Ориентировка во времени является важным условием формирования позиции ученика. Овладев временными эталонами ребенок учится планировать свою деятельность, менять темп работы в зависимости от времени, определять время по часам, правильно употреблять в речи временные понятия. Умение планировать свою деятельность развивает у ребенка организованность, собранность, целенаправленность, точность - качества необходимы ребенку в повседневной жизни, а также и при обучении в школе.
Время регулирует повседневную жизнь и учебную деятельность ребенка. Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором время не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков и развития мышления. Ребенку, у которого к периоду поступления в школу не развиты временные различия, приходится преодолевать много дополнительных трудностей.
Для формирования временных представлений я использую различные средства:
Дидактические игры и упражнения: «Когда это бывает?», «Суточные часы», «Переполох», «Поставь стрелку правильно», «Двенадцать месяцев», «Который час», «Какое время», «Назови пропущенное слово», «Успей вовремя».
Художественная литература: потешки, стихи, рассказы о времени способствуют непринужденному запоминанию временных интервалов, обогащают словарь детей специальной терминологией, развивают память и внимание.
Ребенку очень тяжело показать время. Он воспринимает время в разнообразных видах своей деятельности. И здесь мне на помощь приходит моделирование. Моделирование – яркий, наглядный доступный и интересный детям метод. Широко использую вещественные и графические модели временных эталонов. Например: графические модели (плоские и объемные) частей суток, недели, месяца и т. п.,
вещественные модели - макет недели, календарь, механические, песочные и электронные часы и т. п.
Для совершенствования знаний о временах года разработаны наглядные модели «Части суток», «Дни недели», «Времена года». Для формирования знаний о днях недели, годовом цикле я использую модель календаря. Дети активно работают с календарем – отрывают листки календаря, складывают из них недели, месяцы, год.
Песочные часы с разным номиналом времени – лучшее наглядное средство для формирования чувства времени. Работая с песочными часами, дети учатся определять окончание выполнения задания, учатся оценивать длительность времени в процессе деятельности, планировать объем работы за указанный период, планировать свою деятельность в повседневной жизни. Все это происходит не навязчиво во время игр, НОД, выхода на прогулку, бытовом труде и.т.д.
Уже в старшем дошкольном возрасте, ребенок может научиться самостоятельно пользоваться часами. Для решения данной задачи я использую многофункциональную модель «Игровой модуль «Часики». Модель представляет собой конструкцию, по форме напоминающую будильник. В комплект входит:
- двенадцать кругов для циферблата, на которых изображены цифры от 1 до 12;
- круги с изображением точек от 1 до 12;
- 12 одинаковых изображений черепах в профиль;
- 12 одинаковых изображений улиток в профиль
- гласные буквы;
- математические знаки (+, - , =)
- две стрелки – «часовая» и «минутная».
Все детали имеют липкую основу, с помощью которой они крепятся к корпусу часиков. Данная модель способствует формированию у детей временных, пространственных, количественных, фонематических представлений.
Для формирования временных представлений я провожу следующие игры с «Часиками»:
- «Стрелки помощницы» - знакомство с назначением часовых стрелок;
- «Какая стрелка быстрее» - скорость и направление движения часовых стрелок;
- «Который час» - определение времени с точностью до 1 часа;
- «Что и когда мы будем делать» - определение временных интервалов в деятельности.
В результате целенаправленной деятельности, широкого применения разнообразных средств у детей дошкольного возраста будет не только сформировано чувство времени, но и прочно закрепится потребность беречь каждый час. Они приучатся сознательно рассчитывать свое время, разумно распределять и, главное, рационально и экономно его использовать. И это позволит им не только успешно учиться, но и много читать, заниматься спортом, искусством, жить разносторонней жизнью.
|