Сегодня: 12.12.2017
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Педагогу-психологу


Формирование психологической готовности детей дошкольного возраста - важное условие успешности школьного обучения в свете реализации ФГОС ДО

СКАЧАТЬ (21.2Kb) 17.05.2017, 07:48
Иванова-Павлова Р.М. Кушнир Н.В.
воспитатели, МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 223" г. Саратова

Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, главной целью которого является  формирование успешной личности. Ключевая установка федерального государственного образовательного  стандарта (ФГОС) - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Процессы модернизации образования требуют, чтобы  преемственность дошкольного и начального образования осуществлялась в соответствии с теми идеями, которые отражены во ФГОС дошкольного и начального общего образования.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных периодов в жизни детей как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности ребенка – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период  прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по- настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Внешне это выражается в изменении поведения ребенка – вялость, раздражительность, появление головных болей, нарушение сна, сниженная работоспособность, быстрая утомляемость, подверженность респираторным заболеваниям.

Если эти изменения выражены слабо и исчезают полностью в течение первой четверти, можно судить о легкой и быстрой адаптации ребенка к школе и подготовленности к школьному обучению. Устойчивость отрицательных проявлений в самочувствии и состоянии здоровья ребенка до конца первого полугодия свидетельствует о средней тяжести протекания адаптационного процесса. Если же до конца учебного года стабилизация нормального здоровья не наблюдается, то это говорит о высоком уровне тяжести адаптации. Именно ослабленные дети испытывают наибольшую трудность в обучении и вызывают особую тревогу.

Причины трудностей начала школьного обучения многообразны. Исследователь У.В. Ульенкова  выделяет три основные группы факторов.

Во - первых, берущий начало в раннем возрасте. Это когда здоровые от рождения дети попадают в неблагоприятные социально - педагогические условия: низкий уровень общей и педагогической культуры родителей, дефицит полноценного общения со  взрослыми, недостатки воспитательного воздействия в детском саду. Во-вторых, слабое здоровье детей с раннего возраста, расстройства нервной системы вследствие частых заболеваний, наличие травмирующих психику ситуаций в семье и в детском саду. В-третьих, задержка психического развития (ЗПР), задержка развития речи (ЗРР), вызванные недостаточностью деятельности мозга, неблагоприятными условиями внутриутробного развития, родового периода, раннего детства.

Таким образом, у детей, не готовых к обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации к школе, у них гораздо чаще проявляются трудности в обучении, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем эти дети чаще оказываются в числе неуспевающих.

Долгое время об уровне умственного развития ребенка судили по количеству выявленных у него знаний, по объему словарного запаса. Это не совсем так. Сейчас дети буквально купаются в потоке информации, впитывают как губка новые слова и выражения. Словарь их увеличивается, но это не значит, что  такими  же темпами развивается и мышление. Старания родителей при этом не знают меры, а возможности детей во внимание не принимаются. Такие родители, не научив ребенка завязывать шнурки, «запихивают» в него все возможные сведения, не считаясь с возрастными особенностями. Один знает все созвездия Галактики, но не знает, где работают его родители, другой выучил наизусть энциклопедический словарь, но совершенно не умеет общаться со сверстниками, боится их, третий умеет в уме складывать сотни чисел, но не знает, как зовут его родителей. И таких примеров можно привести множество.

Дошкольникам вполне доступно понимание и внешних, и внутренних связей между предметами. Показывая взаимозависимость между явлениями (если поливаем, окучиваем растения, они крепнут, быстрее появляются цветы, плоды; если ударить по стеклу – поломается и др.). Мы учим детей сравнивать,  находить общее и различное, связывать факты, делать выводы, группировать, делить, приходить к несложным умозаключениям. Итогом интеллектуального развития дошкольника является наглядно- образное мышление. Готовность к школе определяется не только объемом тех знаний, которые имеет ребенок, сколько умением добывать их, использовать в своей деятельности, совершенствовать.

Интеллектуальная готовность – очень важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе. Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» (Л.И. Божович) – положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Проведенные нами опросы детей подготовительной группы свидетельствуют о большой тяге к школе. Что же привлекает детей к школе? Для некоторой части детей заманчива внешняя атрибутика: новый рюкзак, пенал со школьными принадлежностями, учебники. Но это не главные мотивы. Школа часто привлекает детей своей основной деятельностью – учением.  «Научусь читать, писать», «Буду задачи решать», «Хочу быть, как сестра, она читает большие книги». И это стремление естественно, оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. Ему уже недостаточно только в игре приобщаться к школе. Быть школьником – это уже осознаваемая ребенком ступенька вверх, дети замечают уважительное отношение взрослых к учебе.

Если ребенок не готов к специальной позиции школьника (определенный круг новых обязанностей), то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого интеллектуального развития ему будет трудно в школе. У детей школа вызывает тревожное чувство: «Не хочу в школу – там двойки ставят», «Не пойду в школу, потому что ругают». Причина такого отношения к школе – в запугивании детей школой – особенно опасно по отношению к робким, неуверенным в себе детям. «Ты же двух слов связать не можешь, как ты пойдешь в школу?» или «Опять не запомнил ничего, одни двойки в школе будешь получать». Можно понять боязнь и тревогу этих малышей. И сколько придется уделить внимания, теплоты, чтобы изменить их отношение к школе.

Личностная подготовка, положительное отношение к школе зависят от способов информации о ней. Важно, чтобы сообщения о школе детьми были прочувствованны. Для этого мы используем экскурсии по школе, беседы, рассказы о любимых учителях, чтение литературы, ознакомление с пословицами, прославляющими ум, учение, книги.

Психологическое развитие ребенка, формирование готовности к учению происходит в различных видах деятельности. Большое внимание на развитие личности оказывает игра. Познавательная активность, воображение, стремление к общественной оценке – все направлено на игру, совершенствуется в игре. Поистине «…ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре», - писал известный психолог Д.Б. Эльконин.

В игре ребенок оценивает человеческие отношения, обнаруживает, что они имеют определенную структуру подчинения, управления и исполнения. Играя, малыш учится осмысленно ориентироваться в переживаниях, оценивать их, благодаря этому у него возникает новое отношение к себе. В игре формируется умение и желание делать вместе. Через игровую деятельность дети легко усваивают знания о свойствах и качествах предметов, находят между ними связи, анализируют, обобщают. В процессе игровой деятельности у них формируется мировоззрение, понятия, интересы, потребности.

Итак, важная роль игры в развитии психических процессов объясняется тем, что она вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий. Л.С. Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития, ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».

К шести-семи годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, проявить усилие в случае преодоления препятствий, наметить план действия, исполнить его, оценить результат действия. Но все эти компоненты волевого действия недостаточно устойчивы, удержание цели определяется трудностью задания, длительностью выполнения.

Развитие организованности помогает ребенку управлять своим поведением, зависит во многом от характера взаимоотношений взрослого и ребенка.

Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению предполагает :

- мотивационную готовность (желание учиться);
- моционально – волевую и личностную готовность (способность управлять своим поведением);
- интеллектуальную готовность (способность управлять своими интеллектуальными процессами).

От уровня формирования этой готовности будет зависеть не только быстрая адаптация к школе, ее требованиям и условиям, но и успешность школьного обучения в целом.

Категория: Педагогу-психологу | Добавил: smail | Теги: дошкольное образование
Просмотров: 444 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 5.0/1

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Конкурсы для детей


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2017 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал