Программные задачи:
- Закреплять знание детей о природе своего города, расширять представления о предметном мире.
- Помогать детям почувствовать красоту родного края, обогащать тактильными, вкусовыми, обонятельными ощущениями.
- Развивать зрительные функции глаза, ориентировку на микро и макроплоскости.
- Развивать связную монологическую речь, интонационную выразительность речи.
Оборудование: фото, картины, рисунки выполненные детьми, натуральные ягоды, цветы, яблоки, перчатки, ширма, мольберты, посылка, корзинки, овощи для театра украшенные и «оживленные», атрибуты для игр «Собери цветок», «Корзинки»
Музыкальное оформление:
песни – «Листья желтые», «Осенний поцелуй», «Рябиновые бусы», «Разноцветная осень»; П.И.Чайковский «Октябрь». Танец с листочками «Листопад».
Ход НОД:
Воспитатель:
Желтый листик на ладони,
Был когда-то он зеленый.
К нам в окошко он влетел,
Почему он пожелтел?
У кого, друзья, ни спросим,
Скажут дети:
Дети:
Наступила осень!
Осенью бывают, ясные деньки
Листики порхают,
Словно мотыльки.
Полюбуйтесь, маскарад!
Лес меняет свой наряд.
Снял зеленый, мерит новый,
Желтый, красный и бордовый.
Бродит в роще листопад
По кустам , березам.
Скоро он заглянет в парк
Золотистым звоном!
Соберем из листьев веер
Яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер
Легкий и игривый.
И послушно ветру вслед
Листья улетают.
Значит, лета больше нет,
Осень наступает.
Воспитатель:
Осень – это листопад
Листопаду каждый рад.
Листья желтые летят,
Веселее шелестят.
Игра «Листопад» (Цель. Развивать желание эмоционально откликаться на красоту осенних листьев. Дети выполняют различные движения с натуральными листьями)
Воспитатель:
Апатиты - город мой,
Как гордимся мы тобой
Город Апатиты –
Мы, в России знамениты
Мы гордимся, что наш Северный Край богат чудесными ягодами!
Ребенок:
Мы гордимся чудо-ягодой черникой, стебелек тоненький, на стебельке маленькие , зелененькие листочки, у листочков сидят черниченки, черные ягодки. Черника-чемпион по витаминам. Кто, каждый день ест свежую чернику с сахаром, тот быстро вылечит глаза.
Ребенок:
Мы, гордимся, ягодой - морошкой.
Осень подоспела - ягода поспела,
Спелая-морошка- желтая сережка.
Янтарная, мягкая, сочная с приятным медовым вкусом – это самая любимая ягода северян. В ней, очень много витаминов. Замечательна морошка с медом и сахаром при простуде. А в жару утоляет жажду. Вот эти чашечки от морошки, сушат и заваривают от кашля.
Ребенок:
Мы гордимся, что только у нас ягоды растут на болотной кочке. Клюкву считают, северным виноградом. Осенью она самая главная ягода – клюква болотная.
Алые, блестящие, клюковки хрустящие.
Ты с поклоном собирай,
Дарит их любимый край.
Ешь клюкву и микробы, будут вас бояться!
Игра «Клюквоеды»
Кто сможет съесть клюкву и не сморщится, ведь эта ягода очень кислая! (Цель. Развивать вкусовые ощущения, уметь передавать их в речи. Дети угощаются клюквой)
Зрительная гимнастика:
«Прогулка в лесу»
Мы отправились гулять.
Светит солнце в вышине, (смотрят вверх)
Вот грибок растет на пне, (смотрят вниз)
Дрозд на дереве сидит, (смотрят вверх)
Ежик под кустом шуршит. (смотрят вниз)
Слева ель растет - старушка, (смотрят вправо)
Справа сосенки - подружки. (смотрят влево)
Где вы, ягоды, ау! (большой круг)
Все равно я вас найду! (большой круг)
Воспитатель:
Апатиты – город мой,
Как гордимся мы тобой
Мы гордимся, что у нас на Севере работает Полярная опытная станция. Полярная опытная станция – это гордость нашей области. Там выращивают рассаду цветов и украшает ими улицы города. С цветами веселее наш замечательный городок.
Чудеса в нашем городе не кончаются, чудеса в нашем городе продолжаются.
Ребенок:
Мы гордимся, что в нашем северном городе, осенью до самого мороза, цветет ярко – оранжевый цветок ноготок. Почему его называют ноготок? Потому что семена похожи на маленькие детские ногти. А ученые люди назвали его – календула. Этот цветок не только красивый, но и полезный, если этот цветок залить кипятком, то можно лечить горло. Сажайте ноготки! Радуйте свои глазки ярким, оранжевым цветом.
Ребенок:
Мы гордимся, чудо-клумбами в нашем городе. Самое удивительное, что маленькие маргаритки так разрослись, что подглядывают за нами везде. Они белые, нежно – розовые, красные. В народе их называют, «глазной цветочек». Маргаритки не боятся осенней погоды, радуют нас яркими цветочками.
Ребенок:
Мы гордимся, красотой нашей природы. А сейчас, вы очень удивитесь. Это чудо только у нас. У нас растет одуванчик лекарственный, его целых пять редких видов. Одуванчик: мурманский, норвежский, снежный, подражающий, белоязычковый. Одуванчики включены в Красную книгу России. Вот, какой это не простой цветок!
Воспитатель:
А мы гордимся нашим детским садом, который назван в честь волшебного цветочка – семицветик. Предлагаю вам игру
«Соберем семицветик» (Цель. Закреплять последовательность расположения цветов в семицветике, развивать мелкую моторику. Дети конструируют цветок из колпачков от фломастеров, вставляя в заранее приготовленную основу)
Воспитатель:
Апатиты – город мой, как гордимся мы тобой!
Чудеса в нашем городе не кончаются, чудеса в нашем городе продолжаются.
Ребенок:
Мы гордимся, что у нас растет чудо-дерево рябина. Рябина – яркий символ северного края.
Мороза не боится.
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью красные бусы надела.
Рябина - волшебное дерево! Это дерево помогает больным. Из веточек заваривают лечебный чай. Из ягод варят варенье, компоты, делают квас. Рябину называют птичьей кладовой. Любуйтесь, красивыми деревьями рябины в нашем городе.
Ребенок:
Мы гордимся кедровой аллеей в нашем городе. Кедр начинает расти из маленького зернышка. Много лет назад ученые привезли саженцы кедров и посадили на аллее. Прошло 16 лет, кедры стали красивые, высокие, зеленые, стройные и доросли до 2 этажа. Любуйтесь красивыми деревьями, берегите их, гуляйте по кедровой аллее!
Ребенок:
Мы гордимся, что у нас в Хибинах – растут яблони. Яблони в Апатитах растут очень давно. Летом, яблоня одевает красивый белый наряд из цветов. Люди ходят и любуются. А осенью, появляются яблочки мелкие и зеленые. Самое большое яблочко вырастает размером с лесной орех. Красиво смотреть на такое чудо. Приходите удивляться!
А сейчас, играть пора
Начинается игра «Корзинка» (Цель. Классификация овощей и фруктов. Дети собирают в «корзинки», прикрепленные к мольберту изображения овощей и фруктов)
Воспитатель:
Каждый год, сотрудники Полярной опытной станции выращивают сотни новых сортов различных культур на Севере. И сегодня, к нам в группу они прислали посылку. Что же там? Сейчас мы посмотрим!
(Раздаётся голос, записанный на аудиокассету)
Нас сложили очень густо,
Не дави же так, капуста.
Ты толста и так кругла,
Ты на спинку мне легла.
Не толкайся ты, картошка,
Вправо откатись немножко.
Я - малышка чесночок,
Не давите мне на бок!
Воспитатель:
Ничего нам не понятно, что же это происходит? Овощи в посылке все перессорились.
Овощи, нам покажитесь,
Что случилось, расскажите?
Кукольный спектакль «Спор овощей»
(за ширмой дети разыгрывают сценку натуральными овощами на тросточках. У овощей есть глаза, нос, рот, мелкие детали одежды)
Ведущий:
Сколько разных овощей
Спорят: кто кого важней
Воспитатель:
Апатиты – город мой,
Как гордимся мы тобой!
Столько ягод тут полезных,
Мест красивых, интересных,
Чудеса и там, и тут
Удивляют и растут!
Приезжайте в Апатиты,
Апатиты - знамениты!
Весь текст материала находится в приложенном файле
|