Конспект непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми среднего дошкольного группы
Тема: Что такое наше тело, что оно умеет делать?
Цель: обучение составлению описательного рассказа.
Задачи: Образовательные: – развивать навыки словообразования; – развивать навыки связной речи.
Коррекционные: – учить координировать речь с движениями; – развивать фонематическое восприятие; – развивать дыхание, голос и мимическую мускулатуру; – развивать общую и мелкую моторику.
Развивающие: – расширять и активизировать глагольный словарь; – развивать самоконтроль за речью.
Воспитательные: – воспитывать бережное отношение к своему здоровью; – воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: мультимедийная установка (презентация), магнитная доска и магниты, маркер, картинки с изображениями эмоциональных состояний, картинки для составления плана рассказа, ароматическая лампа, эфирное масло мяты и эвкалипта, массажные шарики су-джок по количеству детей.
Организационный момент: – Ребята, как настроение? Сегодня утром вы здоровались друг с другом? Как? – Привет! Салют! – Ребята, а как можно поздороваться со взрослыми людьми? – Доброе утро! Здравствуйте! Приветствую Вас!
Мотивационно-ориентировочный этап:
– Ребята, сегодня к нам в гости прилетел инопланетянин. И он даже не знает, как с нами поздороваться. Представляете? Он не знает, как устроен земной человек. Не знает, что есть дети и взрослые. Просит нас помочь ему разобраться. Поможем? – Конечно.
Поисковый этап:
– Ребята, чтобы понятно рассказать нашему гостю о земном человеке, что мы должны сделать? – Узнать, как устроено наше тело. –А как же нам все успеть? – Разделиться на команды и составить план. – Отличная идея. Можно рассказать нашему гостю об организме ребенка и взрослого человека. – А с чего мы начнем наш рассказ? – С головы, лица. – Хорошо, не забудьте, что у детей и взрослых они разные. У взрослого –лицо. А у ребенка? (Логопед схематично зарисовывает первый пункт плана) – Личико. – Ребята, а что умеют делать наши лица? – Улыбаться. – Конечно, и не только улыбаться. На наших лицах можно прочитать различные эмоции. Какие вы знаете? – Радость, грусть, удивление, испуг, восторг, восхищение, злоба. – Очень хорошо, давайте представим, что летом выпал снег. Что кто-то заболел. А вскоре выздоровел. Что кто-то сломал вашу любимую игрушку. Что вам подарили долгожданный подарок. (Дети изображают различные эмоциональные состояния). Мимическая гимнастика. – Так, отлично. О голове и лице расскажем, не забудем. А что на лице. – Глаза. – Это у взрослого, а у ребенка? – Глазки. – Точно, а что человек делает глазами? (Логопед зарисовывает следующий пункт плана) – Смотрит, видит, глядит, моргает. – Ребята, когда наши глаза долго-долго что-то рассматривают, они очень устают, напрягаются. И нужно делать? – Давать им отдых. – Конечно, скоро вы пойдете в школу. Вашим глазам придется много трудиться, и чтобы сохранить свое зрение, нужно уметь снять напряжение с глаз. (Гимнастика для глаз) – Что дальше на лице человека? – Нос. – А у ребенка – это…? – Носик. – Да, что же человек делает носом? (Логопед зарисовывает следующий пункт плана) – Дышит, вдыхает, нюхает, выдыхает. – Что еще мы не нарисовали? – Уши, ушки. – Замечательно, все правильно. – Зачем людям уши? – Слушать. – Ребята, замечательно, все правильно. Давайте посмотрим, послушаем и понюхаем. (Элементы музыкотерапии, ароматерапии, хромотерапии) – Понравилось, приятно? – Очень приятный аромат, красивая музыка, картины природы. – Ребята, чтобы быть успешным человеком, умным и красивым, что нужно беречь с самого детства? – Смотрите на экран, там подсказка! (Зубы, дом, облако, рука, облако, виноград, Ь, енот) – ЗДОРОВЬЕ. Как вы думаете, вам пригодятся эти знания. А зачем? – Чтобы уметь расслабиться, снять усталость. – Что рисуем дальше? – Рот. – Конечно, ребята. Чтобы, красиво и понятно говорить, рот, и все что во рту должно хорошо работать. (Артикуляционная гимнастика) – Шея. – Очень хорошо. (Логопед зарисовывает следующий пункт плана) А дальше? – Грудь, спина, живот. – Так, отлично. (Логопед зарисовывает следующий пункт плана) – Ваши спины уже устали, давайте встанем в круг и легко похлопаем друг друга по спине. А дальше? – Руки, ноги, пальцы. (Логопед зарисовывает следующий пункт плана) – А у ребенка? – Ручки, ножки, пальчики. – Ребята, вы уже такие большие, скоро пойдете в школу, в первый класс. И там вашим пальцам придется много работать. Чтобы пальцы не уставали от нагрузок, их тоже нужно уметь расслаблять. Смотрите, это подарок от инопланетянина. С помощью этих шариков мы сделаем массаж пальцев. – Давайте порадуем свои пальцы. (Пальчиковая гимнастика с использованием су-джок массажера) – Один, два, три, четыре, пять! Будем пальцы мы считать. Пять – на правой, пять – на левой, Знают это Дима с Евой. – Что-то мы засиделись, давайте все, о чем мы сказали, сейчас повторим вместе с движениями. Вставайте в круг. (Динамическая пауза) –Что такое наше тело, что оно умеет делать? Прыгать, бегать и смеяться, Наклоняться, подниматься…
Рефлексивно-оценочный этап:
– Ребята, много мы сегодня сказали о нашем организме. И многое узнали. Давайте вспомним все, что мы сегодня говорили: и слова-признаки, и слова-действия. Составим красивый рассказ. А что нам в этом поможет? – План. –Конечно, давайте посмотрим, что нам пригодится для составления плана. (Логопед предлагает детям обеих команд графические изображения для плана). – Вы составите красивый рассказ о теле человека, тогда инопланетянин будет чаще навещать нас. Мы будем дружить. Одна команда расскажет о ребенке, другая – о взрослом. (Каждая команда составляет рассказ). –Конечно, так и есть. Вот и закончилось путешествие по нашему телу. Посмотрите на экран, что вы видите? (Я МОЛОДЕЦ!) Ребята, скажите, почему каждый из вас сегодня молодец! (Дети оценивают себя) –Я молодец, потому что…
Использованная литература. 1. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 349 с. 2. Выготская, И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: книга для логопеда. / И. Г. Выготская, Е. Л, Пеллингер, Л. П. Успенская. - М. : Просвещение , 1993. - 223 с. 3. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001. - 208 с. 4. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. / Составитель А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк. 5. Оздоровительные и реабилитационные мероприятия в учреждениях системы образования на основе применения аромамасел: Методические рекомендации. – Новокузнецк, 2003. – 40 с. 6. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - М., Аст, Астрель, 2002. – 94 с. 7. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2002. - 80 с.
|