Конспект непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми подготовительной к школе группы с учетом формирования универсальных учебных действий
Тема: Морское путешествие, или Чего не должно быть в океане?
Цель: знакомство со звуком [р] и буквой Р.
Задачи: Образовательные: – познакомить с буквой Р; – соотносить звук с буквой.
Коррекционные: – уточнить правильную артикуляцию звука [р]; – автоматизировать произношение звука [р] в словах; – развивать диафрагмальное дыхание; – развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Развивающие: – развивать фонематическое восприятие; – расширять и уточнять словарь по данной теме.
Воспитательные: – воспитывать любовь к живой природе и ее обитателям; – воспитывать умение работать в группе, слушать друг друга.
Оборудование: мультимедийная установка (презентация), магнитная доска и мар-керы, картинки с изображением обитателей моря, в названии которых встречается звук [р], звуковые домики для обозначения места звука в слове, цифры для обозначения количества слогов в словах, веревка, пакет, изображение подводного мира, медали.
Перечень формируемых универсальных учебных действий
Личностные: – развитие интереса к предстоящей деятельности, формирование мотивации; – проявление инициативы, самостоятельности; – выполнение действий по словесной инструкции; – формирование умения работать по правилу и по образцу; – формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру.
Регулятивные: – выполнение действий схематизации и моделирования; – оценка деятельности сверстников; – самооценка собственной деятельности.
Познавательные: – способность и умение производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.
Коммуникативные: – умение вести диалог в соответствии с требованиями речевого этикета.
I. Мотивационно-ориентировочный этап
(Дети входят в кабинет и видят мультимедийное изображение подводного мира). – Посмотрите на экран, что вы видите? Хотели бы вы погрузиться на морскую глубину? Зачем вы хотите туда отправиться? – Поплавать, посмотреть животных, стать исследователями, изучить растения и рыб, поиграть. – Ребята, взгляните, кто приглашает нас в гости? – Дельфин. – Посмотрите внимательно, что это за буквы SOS вверху? – Это сигнал того, что кто-то попал в беду и не просто приглашает нас в гости, а просит о помощи. Значит, получается, дельфинам нужна наша помощь. Мы должны найти на морском дне те предметы, которых там не должно быть, которые попали туда совершенно случайно. – Как же мы окажемся на морском дне? С помощью чего? Что нам для этого нужно? – Подводная лодка, батискаф, субмарина. – Правильно, но их у нас нет. Только вот это изображение. Поэтому попробуем оказаться на морском дне с помощью воображения, давайте закроем глазки и представим, что мы погружаемся в морскую воду. Замечательно! Один, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!
II. Поисковый этап.
– Ребята, какими качествами должны обладать настоящие спасатели? А исследователи морских глубин? – Смелость, умение хорошо плавать и др. – Конечно, вы правы. Но как же нам все успеть: и совершить путешествие, и узнать что-то новое, и поделиться друг с другом своими открытиями, и, самое главное, помочь дельфинам? – Разделиться на команды. – Конечно, вот отличная идея! Одна команда будет исследовать морских обитателей и растительность, а другая команда – выручать дельфинов. Тогда мы точно все успеем! Выбирайте себе капитанов и придумайте название для вашей команды! – Что же еще нам поможет быстрее и лучше справиться с нашими делами? – План нашего путешествия! – Давайте его составим? (Логопед советуется с детьми в выборе графических изображений плана, по которому нужно действовать, пункты плана фиксирует на доске маркером) – Чтобы погрузиться в морские глубины, нужно правильно дышать (рисуем нос и рот со стрелками). – Раз мы водолазы, то должны соответственно одеться. Это так? Вы согласны? (Рисуем маску и ласты или акваланг) – И конечно, поиграть. (Рисуем ладошки). – То, что мы найдем, мы будем исследовать, может, посчитаем. (Пишем: 1 2 3). – А еще нужно рассказать о наших находках друг другу. (Рисуем стрелочки влево, вправо). – И обязательно, после долгих исследований нужно немного отдохнуть. Будем спать в кроватках или покачаемся на волнах? (Рисуем волны).
III. Практический этап.
– Ребята, смотрим на план, что же дальше? – Будем надевать костюмы водолазов. – Конечно, переодеваемся, гидрокостюмы должны очень плотно облегать наше тело, чтобы мы с вами не замерзли в морской воде. Так, молодцы, все расправляем, чтобы не было складок. Надеваем маску, ласты, перчатки, не забудьте захватить акваланги. – Никита, твоя команда отправляется исследовать морских обитателей? Егор, твоя команда ищет то, чего не должно быть в океане? (Дети находят изображения подводных жителей, растительности и др.) – Рыба, рак, ракушка, растения… – Рукавица, карандаш, кровать, градусник… – Ребята, что вы замечаете? Какой общий признак для всех этих слов? – Звук [р]. – Конечно, вы молодцы! Чтобы правильно произнести звук [р], что должен делать язычок, губы? – Губы приоткрыты, язык у верхних зубов и дрожит. – Очень хорошо, давайте подумаем, какой звук [р]? – Согласный (воздух не выходит свободно, мешают зубы), звонкий (горлышко работает), твердый. – Смотрите на экран, все ли правильно вы сказали? – Все правильно!!! – Что дальше у нас по плану? – Мы должны, разложить наши находки. – Как будем раскладывать? Смотрите, у нас есть звуковые домики, распределим все эти картинки по окошкам? Если звук [р] в начале слова, то в какое окно? – В первое. – Если звук [р] в середине? – Во второе. – Если звук [р] в конце? – В третье. – Подскажите, мне, пожалуйста, что у нас в плане следующим пунктом? – Цифры. – Ребята, что можно посчитать? – Картинки, слова? – А слоги мы можем посчитать? – Да!!! – Считаем, сколько слогов в словах. И кладем картинку к соответствующей цифре. Капитаны, проверяйте: все ли правильно. – Ребята, а дальше в нашем плане – ладошки. Что это значит? – Пора поиграть! – И правда, представьте, что мотор нашей субмарины сломался и нам нужно его починить! Заведем мотор! Руки перед грудью, кулачки сжаты, крутим руками и произно-сим: р- р-р; ра, ро, ру, ры, ри(Динамическая пауза с использованием речедвигательной ритмики А. Я. Мухиной ) – Отлично, но двигаться дальше нельзя, пока мы не завяжем морские узлы. Вот ве-ревка. Морской узел должен быть похож на букву, которая обозначает звук [р]. (Дети выкладывают из веревки букву «Р» на ковре) Посмотрите на экран. В какую сторону «смотрит» буква «Р»? – В правую. – Ребята, а какая буква похожа на «Р»? Смотрите на экран. – Мягкий знак! – Мягкий знак тоже «смотрит» направо? А чем отличается? – Полукруг внизу. А у «Р» вверху. – Вот предпоследний пункт нашего плана. Расскажем друг другу о своей находке предложением из 4 слов. – Я нашла стеклянный градусник. – Я нашел железную кровать. – Я нашел красивую ракушку. – Отлично справляетесь. Теперь предлагаю вам то, чего не должно быть в океане выбросить в пакет или отправить в корзину. А остальное вернуть в воду, чтобы дельфин не грустил. (Дети классифицируют картинки по заданному признаку) – И самое последнее, что в нашем плане – это… – Волны. – Да, вы были настоящими исследователями и спасателями, хорошо потрудились, настала пора немного отдохнуть. Давайте послушаем шум волн и представим, как хорошо полежать и покачаться на волнах. (Дети ложатся на ковер, закрывают глаза, звучит шум морского прибоя) – Отдохнули? А теперь нужно возвращаться из нашего путешествия. – Мы снимаем гидрокостюмы, глубоко вдыхаем. Субмарина доставит нас обратно на поверхность океана, а там и до берега рукой подать.
IV. Рефлексивно-оценочный этап
– Как выдумаете, ребята, доволен ли дельфин? Удалось ли нам ему помочь? Что сейчас чувствует дельфин, который просил нас о помощи? Что мы для этого делали? – Да, мы помогли дельфину! – У нас получилось очистить морское дно! – Ребята, кому бы вы хотели рассказать о нашем путешествии? – Маме, бабушке, брату. – Как вы думаете, вы справились с ролью спасателей и исследователей? – Мы с дельфином тоже считаем, что справились, и потому – вам вручаются морские медали!
|