Сегодня: 16.10.2018
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Разное


"Логические блоки Дьенеша", как средство развития мышления дошкольников

СКАЧАТЬ (23.2 Kb) 26.02.2018, 10:07
Волкова Ирина Геннадьевна
старший воспитатель, МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №110"

Дошкольное детство - об­ладающий своеобразной логикой и спецификой развития феноменальный возрастной период;  это особенный культурный мир со своими границами, образом мышления, чувствами, действиями, ценностями, языком. Именно дошкольный возраст является сенситивным периодом развития у ребенка  одного из самых главных психических процессов – мышления.

А, как известно, мышление – это самая высокая ступень в освоении познания внешнего мира человеком. А мышление человека - это речевое мышление. Его образование происходит вследствие общения людей друг с другом, в совместной деятельности взрослого и ребенка.

Одним из важных этапов развития мышления ребенка -  овладение речью. В словах, обозначающих общее в предметах и явлениях действительности, которыми овладевают дети, решающая роль отводится обобщению ребенком личного опыта, усвоению обобщенного опыта других людей. Направляющим звеном в развитии всех психических процессов ребенка, и в первую очередь его познавательной деятельности является речь. Ребенок в процессе овладения речью сначала усваивает значения слов, слышимых от взрослых.

Словесно-логическое мышление является одним из самых сложных, оно действует со сложными отвлеченными понятиями, а не с конкретными образами, и выражается в словах. Такое мышление действует на основе лингвистических средств и является наиболее высоким этапом развития мышления. Словесно-логическое мышление полностью протекает во внутреннем, умственном плане.

Одним из важных разделов логопедии и психологии является проблема взаимосвязи мышления и речи, роли мышления в обучении, общении и развития и становления сознания.

В последнее время мы видим, что число дошкольников, которые имеют нарушения общего и речевого развития, растет. Большая группа среди них – это дети с общим недоразвитием речи.

Формирование словесно-логического мышления происходит постепенно. Овладение приёмами мыслительной деятельности приобретается во время обучения. Вместе с этим появляется возможность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. Такие операции словесно-логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация формируются в ходе решения учебных задач.

В дошкольный период ребенок достигает своего наиболее полного, развернутого и совершенного развития - в игровой деятельности. Таким образом, можно говорить о важнейшем значении игры для развития словесно – логического мышления. Ведь благодаря игре у ребенка возникает тяга к изучению окружающего мира, стремление воздействовать на него, потребность к наблюдению, рассуждению, анализу, делать выводы. Это становится возможным, когда дошкольник начинает прилагать усилия и, через ситуацию творческого общения, которую создал взрослый, решать различные задачи. На фоне этого, кроме развития исполнительских способностей: памяти, внимания, умения воспроизводить действия других, повторять увиденное или услышанное, развиваются и творческие способности: умение наблюдать, анализировать и сопоставлять, умение найти связи, зависимости и закономерности, а также комбинировать.

Можно предположить, что развивающие игры оказывают на детей большое влияние в умственном развитии. Они все направлены на то, чтобы ребенок постоянно мыслил, учился решать некоторые задачи, находить верные решения. Помимо этого, у детей развиваются такие качества, как целеустремлённость, старание и т.д., формируются навыки активной самостоятельной деятельности. 

В отечественной дошкольной педагогике и детской психологии накоплена достаточно большая  научная база, раскрывающая  психологическую характеристику игры как де­ятельности, возникновение различных видов игр в дошкольном детстве, их индивидуальность, социально-психологические основы игровых объединений методы руководства иг­рой педагогом на различных ступенях дошкольного возраста, воспитательное и развивающее влияние игры на дошкольника.

В образовательном процессе современного ДОУ должно быть создано игровое пространство, представленное взаимодействием самодеятельных игр, отражающих  личный игровой опыт детей; игр, специально привносимых в игровой опыт взрослым в целях детского развития. Такое насыщенное игровое содержание способ­ствует активному развитию дошкольников, формирует субъективный игровой опыт.

В соответствии с общей класси­фикацией игр, которые предложили П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров, развивающие игры являются интеллектуальными, искусственными, результа­тивными, абстрактными (или символическими). Эти игры отличаются большой умственной активностью, являются своеобразной ин­теллектуальной тренировкой и рассматриваются как одно из сред­ств игрового обучения детей и взрослых.

Объединение в игре серьезной интеллектуальной работы и развлечения, размышления и забавы являются основными показателями, благодаря которым игру, возможно, отнести к доступной развивающей дошкольнику деятельности. В играх, направленных на развитие сравнения, абстрагирования, обобщения, требуется от играющего высокий уровень интеллектуальной активности.

Развивающие игры скрывают в себе возможность находить ответы на многие вопросы самостоятельно. Каждая развивающая игра представляет собой, как правило, модель действительности. Качественные изменения в личности (развитие самостоятельности, инициативности, креативности и др.) и в умениях (например, комбиниро­вать, предполагать, видоизменять и др.), которые были приобретены в иг­рах, могут применяться в любой учебной и жизненной ситуации.

Исходя из ряда причин, развивающие игры очень важны для развития и воспитания дошкольников. Развивающие игры как раз несут в себе быструю смену цели и направленности действий, что влечет за собой изменение  реакций ребенка. В развиваю­щей игре результат, возможно, получить только той системой преобразований, которая проходит через анализ, сравнение, обобщение, учитывая, что в меру сложная развивающая игра помогает в развитии содержательной  и операционной сторон умственной деятельности.

Развивающие игры  реализуют потребность дошкольников к по­лучению результата в ходе практических действий и мыслительных операций, осуществляемых ребенком согласно оп­ределенному алгоритму. Результат подвергается кон­тролю и оценке им самим. Успешность зависит от освоения этих важных умений. Дошкольнику в ходе игры удобно реализовывать и поэтапный контроль,  и контроль достигнутого результата.

Заинтересованность педагогов, психологов, родителей развивающими играми, нахождению их места в современном детском саду, как правило, связана с повышенным вниманием к интеллектуальному, творческому и личностному развитию ребенка, обеспечению его занятости, его взросления.

Результатом освоения развивающих игр у дошкольников является совершенствование логи­ческого мышления. Существенными показателями этого являются: быстрое освоение детьми этало­нов мер, сенсорных эталонов (формы, цвета, размера), умений в создании образов, знаков и символов, речи. А также в овладении способов познания: самонаблюдения, начальных навыков логического мышления и умения об­следовать предметы, экспериментирования, классификации, счета и измерения, сравнения и сопоставления.

Можно проследить повышение развивающего воздействия игр на раз­витие личности ребенка. Это возможно при соблюдении ряда ус­ловий:

  • игры, соответствующие уровню развития ребенка, затем несколько выше его возможностей для наиболее эффективного стимулирования проявления самостоятельности и инициативности, активизации деятельности воображения;

игры, ориентированные на освоение средств и способов познания, обеспечение переноса; на обогащение опыта самостоятельной деятельности играющего, в котором сохраняется и накапливается опыт «воображения».

Исходя из многолетнего опыта работы, очевидно, что ребёнок, постоянно решающий посильные и интересные головоломки, в дальнейшем не теряется при столкновении с трудными задачами, а действует активно, самостоятельно находя верные решения, что является условием успешного обучения в школе. 

В практике работы нашего ДОУ используется множество разнообразных методических материалов и разработок, которые направлены на интеллектуально-речевое развитие детей, но большое внимание уделяется логическим блокам Дьенеша.

При использовании логических блоков в играх с дошкольниками, мы получаем возможность формировать важные понятия как математики, так и информатики. Это и алгоритмы, и кодирование информации, и логические операции. А также умение строить высказывания, применяя союзы "и", "или", частицы "не" и др. Такие игры катализируют процесс развития простейших логических структур мышления и математических представлений у дошкольников.

Последние десятилетия у педагогов нашей страны данный материал завоевывает все большее признание.

Блоки Дьенеша - многофункциональный дидактический материал, который позволяет успешно осуществлять поставленные задачи познавательного развития детей программ  «Детство», «Развитие», «Радуга», «Истоки» и других.

Мы можем увидеть успешное накопление опыта, поскольку блоки Дьенеша используются в коррекционных, разновозрастных, а также в группах кратковременного пребывания.

Данная серия игр основана на дидактическом материале «Логические блоки», которые разработал венгерский психолог и математик И. Дьенеш для развития логического мышления у детей.

«Логические блоки» решают такие задачи как: ознакомление детей с геометрическими фигурами, способами их сочетания, формой, размером; развитие мыслительных операций: сравнение, анализ, классификация, обобщение, абстрагирование, кодировка и декодировка информации; усвоение элементарных навыков алгоритмов мышления; развитие познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения.

Данные игры имеют определенную форму проведения:

1. Знакомство детей с содержанием игры, с формой использования в ней дидактического материала.

2. Словесная инструкция к проведению и правилам игры. При этом четкие указания на выполнение данных правил.

3. Демонстрация игровых действий.

 4. Назначение роли взрослого в игре: как участник игры, болельщик или арбитр (взрослый с помощью совета, вопроса, напоминания направляет играющих на определенные действия).

5. Заключительный момент игры – подведение ее итогов. По тем результатам, которые были получены в ходе игры мы сможем сказать об ее эффективности, о том, будут ли дети использовать ее в самостоятельной игре. Проанализировав игру, мы можем увидеть индивидуальные особенности поведения и характера детей. А это, значит, мы сможем обеспечить правильную организацию индивидуальной работы с ними.

У каждой  группы упражнений существует три уровня сложности. Упражнения, имеющие первый уровень сложности, направлены на развитие у детей умения оперировать одним свойством (выявлять и дифференцировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и на его основе обобщать предметы).

Игры, имеющие второй уровень сложности, развивают умение использовать сразу два свойства.

Соответственно, игры и упражнения, относящиеся к третьему уровню сложности, являются формирующими умения действовать сразу с тремя свойствами.

Помимо основных задач, в ходе этих игр дополнительно решаются задачи по речевому развитию детей. Идет расширение словарного запаса. У детей формируется умение группировать предметы по признакам их соотнесенности, а на основе этого идет развитие понимания обобщающего значения слов. Расширяется понятие о значениях простых предлогов и начинается активное использование их в речи.

Используя игровые упражнения первого уровня сложности, мы выявили умение детей видеть одинаковые свойства, признаки предметов; второго уровня – умение найти разные свойства предметов; третьего – способность ребенка обобщать, объединять предметы в группы по какому-то существенному признаку, классифицировать предметы.

В данной работе самый главный принцип – это принцип последовательности – от простого к сложному.

Для того, чтобы доказать эффективность «Логических блоков Дьенеша», проводилась диагностика на начало и конец проведения игр: дети начинают показывать высокие результаты развития мыслительных и речевых способностей.

Подводя итог, хочется отметить, что проводимая нами работа по интеллектуально - речевому развитию детей посредством игр с «Логическими блоками Дьенеша» плодотворная и интересная  как для детей, так и для педагогов.

В результате у детей наблюдается увеличение объема памяти, уровня восприятия, изменилось качество знаний. У детей увеличился уровень речевого развития: расширился словарный запас; дети научились правильно, в точном соответствии со смыслом употреблять слова; связно, последовательно объяснять свои действия простыми законченными предложениями. Дети показывают более высокий уровень интеллектуально - речевых способностей, они стали затрачивать меньше времени на выполнение игровых упражнений.  Таким образом, у старших дошкольников развивается словесно-логическое мышление, которое позволяет манипулировать  рассуждениями, отвлеченными понятиями, выраженными словами.
Категория: Разное | Добавил: redaktor | Теги: Мышление, опыт работы, словесно-логическое мышление, игра, дошкольное образование, логика, блокb Дьенеша
Просмотров: 426 | Загрузок: 17 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2018 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 16.10.2018

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал