Конспект непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми подготовительной к школе группы
Тема: "Куда весна пропала ...?"
Цель: обучение составлению описательного рассказа.
Задачи: Образовательные: – развивать навыки словообразования; – развивать навыки связной речи.
Коррекционные: – учить координировать речь с движениями; – развивать фонематическое восприятие; – развивать дыхание, голос и мимическую мускулатуру; – развивать общую и мелкую моторику.
Развивающие: – расширять и активизировать глагольный словарь; – развивать самоконтроль за речью.
Воспитательные: – воспитывать любовь к живой природе и бережное отношение к ней; – воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: мультимедийная установка (презентация), магнитная доска и магниты, картинки в форме дождевой капли с изображениями эмоциональных состояний, весенних примет и птиц, дидактическая игра «Солнышко», картинки с изображением гнезд (большого, среднего и маленького) для обозначения количества слогов в словах.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: 1. В. Бианки. Двойная весна. 2. В. Берестов. Пчелки на разведках. 3. И. Соколов-Микитов. Весна в лесу. 4. К. Ушинский. Четыре желания.
Перечень, формируемых универсальных учебных действий:
Личностные: – развитие интереса к предстоящей деятельности, формирование мотивации; – проявление инициативы, самостоятельности; – выполнение действий по словесной инструкции; – формирование умения работать по правилу и по образцу; – формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру. Регулятивные: – выполнение действий схематизации и моделирования; – самооценка собственной деятельности. Познавательные: – способность и умение производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. Коммуникативные: – вести диалог в соответствии с требованиями речевого этикета; – составлять описательный рассказ.
Организационный момент:
– Ребята, утром, когда я шла к вам, у меня было отличное настроение. А у вас какое настроение? –Хорошее, веселое. Доброе, радостное и т. д.
Мотивационно-ориентировочный этап:
– И знаете, ребята, мое прекрасное настроение вдруг стало грустным. Хотите, я расскажу, почему изменилось настроение? – Конечно, очень хотим. – Дело в том, что мне стало известно о похищении. Одна злая колдунья похитила красавицу, которая вот-вот должна была к нам прийти. Не догадываетесь о ком речь? Вы обязательно это узнаете, если составите слово из первых букв картинок. (Велосипед, ель, слон, насекомые, автобус) – Какой будет первый звук в этом слове, дайте ему характеристику. Какой последний звук? – ВЕСНА.
Поисковый этап:
– Конечно, ведь весна уже должна наступить. А ее все нет. Что будем делать? – Спасать, освобождать. – Колдунья оставила нам вот это. Что это? – Это план. – Да, он нам очень пригодиться, если мы будем действовать согласно плану, то мы все успеем и ничего не забудем. – Если мы все-все расскажем о весне, все колдовство исчезнет. А что нужно, для того, чтобы подробно, полно, красиво и правильно рассказать о весне? – Отправиться в лес, и посмотреть какая бывает весна. – Конечно, ведь весна бывает разная. Какая бывает весна? – Ранняя и поздняя, теплая и холодная. – Как же нам успеть рассказать о такой разной весне? – Разделиться на команды. – Это отличное решение. Одна команда расскажет о ранней весне, а другая о весне поздней. – Конечно, для того чтобы понаблюдать и многое узнать, я вас приглашаю на прогулку. – Но прежде, чем отправляться на прогулку, давайте вспомним правила поведения в лесу. (Дети комментируют слайды мультимедиа: не разжигать костры, не трогать птичьих гнезд, не рвать цветы) – Отлично, я очень рада, что мы это знаем. Идем гулять! Что мы видим? – Первые весенние цветы. – Мы говорили, что их срывать нельзя. Но их можно понюхать. Вдох носом, выдох ртом. 5 раз. – Цветы распускаются ранней весной или поздней? – И ранней и поздней. – Отлично. Если это первые цветы, то они называются – первоцветы. – А это что это за звуки? (Слышится шум дождя) – Это дождь! (Логопед разбрасывает капельки дождя, на которых изображены различные эмоциональные состояния: радость, грусть, безразличие, испуг, злость, удивление, восхищение) – Первый весенний дождь! Открывайте зонтики, чтоб не промокнуть. Вот и закончился дождь. Но капельки все равно попали на вас. Что же на них изображено? (Дети называют эмоции.)
– Давайте произнесем предложение с различными эмоциями. Например: Закончился первый весенний дождь, скажем злобно, весело и т.д. (Дети произносят и закрывают воображаемый зонтик) – Здорово у вас получилось! Теперь каждый свою каплю наденет на этот шнурок, там есть дырочка. – И, конечно, после дождя остались …? – Лужи. – Да, смотрите, какая большая лужа. Ее сможет перепрыгнуть тот, кто назовет признаки весны. (Дети называют и перепрыгивают) –Ребята, смотрите, опять веселое солнышко ярко светит, и отражается в луже. Давайте, подойдем ближе и посмотрим. Здесь можно увидеть и отражение весны. Дети и логопед смотрят на картинки. – Посмотрим внимательно и скажем весна какая? (Теплая, весёлая, звонкая, красивая, цветущая, голосистая, долгожданная...) – Весна что сделала? (Наступила, пришла, проснулась, порадовала, улыбнулась, согрела, зазвенела, закапала, потекла...) – Вот как много мы сказали о весне. У весны много замечательных друзей. Назовите их ласково. Солнце – солнышко. – Туча - ..., лужа - ..., ветер - ..., трава - ..., скворец - ..., дерево - ..., цветок - .. – Мы знаем, что весна наступает после …? – Зимы. – Мы знаем зимние месяцы, это…? – Декабрь, январь, февраль. – Сегодня мы повторим названия весенних месяцев. – Март, апрель, май. – Вы знаете, 22 марта – день весеннего равноденствия. В народе говорят, что в это время «день с ночью меряется». То есть, день по времени длится столько же, сколько и ночь. – Пойдем дальше, посмотрим, что же там. Слышите, что это за звук? – Птицы поют. – Ребята, как вы думаете, почему гнезда разные по размеру? (Дети высказывают свои предположения). ¬– Ребята, и названия птиц тоже все разные. В них разное количество слогов. Поселим птиц, в названии, которых один слог в маленькое гнездышко, два слога – в среднее, а слова из трех слогов – в большое гнездо. – Грач, аист, цапля, скворец, кукушка, соловей, ласточка. – Ребята, что общего у всех птиц? Они прилетают к нам с приходом весны. –Они перелетные.
Рефлексивно-оценочный этап:
– Ребята, много мы сегодня сказали о весне. И многое узнали. Давайте вспомним все, что мы сегодня говорили о весне: и слова-признаки, и слова-действия. Составим красивый рассказ о весне. А что нам в этом поможет? – План. –Конечно, давайте посмотрим, что нам пригодится для составления плана. (Логопед предлагает детям обеих команд графические изображения для плана: солнце, облако, ветер, снег, капли дождя, человек в теплой одежде и обуви, человек в легкой одежде и обуви, животные, птицы и цветы). – Вы составите красивый рассказ о весне, тогда разрушится колдовство. Весна обязательно наступит. (Каждая команда составляет рассказ о весне). – Вы уже немного устали, вы очень старались, чтобы разрушить злые чары. Посидим на полянке, отдохнем и посмотрим, удалось ли нам спасти весну. (Демонстрация видеоролика о том, как распускаются первые цветы) – Если цветы распускаются, то весна спасена. –Конечно, так и есть. Вот и закончилась наша прогулка. Пора возвращаться в детский сад. Посмотрите на экран, что вы видите? (Я МОЛОДЕЦ!) Ребята, скажите, почему каждый из вас сегодня молодец! (Дети оценивают себя) –Я молодец, потому что…
Литература: 1. Бабаева Т.И., Логинова В.И. Программа «Детство».- СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. 2. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. . –М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. 3. Лозбякова М.И. Учимся правильно и четко говорить. – М: Вентана-Графф, 2003. 4. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: МГЗПИ, 1991. 5. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий. – М: ГНОМ и Д, 2007. 6. Журнал. Справочник старшего воспитателя ДОУ.– №1, №11 2011г.
|