Сегодня: 16.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Разное


Современные подходы к организации развивающей-предметно пространственной среды, способствующие познавательному и речевому развитию

СКАЧАТЬ (12.16 Mb) 26.02.2019, 13:58
Комиссарова М.В.. Батурина А.Б.
воспитатели, МБДОУ Детский сад № 5 г Усолье-Сибирское

"Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующие познавательному и речевому развитию  дошкольников"

авторы: Комиссарова М.В.. Батурина А.Б.

Актуальность.  Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство в группе, способное обеспечить познавательное развитие детей, их самостоятельность и инициативность, сделать их полноценными субъектами образовательных отношений; так как группа, в которой мы работаем, является группой комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями  речи, то мы поставили перед собой цель: создать развивающую предметно – пространственную среду в группе, способствующую познавательному и речевому развитию дошкольников.

Задачи:

1. Стимулировать общение между детьми в процессе свободных игр с помощью макетов различной тематики.

2.  Активизировать диалогическую и монологическую речь детей.

3. Взаимодействовать с родителями воспитанников для повышения эффективности работы по познавательному и речевому развитию, обогащению развивающей предметно – пространственной среды.

Нами замечено, что дошкольники с ТНР (тяжелыми нарушениями  речи)  из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль могут испытывать трудности в общении со сверстниками,  что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. Данную категорию дошкольников следует постоянно побуждать к общению друг с другом, комментированию своих действий, что способствует совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и формированию умения играть коллективно. Мы пришли  к выводу, что первое, что необходимо сделать  - обогатить развивающую  предметно-пространственную среду макетами.

Нами были определены следующие требования к созданию макетов:

1. Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко  перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений (в условиях большой группы детей это особенно важно), служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.

2. Самодельные макеты изготавливаются из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления.

3. Независимо от вида макета – напольный, настольный, настенный (объекты на переднем плане, а изображения на заднем) – он должен быть удобным в  обращении.

Неоценимую помощь в обогащении развивающей  предметно-пространственной среды группы нам оказали родители. На родительском собрании мы активно обсуждали необходимость обогащения РППС, создавали наброски макетов, их тематику, спорили о том, что необходимо сделать в первую очередь, чем заинтересовать мальчиков и девочек. Родителями были изготовлены макеты: "Ферма", "Двухэтажный домик", "Микрорайон города".

После того, как были изготовлены первые макеты, мы начали работу, которая включала в себя следующий алгоритм действий:

1. Внесение в  группу макета, привлечение  к нему  внимания детей;

2. Обогащение представлений у детей по теме макета  На пример: "Дикие животные Прибайкалья", "Времена года"  и др.) с  помощью бесед, видеороликов, чтения художественной литературы;

3. Развитие  у детей умение принимать на себя роли, выполнять игровые действия на плоскости макета  и разворачивать сюжет в игре;

4. Создание условий для активизации диалогической  и монологической речи детей, расширения словаря.

*  Первым в группе появился макет "Дикие животные Прибайкалья". Проведя предварительную работу с детьми: беседы: «Кто живет в лесу», «Кто как зимует», «Какие животные впадают в спячку», «Кто такой лесник?» и т. д., используя видеоролики, презентации мы уточнили и расширили знания детей  по данной теме. На основе содержания художественных произведений о диких животных, сказок, проводили обыгрывание диалогов. Расширили словарь детей словами: зимуют, впадают в спячку, линяет, рыщет.  После использования макета словарь детей значительно увеличился, дети закрепили навыки составления рассказов, пересказа небольших текстов, стали отвечать на вопросы и задавать их, рассказывать о каких – либо событиях.

* Ландшафтный макет "Времена года" состоит из четырех полянок, которые соответствуют, определенному времени года, деревьев и набора игровых объемных фигурок животных сибирских лесов. Каждая полянка наделена приметами времени года и может обновляться новыми деталями, предметами, атрибутами. Данный макет помог уточнить представления детей о чередовании времен года, их характерных особенностях, закрепить умение наблюдать за сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе, упражняет в устанавливании простейших причинно-следственных связей. Дети с удовольствием используют его в режиссерских играх "Смена времен года", "Животные в разное время года".

Во время игры дети научились работать дружно, согласовывать свои действия, обсуждать последовательность действий игры.
 

* Ещё один макет - "Сцена".  Так как дети с ТНР зачастую застенчивы, боятся высказываться, читать стихи на утренниках, использование этого макета позволило данной категории детей перебороть свой страх. Используя куклы - марионетки, дети становились артистами, разыгрывали знакомые сказки,  придумывали новые сюжеты с персонажами.. Также во время использования этого макета  дети учились высказывать, своё отношение к поступкам героев, к исполнению ролей. Предварительной работой к внесению макета было посещение театрализованных представлений, организованных в детском саду. Вместе с детьми мы обсуждали поведение актёров, как они передавали чувства героев, характеризовали поступки героев представления. Дети подбирали слова описывающие характер героя (добродушный, внимательный, смелый, отзывчивый; злой, грубый, жестокий, коварный, хитрый, трусливый). После посещения представления мы обговаривали правила поведения в театре. Просмотрев презентации о театре, дети познакомились с новыми словами (кулисы, партер, ложа, балкон, фойе, билетёр, гримёрная, гримёр, занавес).

 

* Макет "Ферма". Данный макет позволил  пробудить интерес детей к предлагаемой деятельности, дал  представления о хозяйственной деятельности человека в сельской местности; помог понять важность и необходимость каждой профессии в сельском хозяйстве.

 

* Макет "Пожарная служба". При помощи данного макета дети познакомились и ввели в свой активный словарь такие термины как огнетушитель, гидрант, насос, шлем, огнеупорный костюм, пожарная сигнализация, пожарная лестница. В группу был приглашён папа-пожарный Лопатин А. . Он познакомил детей с огнетушителем, правилами поведения при пожаре и оставил детям серию мультфильмов о работе пожарных. После данных мероприятий дети в течение 2-х недель играли в пожарных, значительно обогатили свой словарный запас и активизировали речь.

Мы продолжаем пополнять игровое пространство  группы данными маркерами. Так нашли интерес у детей такие макеты как:

макет "Жаркие страны"

макет  "Транспорт"

"Русская изба"

"Бурятская юрта"

"Загон для животных"

"Курятник"

"Автозаправка"

Таким образом, мы отметили, что благодаря обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы, повысился познавательный интерес, любознательность детей, обогатились знания, повысилась речевая активность, словарь детей расширился. Ребята доброжелательно общаются друг с другом, учатся  правильно ставить  вопросы, отвечать более развёрнуто. Во время общения дети стали более раскрепощёнными и эмоциональными.

В дальнейшем мы планируем внести еще несколько макетов разной тематики.



Категория: Разное | Добавил: HFDT13D | Теги: развитие речи, познавательное развитие, дошкольное образование
Просмотров: 758 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 16.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог