Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Разное


Экологическое воспитание дошкольника через знакомство с природой родного края

СКАЧАТЬ (18.3 Kb) 22.10.2018, 11:01
Дорошенко Ирина Анатольевна
воспитатель, МК ДОУ № 28

Мир, окружающий ребенка – это мир природы с безграничным  богатством явлений, с чудной своей красотой. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должно воспитываться с раннего детства и в детском саду. А воспитатель должен не только дать дошкольникам представления о природе родного края, но и о законах, научить видеть ее красоту, жить в ней, не нарушая ее ритма. Ведь родившись, человек становится не только частью общества , но и вступает во взаимоотношения с окружающей средой. Семья, дом – надежная защита для ребенка, здесь его поддержат в трудную минуту, помогут. И почти в каждом доме есть домашние животные, комнатные растения. Это существа из другого мира, живущие об обок рядом с нами. И именно в семье ребенок начинает вступать в первые контакты с представителями другой формы жизни. Даже если мама не поливает вместе с малышом комнатные растения, от него не ускользнет то,  с какой любовью и трепетом мама ухаживает за цветами, радуется красивым цветкам, беспокоится о недомогающем бессловно членом семьи.

Наши дети рождаются добрыми и для доброй жизни, наша задача, взрослых, не дать иссякнуть маленькому источнику тепла, терпения  и любви.  Очень важно, чтобы гуманные чувства наши дети распространили не только на себе , но и умели сострадать взрослым, сверстникам и «братьям нашим меньшим», к природе родного края.  А любовь к природе не приходит сама собой. К сожалению, в наши дни ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Практикой и исследованиями последних лет доказано, что в условиях детского сада можно создать для детей хорошее природное окружение (эколого-развивающую среду).

Поставив перед собой задачу знакомства детей с экологией через природу родного края, я уже в начале своей работы увидела, как велик интерес детей к природе. Мы много с детьми уделяем внимания нашим зеленым друзьям. Дети стали с большим вниманием относиться к самочувствию домашних растений. Они стали воспринимать их не только как элемент дизайна, но и как частичкой теплого и живого, что делает дом Домом. Буквально в течение недели после того, как было предложено обогатить нашу группу комнатными растениями, группа превратилась в оазис! Было приятно видеть, что родители были активными участниками. Дети  трепетно, с любовью и интересом наблюдают, как растет на нашем участке елочка, посаженная совместно с воспитателями.

 В беседах о домашних животных я стараюсь подчеркнуть, что они равноправные члены семьи, мы волнуемся, переживаем, заботимся о них не меньше, чем о людях. Дети приносили фотографии домашних любимцев, рассказывали об их нравах, привычках,  о том как о них заботятся. При ознакомлении детей с природой, основное внимание уделяю именно природе родного края Сибири. Наша культура, наш образ жизни, менталитет , напрямую зависит от окружающей природной среды и климатических условий, района проживания. Суровый климат, сложность быта, короткий земледелочный сезон – все это рождало особое отношение к природе. Она одушевлялась, а от уважения и почитания человечности всего живого, будь то «букашечка» малая или полевая былинка. Поэтому, я стараюсь донести до детей, что взаимодействуя с природой родного края, они воспитывают в себе доброту и милосердие, становятся богаче и лучше. Родная природа окружает ребенка с первого мгновения жизни, она ему более понятна и доступна. Было очень приятно видеть, как дети ответственно и кропотливо ухаживают за «огородом на окне», как радовались искренне каждому появившемуся росточку, листочку. Проявляя большой интерес к огороду на участке, с удовольствием трудились. Я стараюсь ежедневно проводить наблюдения в природе  с детьми, с использованием художественного слова. Это и потешки и стихи, приметы, поговорки и пословицы, собираем с детьми гербарий. Проводим экскурсии по экологической тропе в разное время года. Учу детей беречь не только деревья, но и каждую былиночку. Объясняю детям, что наши предки никогда попусту не обитали и не рубили деревья и кусты. Сибирь – это чудо природы, является одним из красивейших районов в природном соотношении. Рассказываю детям, что Сибирь – это часть нашей большой Родины – России, а мы – сибиряки. Наш край богатый запасами золота, железа, а главное Сибирь богата лесом. Еще ягодами, грибами, травами, насекомыми, птицами и зверями. Богата Сибирь березой, которую называют «доктором», ведь из ее почек готовят лекарства, а сок березы очень полезен и вкусный.

Мы считаемся живым. В некоторых районах нашей родины дом строили вокруг какого-нибудь деревца. Так, что деревце это росло внутри дома и служило своеобразным оберегом. Объясняю, что лес – это наше богатство, наша жизнь, это огород без которого человек не сможет жить.

Во время прогулки, берем пакеты и собираем в них мусор, стараемся содержать в чистоте наш участок. Учу детей по мере своих сил заботиться об обитателях леса. Вывешиваем изготовленные детьми и их родителями кормушки. Потом ежедневно следим, чтобы в кормушках был корм птицам, чистим кормушки.

Приятно было слышать впоследствии, что дети не забывают пополнить кормушки во время самостоятельных прогулок в течение всей зимы. Объясняю детям, как приятно, когда твой двор украшен цветами, это радует глаз, и нашу душу наполняет добротой. Поэтому мы с детьми и родителями озеленяем и украшаем цветами участок нашей группы. Родители приносят рассаду, помогают саженцами. На нашем участке посажены дубки, елочки, очень красивые цветники, собственные клумбы. А осенью дети собирают семена цветов.

На познавательных экологических занятиях всегда делаю акцент на ознакомлении дошкольников флоре и фауне родного края.

О слонах, бегемотах, жирафах,  дети услышат и увидят в телевизионных программах, в детских энциклопедиях. А вот рассказать детям увлекательно о том, что окружает ребенка и то, что он видит каждый день – это дает ребенку эмоциональное впечатление о природе, бережное и заинтересованное отношение к окружающей природе. Например, детям очень интересно узнать, что у нас в Сибири. Все знают волка как хищника, но волк еще и большой  лакомка. Он любит морковь и арбузы! Еще, мы с детьми оформляем паспорта на деревья, животных своего края. По ознакомлению с животными и растениями, их жизнью и средой обитания я использую разнообразные дидактические игры и пособия. Научить чувствовать красоту родного края, осознать, что каждый ребенок ответственен за сохранение этой красоты – главная моя задача.

На сегодняшний день родители моих воспитанников являются активными участниками всех мероприятий, экологических акций, развлечений. Родители, видя, как дети стали заботливо относиться ко всему живому, с большим желанием и готовностью откликаются на любую просьбу.

Очень интересно у нас проходят занятия по исследовательской деятельности в лаборатории под названием «Мир природы», где дети с удовольствием проводят эксперименты и опыты. Таким  образом, считаю, что проводимая мною работа по теме «экологическое воспитание дошкольников через знакомство с природой родного края» очень нужное направление для гуманного отношения ребенка к природе, а впечатления о родной природе, полученные в детских садах, оставляют в душе ребенка неугомонный след.



Категория: Разное | Добавил: ирин@54 | Теги: экологическое воспитание, дошкольное образование
Просмотров: 1122 | Загрузок: 17 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог