная литература:

http://pismoref.ru/531509693.html
Тема: Дифференциация звуков «с»-«ч» в словах, предложениях и связной речи.
Цель:
1. Учить дифференцировать звуки ч-с на слух и в процессе произношения слов, предложений и заученного стихотворного текста.
2. Развивать фонематический слух и начальные навыки звукового анализа.
3. Развивать артикуляционную моторику.
4. Расширять словарный запас
- по теме «Перелетные птицы»;
- продолжать упражняться в группировке предметов по существенным признакам,
подбирать обобщающие слова;
- упражнять в подборе ряда синонимов и антонимов, обозначающих качества
личности человека: чистоплотный, аккуратный; - грязнуля, замарашка, неряха;
- упражнять в образовании относительных прилагательных от имен существительных.
5. Развивать грамматически правильную речь; учить согласованию прилагательных с существительными в роде, правильно подбирая их окончания.
6. Совершенствовать умение составлять предложения с опорой на картинку и ряд слов, представленных в начальной грамматической форме.
7. Побуждать, согласовывать мимику, интонацию, силу голоса, движения с содержанием стихотворного текста.
8. Развивать внимательность, слуховую и зрительную память, элементы творческого воображения.
9. Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук в упражнениях «Сверчок», «Солнышко».
Предшествующая работа логопеда:
1. Дифференциация звуков с-ч в слогах и словах;
Предшествующая работа воспитателя:
1. Ознакомление с зимующими и перелетными птицами;
2. Чтение стихотворения С.Маршака «Маленькие феи».
Работа над антонимами и синонимами: чистоплотный, аккуратный, опрятный, чистюля – неряха, замарашка, грязнуля.
Объяснение значения слова глашатай.
Оборудование:
1. Зеркала для детей; изображение сверчка и кузнечика; картонные колечки синего и зелёного цвета по числу детей; демонстрационные сигналы синего и зелёного цвета; поднос с фруктами; конверты по числу детей с 3 картинками, составляющими группу; стихотворение С.Я.Маршака «Маленькие феи» иллюстрации В.Конашевича к нему, предметы для инсценировки произведения.
Примерная последовательность занятия:
1. – Сегодня мы продолжаем учиться произносить согласные звуки с, ч. Давайте сначала поупражняем язычок в игре «Качели». Дети выполняют упражнение «Качели» под стихотворный текст:
Вот какой широкий двор, (губы в положении оскала)
А вокруг него забор. (зубы сомкнуты «заборчиком»)
За забором, за оградой
Покачать язык нам надо.
- Раз, два, три – язычок вверх смотри.
- Три, два, раз – язык внизу у нас.
Посадка детей на места.
- Вы, наверное, вспомнили, куда прячется язычок, когда мы произносим звук «Ч». (за верхние зубы) А куда прячется язычок на звук «С» ( за нижние зубы).Давайте расскажем об этих звуках, С и Ч.
Дети дают характеристику звукам(согласные, с- твёрдый, ч- мягкий, называют место положения языка при их произнесении, вспоминают, что с обозначается синим кружком, а ч – зелёным).
2. Посмотрите на доску. Кто это? (сверчок). Сверчок это червячок или насекомое? На какое насекомое он похож? Кузнечик и сверчок умеют… (ловко прыгать).
- Давайте пальчиками изобразим сверчка: средний палец схватим двумя крайними – это мордочка, а оставшиеся пальчики – усики. Пошевелите усами.
Наш сверчок будет прыгать в колечки. Догадайтесь, в какое колечко он прыгнет, если услышит звук «ч» (в зелёное колечко), а если услышит звук «с» (в синее колечко). Даются каждому ребенку слоговые ряды
Са-са-ча
Са-ча-са
ач-ач-ас
ас-ач-ас
Дети, изображая пальцами прыгающего сверчка, произносят слоговые ряды.

2. Возьмите из конвертов картинки. Назовите их по отдельности, а потом дайте общее название. А теперь я назову звук: С
Покажите нужные картинки. Дети называют картинки со звуком «с» и находят место звука в слове. А теперь назовите слова со звуком Ч Называются картинки со звуком «ч» и находится место звука «ч» в слове. На доску последовательно выставляются картинки: 1. кисточка, 2. снегурочка. Дети поочередно называют слово целиком, а затем по частям. Называют число слогов. Проверяется выкладыванием слогов под символом слова «снегурочка».
- А кто к нам прилетел? (Ласточка). А теперь будьте внимательны: скажите сколько слогов в слове ласточка. (дети поочередно называют слоги).
Затем слушают отдельные слова ласточка, поймать, бабочка.
- Сколько слов сказано. Составьте предложение.
- Когда прилетает к нам ласточка? (Ласточка прилетает поздней весной)
-А она уже прилетела? (нет, она прилетает в мае).
Посмотрите, у вас в конверте есть еще птицы. Назовите птиц (дети поочередно называют сороку и грача). Кто из этих птиц уже прилетел? (грач) А сорока улетала зимой в теплые края? (нет, сорока зимующая птица). Грач помещается на доску рядом с ласточкой.
- Ласточка прилетает поздней весной, в мае. А грач?
Дети:
- Грач прилетает ранней весной, в марте. Логопед – А кто такой чибис? (Дети говорят, что чибис это птица, живет на болоте)
- А он уже прилетел?
Выставляется картинка с изображением чибиса.
- Вот какой он нарядный. (Дети рассказывают о наряде чибиса.) Логопед побуждает сравнить оперение чибиса с одеждой: он одет в чёрный фрак, белую рубашку, чёрный галстук, на голове у него берет с черным пером, а на ногах красные сапожки.
- А теперь внимательно послушаем слово чибис. Какой звук слышится в начале слова? (ч).
- А где слышится звук «с»? (в конце слова).
- Назовите одним словом: чибис, ласточка и грач - это …(перелетные птицы).
4. Физ. пауза. Дети занимают свободное пространство комнаты. Выполняются движения по ходу текста.
За тучку солнышко зашло
Стало зябко и свежо.
Солнце вышло из-за тучки.
Мы теперь расслабим ручки.

Снова солнышко за тучей.
Съежившись, сидим мы кучей.
Солнце тучку прорвало.
Снова ясно и тепло.

Солнце вышло погулять.
Нам всем весело опять
- Поскачи, поскачи,
Покружись, покружись,
А теперь на стул садись.

5. Послушайте слова и ответьте на вопрос
1) Поляна, освещенная солнцем, какая поляна? (солнечная поляна)
2) Солнце, раскинувшее свои лучи, какое солнце? (лучистое солнце).
3) На холмах пасется стадо овец. Какое стадо? (овечье стадо).
4) За овцами следит стая волков. Какая стая? (волчья стая)
5) Ягоды, в которых много сока, какие ягоды? (сочные ягоды)
6. - А у меня на подносе сочные фрукты и овощи. Выбирайте себе их по одному и называйте со словом «сочный». Дети называют сочный виноград, сочное яблоко…
7. Чтение стихотворения С. Маршака «Маленькие феи».

Три очень милых феечки
Сидели на скамеечке.
И, съев по булке с маслицем,
Успели так замаслиться,
Что мыли этих феечек
Из трех садовых леечек.

- Прослушав стихотворение, вам хочется погрустить или посмеяться?
Почему стихотворение смешное? (потому что феи такими не бывают)
- какими оказались феечки? (неаккуратными, грязнулями, замарашками)
- А феи, наоборот, бывают какими? (аккуратными, опрятными, чистоплотными)
- Прослышал об этих феечках король, очень рассердился и велел глашатаю поведать эту весть всему народу. И глашатай громко, четко называя каждое слово произнес… (чтение стиха ребёнком в образе глашатая).
- Но не все люди услышали о феечках – замарашках и стали пересказывать историю друг другу и смеялись от души (чтение стиха другим ребенком в образе кумушки –)

8. Итог занятия

Использованная литература:

http://pismoref.ru/531509693.html
Категория: Логопеду | Добавил: Nafisa1959
Просмотров: 927 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1

Нравится
Всего комментариев: 1
Полезная педагогическая помощь!

Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал