Коррекционно-образовательные цели:
Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение и уточнение словаря по теме (искать, грибы, белый гриб, мухомор, лисички, ножка, шляпка, корзина, ядовитый). Совершенствование грамматического строя речи (образование мн. числа имен существительных).
Коррекционно-развивающие цели:
Активизация речевой деятельности детей. Развитие диалогической речи, общих речевых навыков, зрительного внимания, силы голоса.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: предметные картинки с изображением грибов и стихи про грибы, большая игрушка - лиса, корзинка с сухими листьями, музыкальный инструмент.
Ход занятия
- Организационный момент. (Логопед приглашает детей в кабинет. Дети проходят и встают рядом со своими стульчиками.)
Логопед: Ребята все встали красиво около своих стульчиков, хорошо! Доброе утро, дети!
Дети: Доброе утро!
Логопед: Садитесь.
- Логопед: Посмотрите, ребята, кто прибежал к нам в гости из леса?
Дети: Лисенок.
Логопед: Правильно, это лисенок. Давайте поздороваемся, ребята.
Логопед( разговаривает голосом лисенка): Здравствуйте ребята, я пришел к вам за помощью.
Я живу в лесу и очень люблю бегать играть по всему лесу, люблю собирать красивые, разноцветные листочки, вот смотрите, я принес вам их в подарок (из корзинки высыпает сухие листья), а еще я очень хочу научиться собирать грибы. Поможете мне, ребята?
Дети: Поможем!
Логопед: Конечно, мы поможем тебе, лисенок! Садись и внимательно слушай!
Ребята, скажите, куда мы ходим за грибами?
Дети: В лес.
Логопед: Правильно, а в лесу, где мы ищем грибы, на кустах или на деревьях?
Дети: Нет, грибы растут под деревьями и кустиками, их ищут в листве и в траве.
Логопед: Правильно, молодцы! Грибы растут под деревьями, и искать их нужно внимательно и осторожно.
А если мы найдем грибы, то их нужно аккуратно срезать и положить в корзинку. Но не все грибы, ребята, можно собирать в свою корзину.
Потому что грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые), повторим хором, какие бывают грибы?
Дети: (хором и каждый ребенок) съедобные и ядовитые!
Логопед: Молодцы! К съедобным грибам относятся:
Маслята
Поглядите – ка, спросонок
Лезет из земли масленок!
У него, как и у папы,
Желтая изнанка шляпы
Он родню собрал в кружок,
Ох, и скользкий ты дружок!
Рыжики
К елке подойдем поближе,
Видим гриб – Да это рыжик!
Рыжий-рыжий, как морковка!
Рыжий, как лиса-плутовка!
Белый гриб
У пригорка на дорожке
Гриб растет на толстой ножке,
От дождя немного влажный,
Белый гриб – большой и важный!
Подосиновик
Нарядный подосиновик
Найдете под осиною,
В красной шапке он стоит,
Этот гриб не ядовит!
Лисички
Вот красавицы лисички,
Очень дружные сестрички.
Им укрыться не легко,
Видно очень далеко!
(идет демонстрация картинок, повторение названий грибов хором и чтение логопедом четверостиший про каждый гриб). Названия грибов проговариваются хором.
Ребята, посмотрите, на чем стоит гриб (показ ножки гриба и проговаривание)?
Дети: На ножке!
Логопед: Правильно, посмотрите ножки не у всех грибов одинаковые у одних они толстые, а других тонкие.
Ребята, а что еще есть у гриба? (показ шляпки гриба и проговаривание)
Дети: Шляпка!
Логопед: Совершенно верно, шляпка, и шляпки у всех грибов разные, посмотрите!
А сейчас ребята я покажу вам еще один очень красивый, но очень ядовитый гриб – это мухомор. Произнесли хором. Посмотрите, какая у него красивая шляпка? Каким цветом шляпка у гриба?
Дети: Красная!
Логопед: Верно, а что еще есть на шляпке?
Дети: Белые точечки!
Логопед: Молодцы, правильно! А какого цвета ножка у мухомора?
Дети: Белого.
Логопед: А еще, на ножке есть белый воротничок, хорошенько все запомните этот гриб, и ты лисенок запомни, что мухомор - это самый ядовитый гриб, до которого даже нельзя дотрагиваться, но если вы встретите его в лесу топтать и пинать его не нужно, потому что для диких зверей мухомор является лекарством от многих болезней.
Так как же называется самый ядовитый гриб?
Дети: (хором) мухомор!
Логопед: Правильно, молодцы!
3. Физминутка: (Раздать по осеннему листочку и встать вкруг)
Листочки осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся,
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
4. Логопед: Ребята, мы с вами рассказали лисенку о грибах, теперь он может сам собирать их, но мы забыли с вами предупредить его о том, что в лесу можно заблудиться, и если вдруг это случиться, ребята, что нужно кричать чтобы кто-то его услышал?
Дети: АУ-АУ-АУ
Логопед: Приготовьте все свои ушки, слушаем внимательно, скажите в слове А-а-а-а-У какой первый звук?
Дети: Первый звук А.
Логопед: Правильно, молодцы! Давайте еще раз повторим этот звук, послушайте, как он тянется А-а-а-а, а теперь давайте его пропоем (с аккомпониментом)
А-а-а-а. звук А тянется, его можно пропеть – это звук гласный. Повторим все вместе, как называется такой звук?
Дети: Это звук гласный (хором и отдельно каждыйребенок) Молодцы!
Логопед: (голосом лисенка) Ой, ребята спасибо вам большое, вы так много чему меня научили! (лисенок обнимает каждого ребенка). Теперь я знаю, что делать, когда потеряешься в лесу и какие грибы можно собирать, а какие лучше оставлять. Вы ребята большие молодцы, и мне свами весело и интересно, но мне пора бежать в лес. До свидания, дети!
Дети: До свидания! (машут лисенку рукой!)
|