Приобщение детей к истокам русской народной
культуры: мини-музей «Русская сказочная изба»
Мини-музей располагается в игровой комнате группы на стене. Все предметы сделаны совместно с детьми из природного и бросового материала. Некоторые выставки проводились совместно с родителями. Сюжеты - различные сказки. Имеется настольный театр, театр для фланелеграфа, игрушки сшитые родителями гуси - "один белый, другой серый". Так же приобретены театры-конструкторы сказки "Колобок", "Теремок","Репка".
План работы в мини-музее на учебный год во второй младшей группе «А» «Золотые рыбки»
Сентябрь. Анкетирование родителей об использовании новой формы работы: мини - музей группы.
Обсуждение с родителями проекта и выбор названия мини-музея. Родители предложили пополнение уголка "ряженные" русскими народными костюмами (сарафан, рубаха, кокошники)
Создание макета "Русская изба"
Октябрь. Подбор атрибутов, выбор места, изготовление предметов, оформление мини-музея. "Русская изба" оформлена ,представляет собой настенное панно в виде русской горницы, где есть окно с резным узором. рукомойник и расшитое каймой полотенце, детская люлька украшенная шитьем в которой лежит тряпичная кукла укрытая одеялом из лоскутов. Знакомство детей русским фольклором (колыбельные, потешки)
Сказка "Репка".
Цель: учить пересказывать сказку при помощи настольного театра, изготовленного совместно с детьми.
Ноябрь. Знакомство детей с музеем. Разучивание русской народной песенки "Водичка, водичка умой мое личико..."
Знакомство со сказкой "Лиса - лапотница".
Цель: знакомить с пересказом в обр. Даля. Беседа о поступке лисы, определить ее характер. Словарь: лапоть.
Декабрь. "Теремок".
Цель: учить пересказывать сказку при помощи настольного театра, изготовленного совместно с детьми. Учить интонационной выразительности для передачи характера героя. Переодевание в русские костюмы, заводим хороводы.
Январь. "Лиса и заяц".
Цель: по русской народной сказке в пересказе В.И.Даля обогащать словарный запас . При озвучивании выделять характерные фразы героев, передавать голосом эмоциональное состояние героев.
Февраль. "Лисичка-сестричка и серый волк".
Цель: далее знакомить с русской народной сказкой. Изготовить из бросового материала сценку из сказки. Учить описывать лису и волка. Узнавать их в разных сказках.
Март. "Волк и козлята" Русская народная сказка в обработке А. Толстого Цель: Прослушать сказку рассмотреть иллюстрации Ю.Васнецова. Прослушивание песенки "Два гуся" ролевое обыгрывание с игрушками.
Апрель. "Небылицы в лицах, небывальщина".
Цель: знакомить с потешным фольклором. Составление потешного рассказа, небылиц.
Май. К. И. Чуковского. "В гостях у дедушки Корнея".
Цель: знакомить с различными произведениями, заинтересовать историей вещей. Вызвать желание помогать героям сказок при изготовлении атрибутов. Используя кукольный настольный театр, инсценировать эпизоды произведений.
План работы.
Чтение произведений: "Телефон", "Айболит", "Муха-цокотуха", "Мойдодыр", "Федорино- горе".
На примере произведений познакомить с историей вещей: телефон, посуда, самовар, умывальник.
Дид. игра "Угадай, что нарисовано" - по рисункам определить, что нарисовано
В результате работы можно сделать вывод: мини-музей помог в освоении сложных тем и вызвал интерес к множеству тем. К истории вещей, к ознакомлению с искусством (иллюстрации художников, музыкальные произведения, народные промыслы, театр). Помог решить задачу приобщения к литературе. Обогатился словарь детей, при встрече с устаревшими словами дети понимают суть произведения, и понимают о чем речь. Решение комплексных задач при помощи мини-музея дают больший развивающий эффект, чем проведение обычных занятий.
|