Сегодня: 04.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Разное


Механизмы внедрения ФГТ по программе Н.М.Крыловой "Детский сад - Дом радости"

СКАЧАТЬ (147.5Kb) 10.12.2014, 13:55
Орлова Ольга Викторовна
методист, ГБОУ СПО "Чапаевский губернский колледж" ОПДО г. Чапаевск Самарской области
Выходом Приказа Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (далее ФГТ) мы все были поставлены перед необходимостью разработки и написания образовательной программы дошкольного образования.
С состояние поиска мы ждали ответы на вопросы:
    Где способы и методы работы с детьми? 
    Где пакеты диагностических материалов? 
    Где система подготовки кадров? 
    Где конспекты занятий? 
    Где мониторинг мнений педагогов и родителей? 
    ГДЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПОД ФГТ?
А далее как в сказке: погоревали-погоревали, да делать нечего… 
«Велика Россия, а отступать некуда – позади детский сад» 
Требования есть ТРЕБОВАНИЯ
Программа должна быть
Вчитываясь в текст приказа, мы поняли, что инвариантная часть программы, которая пишется по единому трафарету,  как сказала Юлия Викторовна Карпова, заведующая кафедрой дошкольного образования СИПКРО, близнецы-братья,   для всех ДОУ одинакова.
«Индивидуальность» программы во второй (вариативной) части.
Скажем, что там, где речь идёт о специфике национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс мы тоже мало чем отличаемся друг от друга. 
Особенностью климатических условий  осуществления образовательного процесса в наших детских садах является высокая континентальность (засушливость и жара  летом, сильные холода зимой) и большая изменчивость от года к году, особенно по количеству выпавших осадков. Частые суровые морозы в зимний период, а также период весенней и осенней распутицы не позволяют осуществлять прогулку в объёме, установленном требованиями СанПиН. Данные погодные условия диктуют необходимость разделения планирования образовательно-воспитательного процесса на два периода: летнего и осенне-весеннего. 
По составу воспитанников – наверное, у всех, в основном, преобладают дети из русскоязычных и полных семей, мальчики, дети – из категории «единственный ребёнок», из семей, в которых господствует атмосфера взаимной поддержки, доброжелательности, любви
Основное отличие в части оказания дополнительных, в том числе платных образовательных услуг 
Расписывая содержание психолого-педагогической работы в инвариантной части, мы пришли к выводу, что театральная деятельность – так успешно складывающаяся на ОПДО- теряет своё можорное звучание. И потому на педагогическом совете было принято решение добавить 11-ую образовательную область «Театр».  
Сегодня открытый просмотр мастер-класса «Работает театральная студия «В гостях у Мери Поппинс», надеемся,  убедит вас в правильности нашего решения
Реализуется она через  дополнительную образовательную программу дошкольного образования социальной  направленности «Театр – творчество – дети» Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович.  
Занятия вынесены в Блок  свободной  деятельности  детей «Детские объединения по интересам» во II-ую половину дня, а также в блок совместной деятельности со взрослыми. Интегрируется с образовательными областями КОММУНИКАЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА через формы работы: драматизация, экскурсия в театр, просмотр театральных постановок, импровизация, режиссерские игры (настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр), игры-драматизации 

Углубляется работа за счет введения дополнительной задачи в образовательную область «Познание», не нашедшей отражение среди задач в инвариантной части, но занимающей одно из приоритетных направлений в комплексной программе "Детский сад - Дом радости". 
Добавлены ещё две задачи по экологии, решение которых открывает детям окружающий мир живой и неживой природы и мир собственного организма. 
Реализуются задачи в режимные моменты, а также в проектной и экспериментальной деятельности.  
Для амплификации познавательно-коммуникативной деятельности детей на образовательной программе дошкольного образования в подготовительной к школе группе и старших группах вводится обучение детей иностранному языку во вторую половину дня в блоке НОД. 
Знакомство с английским языком осуществляется на основе авторской программы Шамьяновой Л.Н. «Обучение дошкольников  английскому  языку»,  имеющей экспертное заключение Методического совета ГОУ СПО Чапаевский губернский колледж  
Внедрение экспериментальной деятельности – одно из возможностей реализации вариативной части.
В нашем учреждении с 2008 года ведётся экспериментальная деятельность по апробации программы В.Т.Кудрявцева "Тропинки", 
целью которой является «Создание условий для общего психического развития детей 3 - 6 лет средствами развития творческих способностей, в частности, условий формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению»
Написание программы как требование 665 приказа оказалось не самым трудным в его реализации. Ещё больше вопросов возникло по другим позициям.
Пункт 1.1 раздела 1 ФГТ гласит: «Насто¬ящие Федеральные государственные требо¬вания устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации Основной общеобразовательной программы дошколь¬ного образования образовательными уч¬реждениями, имеющими государственную аккредитацию, в части определения струк-туры Основной общеобразовательной про¬граммы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части Ос¬новной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образова¬тельного процесса».

Пункты 2.8. и 2.9. заставили нас вспомнить математику средней и школы.

 Нами была сделана попытка рассчи¬тать общий объем Программы, объем ее обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
 В своих расчётах опирались на  рекомендации  Е. КУЧЕНКО, методист, отдел сопровождения дошкольного образования Областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Костромской областной институт развития образования», опубликованные в журнале «Дошкольное воспитание», № 9, 2012. 

ФГТ вводит в лексический набор дошкольников профессиональные термины:
«Непосредственно организованная образовательная деятельность»
«Совместная деятельность взрослого и детей»
«Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов»
 «Комплексно-тематическое планирование»
 «Интегральные качества»

Вроде бы и понятные слова, тем более не новые, а хочется «русского» перевода и простого звучания и доступного в понимании.
Перечитали море методических рекомендаций, перелистали всевозможную информацию в интернете, проштудировали «Дошкольное воспитание» 
И опять как в той сказке: Помыкались, помыкались, наломали дров, набили шишек…  Да и вернулись, ни солоно хлебавши, к родной «комплексной»  программе Н.М.Крыловой "Детский сад - Дом радости" 
В ней нашли ответы на вопросы и  механизмы, позволяющие реализовывать требования
Механизм 1. Индивидуальное обучение  - планомерное общение взрослого с каждым отдельным ребенком, направленное на обучение программной деятельности,- выступает ведущей формой образовательной работы с детьми в «Детском саду - Доме радости».
Каждое утро начинается с обязательной индивидуальной работы по графику
    В понедельник – Введение в геометрию, ориентация в пространстве
    Вторник – готовим руку к письму
    Среда – готовим детей к овладению грамотой
    Четверг – развиваем связную речь
    Пятница – развиваем логическое мышление

Механизм 2. Программа опирается на то, что управление любым видом деятельности может быть представлено в виде модели. 
 

модели, которую использует воспитатель – это система пальцев руки: мизинец обозначает замысел (цель и мотив) – «Что я хочу сделать, о ком позаботиться». Безымянный – предмет преобразования – «Из чего буду делать». Средний палец – средства – «Чем буду делать» (какими орудиями будет осуществляться преобразование). Указательный – порядок действий – «Как буду делать» (с чего начать, чем закончить). Большой палец, поднятый вверх – результат – продукт деятельности, отношение к нему и к себе, как к создателю, т.е. рефлексия и самооценка. 

Эта модель отражает третье направление Программы "Детский сад - Дом радости"  
Согласно озвученной модели по программе Крыловой каждое утро начинается с ЗАДУМКИ на деятельность
Тематический принцип построения образовательного процесса В ТЕЧЕНИЕ дня  выдерживается всеми субъектами образовательного процесса. Эта же модель позволяет выдержать требование 665 приказа в интеграции образовательных областей  При этом образовательные задачи решаются не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов
Развитие самостоятельности —  одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Задача эта не новая. Данная задача приобретает особое значение в связи с введением в слайд действие Федеральных государственных требований, так как новые нормативные документы ориентируют  нас на решение программных образовательных задач не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности дошкольников.

В качестве механизма самопознания, саморазвития и самоуправления любым видом деятельности в программе Н.М.Крыловой используется модель   «Лесенка успеха». 
Любой вид деятельности, которую будет осваивать с помощью воспитателя дошкольник, назван метафорой «Лесенка успеха». 

В ней четыре ступеньки: первая – узнавание, вторая – воспроизведение, третья – самостоятельность, четвертая – творчество. ("Артист или Чародей" - 1 ступенька, "Вкусный собеседник" - 2 ступенька, "Дирижер или Режиссер" - 3 ступенька, "Очарованный зритель" - 4 ступенька)  И только последовательно, пройдя каждую ступеньку, ребенок может перейти к творчеству, проявляя при этом высокий уровень своего развития. 
Овладение деятельностью всегда проходит в три этапа: I этап – это этап повторного наблюдения за деятельностью взрослого, II этап - это воспроизведение ребёнком деятельности под руководством взрослого, III этап  - это самостоятельное выполнении воспитанником деятельности. Признаками самостоятельности нами рассматриваются три: 1) по своей инициативе берётся за выполнение деятельности; 2) выполняет без помощи взрослого (автономно), 3) может сам адекватно оценить полученный продукт (чашка стала чистой, я позаботился о кукле, книжка стала прочной, её удобно теперь читать). 
Этой метафорой обозначается деятельность воспитателя по развитию и трудовой деятельности ребенка. 
Центральным ядром программы, как системы, является нравственно-трудовое воспитание маленького ребенка, что способствует формированию ценностных ориентаций детской личности. 
В период перестройки общества считалось, что трудовая деятельность дошкольника в детском саду – это дань идеологической пропаганде. Однако случилось важное событие в отечественной науке и практике  - в ФГТ 2010 года - "труд" выделен как одна из образовательных областей социально-личностного развития дошкольника. 
Образовательная область есть, задачи, которые нужно реализовывать есть. 

Образовательные области, цели и задачи в соответствии с ФГТ



Если вторую и третью задачу мы можем интегрировать, то первая задача регламентируется САНПИН
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. N 91 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"
 12.22. Общественно полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не должна превышать 20 минут в день.
РЕГЛАМЕНТИРУЕТСЯ, Но не запрещается
К сожалению, механизма для внедрения пункта 3.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
У Крыловой Н.М. на данный момент нет. Изначально задуманная как программа, которая освободит воспитателя от документации на каждый день, дав ему для этого расписанные дни в технологиях на каждый месяц, автор принципиально отказывалась от диагностики, утверждая, что её программа диагностична САМА ПО СЕБЕ: каждый последующий день отражает итоги работы предыдущего дня.
В 2008 году на образовательной программе дошкольного образования был разработан и адаптирован мониторинг отслеживания выполнения программы Н.М.Крыловой «Детский сад – Дом радости» 
Мониторинг детского развития, который проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка. Нам помогла ОП СПО. Совместно со студентами колледжа разработана электронная программа  в приложении MICROSOFT OFFICE EXCEL
Мониторинг осуществляется в целях обеспечения воспитателя родителей и руководства достоверной и объективной систематизированной аналитической информацией об уровне обучения воспитанников и предоставляет результаты изменений динамики развития за год
Программа помогает автоматически вести все подсчёты 

Процесс погружения в ФГТ обретает еще большую актуальность, чем ранее, по меньшей мере по трем причинам. 
Во-первых, опасность формальности 
по причине появления новой тенденции скрывать перегрузы детского организма, которые нормализуются и контролируются нормами САНПИНА. 
ФГТ задумано как механизм облегчения пагубного, вредного давления информационного поля современности на несформировавшийся детский организм. 
Во-вторых, неготовность многих воспитателей к погружению требований. Федеральные государственные требования диктует сместить акцент с непосредственно образовательной деятельности на образовательную деятельность при проведении режимных моментов, что вполне логично. При 12-часовом режиме работы дошкольного учреждения время реализации образовательной программы    только 5–12 % — на непосредственно образовательную деятельность. Разница более чем очевидна, между тем многие педагоги по-прежнему основное внимание уделяют непосредственно образовательной деятельности, как раньше занятиям, и недооценивают образовательный потенциал режимных моментов.

И, в-третьих, в силу начавшегося укоренения облегчённого представления реализации ФГТ. Прочитали – значит реализовали. Поговорили – 
провели семинар -

В заключение своего выступления желаю всем найти согласие между нормативными документами и  проблемами их реализации у классиков 
в годы детства мы должны дать ребёнку правильное видение добра и зла

Категория: Разное | Добавил: DANIEL
Просмотров: 756 | Загрузок: 30 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал