Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Разное


Механизмы внедрения ФГТ по программе Н.М.Крыловой "Детский сад - Дом радости"

СКАЧАТЬ (147.5 Kb) 10.12.2014, 13:55
Орлова Ольга Викторовна
методист, ГБОУ СПО "Чапаевский губернский колледж" ОПДО г. Чапаевск Самарской области
Выходом Приказа Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (далее ФГТ) мы все были поставлены перед необходимостью разработки и написания образовательной программы дошкольного образования.
С состояние поиска мы ждали ответы на вопросы:
    Где способы и методы работы с детьми? 
    Где пакеты диагностических материалов? 
    Где система подготовки кадров? 
    Где конспекты занятий? 
    Где мониторинг мнений педагогов и родителей? 
    ГДЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПОД ФГТ?
А далее как в сказке: погоревали-погоревали, да делать нечего… 
«Велика Россия, а отступать некуда – позади детский сад» 
Требования есть ТРЕБОВАНИЯ
Программа должна быть
Вчитываясь в текст приказа, мы поняли, что инвариантная часть программы, которая пишется по единому трафарету,  как сказала Юлия Викторовна Карпова, заведующая кафедрой дошкольного образования СИПКРО, близнецы-братья,   для всех ДОУ одинакова.
«Индивидуальность» программы во второй (вариативной) части.
Скажем, что там, где речь идёт о специфике национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс мы тоже мало чем отличаемся друг от друга. 
Особенностью климатических условий  осуществления образовательного процесса в наших детских садах является высокая континентальность (засушливость и жара  летом, сильные холода зимой) и большая изменчивость от года к году, особенно по количеству выпавших осадков. Частые суровые морозы в зимний период, а также период весенней и осенней распутицы не позволяют осуществлять прогулку в объёме, установленном требованиями СанПиН. Данные погодные условия диктуют необходимость разделения планирования образовательно-воспитательного процесса на два периода: летнего и осенне-весеннего. 
По составу воспитанников – наверное, у всех, в основном, преобладают дети из русскоязычных и полных семей, мальчики, дети – из категории «единственный ребёнок», из семей, в которых господствует атмосфера взаимной поддержки, доброжелательности, любви
Основное отличие в части оказания дополнительных, в том числе платных образовательных услуг 
Расписывая содержание психолого-педагогической работы в инвариантной части, мы пришли к выводу, что театральная деятельность – так успешно складывающаяся на ОПДО- теряет своё можорное звучание. И потому на педагогическом совете было принято решение добавить 11-ую образовательную область «Театр».  
Сегодня открытый просмотр мастер-класса «Работает театральная студия «В гостях у Мери Поппинс», надеемся,  убедит вас в правильности нашего решения
Реализуется она через  дополнительную образовательную программу дошкольного образования социальной  направленности «Театр – творчество – дети» Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович.  
Занятия вынесены в Блок  свободной  деятельности  детей «Детские объединения по интересам» во II-ую половину дня, а также в блок совместной деятельности со взрослыми. Интегрируется с образовательными областями КОММУНИКАЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА через формы работы: драматизация, экскурсия в театр, просмотр театральных постановок, импровизация, режиссерские игры (настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр), игры-драматизации 

Углубляется работа за счет введения дополнительной задачи в образовательную область «Познание», не нашедшей отражение среди задач в инвариантной части, но занимающей одно из приоритетных направлений в комплексной программе "Детский сад - Дом радости". 
Добавлены ещё две задачи по экологии, решение которых открывает детям окружающий мир живой и неживой природы и мир собственного организма. 
Реализуются задачи в режимные моменты, а также в проектной и экспериментальной деятельности.  
Для амплификации познавательно-коммуникативной деятельности детей на образовательной программе дошкольного образования в подготовительной к школе группе и старших группах вводится обучение детей иностранному языку во вторую половину дня в блоке НОД. 
Знакомство с английским языком осуществляется на основе авторской программы Шамьяновой Л.Н. «Обучение дошкольников  английскому  языку»,  имеющей экспертное заключение Методического совета ГОУ СПО Чапаевский губернский колледж  
Внедрение экспериментальной деятельности – одно из возможностей реализации вариативной части.
В нашем учреждении с 2008 года ведётся экспериментальная деятельность по апробации программы В.Т.Кудрявцева "Тропинки", 
целью которой является «Создание условий для общего психического развития детей 3 - 6 лет средствами развития творческих способностей, в частности, условий формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению»
Написание программы как требование 665 приказа оказалось не самым трудным в его реализации. Ещё больше вопросов возникло по другим позициям.
Пункт 1.1 раздела 1 ФГТ гласит: «Насто¬ящие Федеральные государственные требо¬вания устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации Основной общеобразовательной программы дошколь¬ного образования образовательными уч¬реждениями, имеющими государственную аккредитацию, в части определения струк-туры Основной общеобразовательной про¬граммы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части Ос¬новной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образова¬тельного процесса».

Пункты 2.8. и 2.9. заставили нас вспомнить математику средней и школы.

 Нами была сделана попытка рассчи¬тать общий объем Программы, объем ее обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
 В своих расчётах опирались на  рекомендации  Е. КУЧЕНКО, методист, отдел сопровождения дошкольного образования Областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Костромской областной институт развития образования», опубликованные в журнале «Дошкольное воспитание», № 9, 2012. 

ФГТ вводит в лексический набор дошкольников профессиональные термины:
«Непосредственно организованная образовательная деятельность»
«Совместная деятельность взрослого и детей»
«Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов»
 «Комплексно-тематическое планирование»
 «Интегральные качества»

Вроде бы и понятные слова, тем более не новые, а хочется «русского» перевода и простого звучания и доступного в понимании.
Перечитали море методических рекомендаций, перелистали всевозможную информацию в интернете, проштудировали «Дошкольное воспитание» 
И опять как в той сказке: Помыкались, помыкались, наломали дров, набили шишек…  Да и вернулись, ни солоно хлебавши, к родной «комплексной»  программе Н.М.Крыловой "Детский сад - Дом радости" 
В ней нашли ответы на вопросы и  механизмы, позволяющие реализовывать требования
Механизм 1. Индивидуальное обучение  - планомерное общение взрослого с каждым отдельным ребенком, направленное на обучение программной деятельности,- выступает ведущей формой образовательной работы с детьми в «Детском саду - Доме радости».
Каждое утро начинается с обязательной индивидуальной работы по графику
    В понедельник – Введение в геометрию, ориентация в пространстве
    Вторник – готовим руку к письму
    Среда – готовим детей к овладению грамотой
    Четверг – развиваем связную речь
    Пятница – развиваем логическое мышление

Механизм 2. Программа опирается на то, что управление любым видом деятельности может быть представлено в виде модели. 
 

модели, которую использует воспитатель – это система пальцев руки: мизинец обозначает замысел (цель и мотив) – «Что я хочу сделать, о ком позаботиться». Безымянный – предмет преобразования – «Из чего буду делать». Средний палец – средства – «Чем буду делать» (какими орудиями будет осуществляться преобразование). Указательный – порядок действий – «Как буду делать» (с чего начать, чем закончить). Большой палец, поднятый вверх – результат – продукт деятельности, отношение к нему и к себе, как к создателю, т.е. рефлексия и самооценка. 

Эта модель отражает третье направление Программы "Детский сад - Дом радости"  
Согласно озвученной модели по программе Крыловой каждое утро начинается с ЗАДУМКИ на деятельность
Тематический принцип построения образовательного процесса В ТЕЧЕНИЕ дня  выдерживается всеми субъектами образовательного процесса. Эта же модель позволяет выдержать требование 665 приказа в интеграции образовательных областей  При этом образовательные задачи решаются не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов
Развитие самостоятельности —  одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Задача эта не новая. Данная задача приобретает особое значение в связи с введением в слайд действие Федеральных государственных требований, так как новые нормативные документы ориентируют  нас на решение программных образовательных задач не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности дошкольников.

В качестве механизма самопознания, саморазвития и самоуправления любым видом деятельности в программе Н.М.Крыловой используется модель   «Лесенка успеха». 
Любой вид деятельности, которую будет осваивать с помощью воспитателя дошкольник, назван метафорой «Лесенка успеха». 

В ней четыре ступеньки: первая – узнавание, вторая – воспроизведение, третья – самостоятельность, четвертая – творчество. ("Артист или Чародей" - 1 ступенька, "Вкусный собеседник" - 2 ступенька, "Дирижер или Режиссер" - 3 ступенька, "Очарованный зритель" - 4 ступенька)  И только последовательно, пройдя каждую ступеньку, ребенок может перейти к творчеству, проявляя при этом высокий уровень своего развития. 
Овладение деятельностью всегда проходит в три этапа: I этап – это этап повторного наблюдения за деятельностью взрослого, II этап - это воспроизведение ребёнком деятельности под руководством взрослого, III этап  - это самостоятельное выполнении воспитанником деятельности. Признаками самостоятельности нами рассматриваются три: 1) по своей инициативе берётся за выполнение деятельности; 2) выполняет без помощи взрослого (автономно), 3) может сам адекватно оценить полученный продукт (чашка стала чистой, я позаботился о кукле, книжка стала прочной, её удобно теперь читать). 
Этой метафорой обозначается деятельность воспитателя по развитию и трудовой деятельности ребенка. 
Центральным ядром программы, как системы, является нравственно-трудовое воспитание маленького ребенка, что способствует формированию ценностных ориентаций детской личности. 
В период перестройки общества считалось, что трудовая деятельность дошкольника в детском саду – это дань идеологической пропаганде. Однако случилось важное событие в отечественной науке и практике  - в ФГТ 2010 года - "труд" выделен как одна из образовательных областей социально-личностного развития дошкольника. 
Образовательная область есть, задачи, которые нужно реализовывать есть. 

Образовательные области, цели и задачи в соответствии с ФГТ



Если вторую и третью задачу мы можем интегрировать, то первая задача регламентируется САНПИН
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. N 91 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"
 12.22. Общественно полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не должна превышать 20 минут в день.
РЕГЛАМЕНТИРУЕТСЯ, Но не запрещается
К сожалению, механизма для внедрения пункта 3.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
У Крыловой Н.М. на данный момент нет. Изначально задуманная как программа, которая освободит воспитателя от документации на каждый день, дав ему для этого расписанные дни в технологиях на каждый месяц, автор принципиально отказывалась от диагностики, утверждая, что её программа диагностична САМА ПО СЕБЕ: каждый последующий день отражает итоги работы предыдущего дня.
В 2008 году на образовательной программе дошкольного образования был разработан и адаптирован мониторинг отслеживания выполнения программы Н.М.Крыловой «Детский сад – Дом радости» 
Мониторинг детского развития, который проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка. Нам помогла ОП СПО. Совместно со студентами колледжа разработана электронная программа  в приложении MICROSOFT OFFICE EXCEL
Мониторинг осуществляется в целях обеспечения воспитателя родителей и руководства достоверной и объективной систематизированной аналитической информацией об уровне обучения воспитанников и предоставляет результаты изменений динамики развития за год
Программа помогает автоматически вести все подсчёты 

Процесс погружения в ФГТ обретает еще большую актуальность, чем ранее, по меньшей мере по трем причинам. 
Во-первых, опасность формальности 
по причине появления новой тенденции скрывать перегрузы детского организма, которые нормализуются и контролируются нормами САНПИНА. 
ФГТ задумано как механизм облегчения пагубного, вредного давления информационного поля современности на несформировавшийся детский организм. 
Во-вторых, неготовность многих воспитателей к погружению требований. Федеральные государственные требования диктует сместить акцент с непосредственно образовательной деятельности на образовательную деятельность при проведении режимных моментов, что вполне логично. При 12-часовом режиме работы дошкольного учреждения время реализации образовательной программы    только 5–12 % — на непосредственно образовательную деятельность. Разница более чем очевидна, между тем многие педагоги по-прежнему основное внимание уделяют непосредственно образовательной деятельности, как раньше занятиям, и недооценивают образовательный потенциал режимных моментов.

И, в-третьих, в силу начавшегося укоренения облегчённого представления реализации ФГТ. Прочитали – значит реализовали. Поговорили – 
провели семинар -

В заключение своего выступления желаю всем найти согласие между нормативными документами и  проблемами их реализации у классиков 
в годы детства мы должны дать ребёнку правильное видение добра и зла



Категория: Разное | Добавил: DANIEL
Просмотров: 2076 | Загрузок: 34 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог