Сегодня: 23.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Разное


Статья "Прикоснуться к природе всем сердцем"

05.10.2014, 13:41
Тимашева Анжелика Александровна
воспитатель, МАОУ Детский сад №19 г. Березники
Прикоснуться к природе всем сердцем

Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом общении они видели средство всестороннего развития ребенка. Хорошо известно в педагогике положение К.Д.Ушинского о том, что природа является одним из могущественных факторов воспитания человека. Без этого фактора самое тщательное воспитание будет сухим и односторонним. «Бедное дитя, - писал Ушинский, - если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помявши на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется с той полнотою и свежестью, к которым способна душа человеческая».
В детском саду ознакомление с природой является одним из основных средств воспитания. Знакомя детей с природой ребенок умственно развивается. Одновременно в ребенке воспитываются нравственные качества и эстетические чувства. Давая детям первоначальные, достоверные знания о предметах и явлениях природы, простейших связях между ними, мы содействуем формированию у детей материалестического миропонимания.
Общими переживаниями, заботами и радостями, связанными с наблюдениями природы, уходом за животными растениями, дети между собой объединяются. Когда вы знакомите своих детей с природой, надо выбирать для наблюдений предметы и явления, вызывающие у ребенка радостные эмоции своей красотой: «золотую» березку с ее резными листочками, ярко бардовый цветок, маленького пушистого котенка, майского жучка, радугу после грозы. Особенно ценным является умение передать свою любовь к природе, бережно и настойчиво поддержать и развить эту любовь и воспитывать на ее основе у детей положительные черты характера.
Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется М.М. Пришвин писал: «Никогда весна новая не приходит опять такой как была, и лето, и осень, и зима новые придут не такими, как были.»
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в будущем.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуа льными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Убеждения человека формируются с детства. Большое значение природе как одному из важнейших средств воспитания придавали лучшие педагоги.
К.Д.Ушинский писал: «Природа есть один из могущественнейших агентов воспитания человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Бедное дитя если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помявший на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется с той полнотою и свежестью, к которым способна душа человеческая…»
Чувства любви к природе можно воспитать, если знакомить ребенка с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой: запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Пусть проследит, как птица учит летать своих птенцов, как трудятся муравьи. Заинтересовавшись природой, ребенок полюбит ее, захочет узнать о ней больше. Восприятие природы помогает развивать такие нравственные качества, как жизнерадостность, чуткое внимательное отношение ко всему живому. Ребенок полюбивший природу не будет безумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных, будет стараться охранять природу. Любовь эта должна быть действенной, а ребенок всегда активен, нужно направить его деятельность. В нашей стране обширные леса, больше всего в мире рек и озер, у нас живут разнообразные животные и птицы: от белого медведя до тигра, от воробья до гагары. В наших лесах и парках растут удивительные растения.
Прогулки и экскурсии в лес, сбор цветов, ягод, грибов, особенно вместе с родителями, старшими братьями и сестрами имеют огромное значение. Очень важно, чтобы в общении детей с природой, старшие внесли свое познавательное и эмоциональное отношение, направили бы их внимание на различные интересные явления природы. Побуждать к упорному самостоятельному решению загадок природы – значит воспитывать у ребенка подлинное познавательное отношение к знанию. Заботливые отец и мать ведут своих детей от первых «Почему» через внимательное наблюдение к постановке опытов, к чтению научно-популярной литературы о жизни природы. Приходилось ли вам, видеть, как во время прогулок с детьми по лесу, ребята разрушают муравьиные жилища, чтобы посмотреть, как суетятся обеспокоенные муравьи?
Обратили ли Вы на внимание детей, вызвали ли сожаление, показав, с какой тревогой муравьи хлопочут, пряча свое потомство в «в подвальные этажи». Остановитесь ли ВЫ рассказав, сколько труда было вложено муравьями, чтобы наносить по иголочке всю эту хвойную крышу их «дома», спросили ли у детей: «А знаете ли вы, ребята что муравьи – самые надежные защитники леса? Знаете, как они оберегают лес от вредителей? Осенью открывается больше возможностей для наблюдений за растениями, насекомыми, птицами. Поищите с ребенком среди осенней листвы – листья березы, рябины, клена.
Общими переживаниями, заботами и радостями, связанными с наблюдениями природы, уходом за животными, растениями, дети между собой объединяются. Когда вы знакомите своих детей с природой, надо выбирать для наблюдений предметы и явления, вызывающие у ребенка радостные эмоции своей красотой: искрящий снег, яркий цветок, маленького котенка, жучка…Особенно ценным является умение передать свою любовь к природе, бережно и настойчиво поддержать и развить эту любовь и воспитывать на ее основе у детей положительные черты характера.
Научите ребенка любоваться природой, обратите его внимание на красивый закат, восход, разноцветное дерево – рябину. Подружитесь с деревом, назовите его, потрогайте его кору, пусть ребенок опишет, что он ощущает, расскажите ребенку что дерево – живое и тоже чувствует боль, покажите смолу на ране сосны, ели, расскажите, что дерево плачет.
Бывают и такие случаи, когда в процессе наблюдений из любопытства дети разрушают сами то, что наблюдают, вместо того, чтобы помочь своими наблюдениями природе.
В детском саду ознакомление с природой является одним из основных средств воспитания. Знакомя детей с природой ребенок умственно развивается. Одновременно в ребенке воспитываются нравственные качества и эстетические чувства. Давая детям первоначальные, достоверные знания о предметах и явлениях природы, простейших связях между ними, мы содействуем формированию у детей материалестического миропонимания.
Если Вы научите детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьется чувство прекрасного, он будет удивляться и радоваться красоте и сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками вместе с воспитателем в своем детском саду, а в дальнейшем и в любой работе. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется. М.М.Пришвин писал: «Никогда весна новая не приходит опять такой как была, и лето, и осень, и зима новые придут не такими, как были.» Воспитателю следует научить детей научить детей искать и находить новое в уже известном, виденном. Перед нами - взрослыми стоит важная задача сделать природу одним из основных средств всестороннего развития каждого ребенка, его индивидуальных способностей, чтобы он вырос достойным гражданином нашего общества.


Список литературы:
1.Зенина.З., Лустина. Е.Экологическое воспитание детей раннего возраста. //Дошкольное воспитание.№7, 2004, с2-10//
2.Лучич. М. В. Детям о природе. Пособие для воспитателей детских садов. М., «Просвещение», 1973.
3.К.Д. Ушинский. Собрание сочинений. Том 3.М.- Л., Изд-во АПН РСФСР, 1948, стр.140.
4.Иванова Г., Курашова. В. Об организации работы по экологическому воспитанию.//Дошкольное воспитание.№7, 2004, с11-14//


Категория: Разное | Добавил: frau1969
Просмотров: 1782 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог