Сегодня: 02.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Разное


Статья "Развитие проектных, творческих и исследовательских способностей педагогов на основе современных технологий"

СКАЧАТЬ (86.5 Kb) 08.07.2014, 14:28
Харатян Светлана Игоревна
заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, МАДОУ «Мальвина», г. Ноябрьск
Тема: «Развитие проектных, творческих и исследовательских способностей педагогов на основе современных информационных и коммуникационных технологий» (статья)

Информационные технологии активно проникают во все сферы человеческой деятельности. Современному детскому саду нужен педагог, владеющий не только новейшими достижениями в области психолого-педагогических наук, методик обучения, воспитания и развития детей, но и имеющий представления об информационных технологиях, умеющий использовать их в воспитательно-образовательном процессе. На данном этапе компьютеры, конечно же, стали неотъемлемой частью нашей жизни. Даже в детском саду представить себе работу без них невозможно. Потребность в специалистах-профессионалах дошкольного воспитания и обучения, умеющих работать с новыми информационными технологиями с каждым днем все более возрастает.
Наше дошкольное учреждение не исключение, оно работает в режиме развития, что требует от участников педагогического процесса развитых исследовательских, проектировочных и коммуникационных способностей, введения современных технологий в образовательный процесс и дальнейшего их усовершенствования в процессе применения как необходимого условия повышения качества образования.
Раскрою содержание данных понятий:
Проектные способности – умение видеть целое, прогнозировать его развитие, формулировать проблему, целеполагание, выдвигать гипотезы, структурировать и систематизировать планирование, организовывать мышление и деятельность по решению разнообразных теоретических и практических задач, а также поддерживать инициативу и использовать творческий потенциал участников образовательного процесса.
Творческие способности – это мотивы, знания, умения, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Исследовательские способности предполагают умение проводить диагностику и контроль реальной профессиональной ситуации, технологического процесса, саморазвития коллектива и отдельно взятого специалиста (воспитателя, психолога, логопеда и прочих). Данные способности позволяют составлять четкую объективную картину событий, имеющих место в пространстве детского сада, выделять успехи субъектов образовательного процесса, устанавливать недостатки и их причины, формулировать главную проблему стратегического и тактического управления.
Коммуникационные технологии – это связи, обеспечивающие обмен информацией не только на уровне непосредственного общения, но и с помощью технических средств.
Информационные технологии – (от англ. information technology) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.
Гуманизация дошкольного образования, обращение к личностно-ориентированной педагогике, появление основных общеобразовательных программ, проектных технологий и программ дополнительного образования потребовали перевода воспитателей на новый уровень взаимодействия с детьми, овладения новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями, специальной и дополнительной подготовки педагогических кадров к работе в инновационном режиме.
Перед методической службой МАДОУ встала задача, как обеспечить развитие инновационных и творческих процессов, инициативу педагогов. В соответствии с этой задачей идет постоянный поиск новых форм работы. Нами были намечены подходы к научно-методическому обеспечению деятельности учреждения, которые включают постепенное усложнение задач, содержания, изменение методов и форм методической службы:
 от общих установок – к работе «по процессу»;
 от консультаций – к проекционным и исследовательским формам работы с коллективом;
 от анализа деятельности отдельных педагогов – к проблемному анализу деятельности дошкольного учреждения;
 от диагностики детей по конкретному разделу – к мониторингу направления работы дошкольного учреждения в целом;
 от организации работы по готовым научным материалам (программам) – к разработке и изданию собственных методических материалов;
 от изучения спонтанного положительного опыта работы педагогов – к проектированию и организации углубленной работы по актуальным направлениям.
Наряду с традиционными формами методической работы, нами используются интерактивные методы и формы работы. Они являются альтернативой для привычных транслирующих и передающих форм и методов обучения. Наиболее актуальными в настоящее время в развитии способностей педагогов является метод использования компьютерных средств, которые расширяют возможности человеческого мышления по решению учебных и профессиональных задач. По мере внедрения информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональную подготовку педагогов происходит изменение культуры дошкольного образовательного учреждения и роли педагога в учебном процессе. В связи с акцентом на самостоятельное приобретение знаний по использованию ИКТ педагогов усиливается консультационная и корректировочная направленность методической службы. В условиях избыточной научной и учебной информации, предоставляемой современными средствами ИКТ, возрастают требования к профессиональной подготовке педагогов в области личностных общекультурных коммуникативных качеств.
Разрабатывая оптимальный вариант развития инновационных процессов и способностей педагогов, мы учитывали:
 задачи, поставленные перед педагогами в государственных документах о дошкольном образовательном учреждении, требованиях Министерства образования науки, региональных и муниципальных органов;
 количественный и качественный состав педагогического коллектива;
 результаты диагностического изучения личности и деятельности педагогов, их затруднений;
 уровень владения информационными технологиями.
С точки зрения компьютерной грамотности по результатам экспертной оценки педагоги МАДОУ были распределены на 3 основные категории:
К 1 категории педагогов отнесены педагоги с уровнем подготовки квалифицированных пользователей или даже программистов. Данная категория педагогов в количестве 8 человек при административной поддержке прошла заочное обучение в ГБОУ СПО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий» ЯНАО по специальности «системный администратор».
Ко 2 категории были отнесены педагоги, ориентированные на подготовку до уровня конечного пользователя. Такие педагоги освоили элементарные навыки работы с компьютером, получили первое представление о наиболее распространенных пакетах программ универсального назначения, научились работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, освоили работу с известными для его предметной области готовыми компьютерными программами, средствами телекоммуникационного взаимодействия с коллегами, средствами доступа к мировым источникам информации.
К сожалению, в коллективе есть педагоги, имеющие большой стаж педагогической деятельности, но не владеющие новыми ИКТ по разным причинам. Они отнесены к 3 категории.

Уровень владения информационными технологиями представлен в таблице в сравнении за 3 года.

Уровни 2011-2012 г 2013-2014 г.
Высокий 46% 56%
Средний 33% 37%
Низкий 21% 7%
Качество владения 79% 93%

Качество владения информационными технологиями по сравнению с 2011-2012 уч.г. повысилось на 14%.
Как видно из таблицы, процесс овладения компьютерными технологиями и включение их в управленческий и образовательный процесс, на практике активно принимается педагогами. С учетом всех данных нами выстроена система индивидуального сопровождения педагога по оказанию ему своевременной методической помощи и методической поддержки путем:
 ознакомления с положительными и отрицательными аспектами использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании;
 формирования представлений о роли и месте информатизации образования в информационном обществе;
 формирования знаний о требованиях, предъявляемых к средствам информатизации образования, основных принципах и методах оценки их качества;
 создания профессионально ориентированных задач, педагогических ситуаций, создающих мотивацию овладения информационными технологиями;
 обучения проектированию и элементам исследования с помощью наглядных моделей, средств мультимедиа, Интернет-ресурсов, стимулирующих процесс формирования ИК.
В результате проводимой работы педагоги МАДОУ овладели умениями:
 применять информационные технологии для демонстрации печатных и графических документов;
 использовать информационные технологии для демонстрации аудио- и видеоматериалов;
 создавать презентации;
 систематизировать и обрабатывать данные с помощью таблиц, технологических карт;
 с помощью компьютера строить диаграммы и сравнительные таблицы для выявления закономерности в ходе анализа результатов диагностики и других материалов;
 применять информационные технологии для моделирования процессов и объектов, выполнения чертежей и эскизов для обучения художественно-продуктивной деятельности;
 использовать сеть Интернет для решения педагогических вопросов, сбора информации, доступа к научным, педагогическим, методическим данным.
Овладение данными умениями позволило дополнять, обновлять информацию, экономить пространство при архивации и хранении практических материалов, облегчить такие виды работ:
 перевод бумажной документации в электронный формат, в том числе значимых рукописных методических материалов прошлых лет;
 создание тематических баз данных по сказкам, стихам, играм, планам;
 подбор необходимых методических и наглядных материалов для проведения занятий, консультаций, семинаров через интернет;
 создание каталога наиболее востребованных сайтов;
 создание красочных методических пособий, журналов, дипломов, поздравительных открыток;
 обобщение опыта.
Особое место занимает создание презентаций разных материалов (в том числе представление портфолио, педагогических проектов в ходе аттестации).
Каждое учреждение по своему использует возможности мультимедийных презентаций. В нашем детском саду они применяются при проведении буквально всех педагогических мероприятий: семинаров-практикумов, круглых столов, деловых игр, городских методических объединений, защиты Программы развития, Публичного отчета и др. На детских утренниках и досугах презентации выполняют функцию демонстрационного материала: появление сказочных героев, проецирование отгадок на загадки, картины природы, космоса, разных климатических зон, жилых поселений и т.д.
Мультимедийные презентации также позволяют создавать и сохранять экспозиции детских рисунков и поделок на традиционные городские конкурсы: «Дорога к Храму», «Радуга», «Осторожно, огонь», а также к региональным и всероссийским конкурсам. Считаем, что мультимедийная презентация – это интерактивный и наиболее эффективный способ представления информации по принципу «Рассказываю и показываю».
Информационные технологии помогают педагогам расширить и разнообразить работу с родителями. Ни для кого не секрет, что не все они проявляют интерес к жизни дошкольного учреждения. Один из способов сотрудничества с родителями – информационные буклеты, идеи и советы по поводу того, чем заняться с детьми дома, как организовать тот или иной вид деятельности, выпуск газет и журналов для родителей. Начата работа по оформлению электронного портфолио каждой группы, в котором собираются фотографии, творческие работы, видеозаписи различных мероприятий, достижения группы. В МАДОУ существует опыт просмотра презентации портфолио выпускных групп. Мы также рекомендуем своим педагогам создавать электронную версию портфолио на каждого ребенка: сканировать рисунки, аппликации, записывать интересные высказывания, рассуждения, помещать фотографии ребенка.
Под руководством педагогов родители сами создают презентации о достижениях, мечтах, привычках своего ребенка, видеоролики об образе жизни, традициях, любимых занятиях, увлечениях, хобби членов семьи. Результатом работы с родителями по использованию ИКТ явилось участие в окружном конкурсе «Неболей-ка», на который были представлены видеоролики и видеосюжеты, отмеченные дипломами победителей, участников и памятными подарками.
Но широкое использование информационных технологий имеет и свои проблемы: большой поток не всегда качественных материалов, до конца не опробированных опытов, поэтому мы рекомендуем педагогам уважительно, внимательно и критически относиться к научно-методическому обеспечению, к информации, ее достоверности, самостоятельному поиску, постановке исследовательских задач, только тогда они будут приносить положительный эффект.
Очевидно, что решение проблем уместной и оправданной информатизации должно осуществляться комплексно и повсеместно. Кроме того, обучение корректному, оправданному и уместному использованию средств информационных и телекоммуникационных технологий должно войти в содержание подготовки педагогов в области информатизации образования, что позволит повысить эффективность организации учебного процесса.

ГЛОССАРИЙ

Интерактивный – способный взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).
Инновационный проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени при установленном бюджете, с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической ориентацией.
Информационные технологии – (от англ. information technology) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.
Исследовательская деятельность – направлена на разработку инструментально-технологического знания о научно обоснованных действиях в заданных условиях, то есть инновационного проекта как интеграционного единства новшества, нововведения и привнесения опыта их экспериментальной проверки в целостную педагогическую систему – внедренческая площадка.
Исследовательские способности – умение познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы
Коммуникативные способности – умения устанавливать взаимосвязь с различными людьми и общностями, с которыми индивиду приходится вступать в прямые или опосредованные какими-то техническими средствами контакты;
Коммуникационные технологии – это связи, обеспечивающие обмен информацией не только на уровне непосредственного общения, но и с помощью технических средств.
Компьютерные технологии – имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.
Проектирование – деятельность, процесс, наука, искусство. Проектирование рассматривается как особая деятельность людей.
Проектировочные способности психологический инструмент, позволяющий наметить программу, план, различные варианты решения поставленных задач, умение подобрать средства целевых действий (либо по закреплению успеха, либо для решения выявленной проблемы).
Проектная деятельность – направлена на получение нового знания, то есть новации (какой продукт мы желаем получить в итоге) и инновации (каким путем мы этого достигнем).
Проектные способности – позволяют получать индивидуальный образовательный творчески воспринятый опыт.
Проектные способности – умение видеть целое, прогнозировать его развитие, формулировать проблему, целеполагание, выдвигать гипотезы, структурировать и систематизировать планирование, организовывать мышление и деятельность по решению разнообразных теоретических и практических задач, а также поддерживать инициативу и использовать творческий потенциал участников образовательного процесса.
Творческие способности – умение устанавливать педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, их родителями, коллегами, руководителями образовательного учреждения).

Литература:
1. Журнал «Детский сад от А до Я», № 4, 2007г., статьи: Н. Сапожниковой «Информационные технологии в методической работе», А Шестиркиной «Управление методической службой дошкольного учреждения на основе педагогического менеджмента», Л.Атмахова «Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов МДОУ».
2. Журнал «Детский сад от А до Я», № 5, 2006г., статья: С.Калининой «Мониторинг физического развития детей с использованием новых информационных технологий».
3. Журнал «Детский сад от А до Я», № 6, 2006г., статья: Н.Виноградовой, М.Мироновой «Педагогическая лаборатория как средство управления качеством образовательного процесса в ДОУ».
4. Журнал «Детский сад от А до Я», № 3, 2006г., статьи: Т.Куртовой «Новая практика образования Красноярского края в реализации программы «Золотой ключик», О.Дыбиной, В.Щетининой «Подходы к научно-методическому обеспечению деятельности ДОУ».
5. Справочник руководителя ДОУ, № 3 ,2008г., статья Т.Ткаченко «Информационно-аналитическое обеспечение управленческой деятельности».
6. Справочник руководителя ДОУ (Золотой фонд), № 3 ,2008г., статья В.Нефедовой «Информатизация системы образования Оренбургской области».
7. Справочник руководителя ДОУ, № 1 ,2007г., статья О.Ушаковой «Инновационный потенциал дошкольного учреждения».
8. Справочник руководителя ДОУ (Золотой фонд), № 5 ,2008г., статья Л.Федосовой «Создание библиотечно-информационного центра в гимназии».
9. Справочник старшего воспитателя, № 4 2009г, статья О.Леоненко «Использование мультимедийных презентаций в ДОУ».
10. Журнал «Современный детский сад», № 1,2 2008г., статья Н.Крыловой «Анализ концепции проектирования инновационных процессов в дошкольном образовании».
11. Журнал «Современный детский сад», № 3 2009г., статья Н.Ходаковой «Информационные технологии – часть профессиональной подготовки специалиста дошкольного образования».
12. Журнал «Управление ДОУ», № 6 2007г., статьи: Т.Боровых «Управление инновационной деятельностью ДОУ в условиях реализации проекта», О.Суровой «Подготовка специалистов к информатизации специалистов ДОУ»
.


Категория: Разное | Добавил: hanteyka
Просмотров: 1327 | Загрузок: 71 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 02.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог