Сегодня: 25.03.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Разное


Современные подходы к организации развивающей-предметно пространственной среды, способствующие познавательному и речевому развитию

СКАЧАТЬ (12.16 Mb) 26.02.2019, 13:58
Комиссарова М.В.. Батурина А.Б.
воспитатели, МБДОУ Детский сад № 5 г Усолье-Сибирское

"Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующие познавательному и речевому развитию  дошкольников"

авторы: Комиссарова М.В.. Батурина А.Б.

Актуальность.  Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство в группе, способное обеспечить познавательное развитие детей, их самостоятельность и инициативность, сделать их полноценными субъектами образовательных отношений; так как группа, в которой мы работаем, является группой комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями  речи, то мы поставили перед собой цель: создать развивающую предметно – пространственную среду в группе, способствующую познавательному и речевому развитию дошкольников.

Задачи:

1. Стимулировать общение между детьми в процессе свободных игр с помощью макетов различной тематики.

2.  Активизировать диалогическую и монологическую речь детей.

3. Взаимодействовать с родителями воспитанников для повышения эффективности работы по познавательному и речевому развитию, обогащению развивающей предметно – пространственной среды.

Нами замечено, что дошкольники с ТНР (тяжелыми нарушениями  речи)  из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль могут испытывать трудности в общении со сверстниками,  что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. Данную категорию дошкольников следует постоянно побуждать к общению друг с другом, комментированию своих действий, что способствует совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и формированию умения играть коллективно. Мы пришли  к выводу, что первое, что необходимо сделать  - обогатить развивающую  предметно-пространственную среду макетами.

Нами были определены следующие требования к созданию макетов:

1. Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко  перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений (в условиях большой группы детей это особенно важно), служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.

2. Самодельные макеты изготавливаются из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления.

3. Независимо от вида макета – напольный, настольный, настенный (объекты на переднем плане, а изображения на заднем) – он должен быть удобным в  обращении.

Неоценимую помощь в обогащении развивающей  предметно-пространственной среды группы нам оказали родители. На родительском собрании мы активно обсуждали необходимость обогащения РППС, создавали наброски макетов, их тематику, спорили о том, что необходимо сделать в первую очередь, чем заинтересовать мальчиков и девочек. Родителями были изготовлены макеты: "Ферма", "Двухэтажный домик", "Микрорайон города".

После того, как были изготовлены первые макеты, мы начали работу, которая включала в себя следующий алгоритм действий:

1. Внесение в  группу макета, привлечение  к нему  внимания детей;

2. Обогащение представлений у детей по теме макета  На пример: "Дикие животные Прибайкалья", "Времена года"  и др.) с  помощью бесед, видеороликов, чтения художественной литературы;

3. Развитие  у детей умение принимать на себя роли, выполнять игровые действия на плоскости макета  и разворачивать сюжет в игре;

4. Создание условий для активизации диалогической  и монологической речи детей, расширения словаря.

*  Первым в группе появился макет "Дикие животные Прибайкалья". Проведя предварительную работу с детьми: беседы: «Кто живет в лесу», «Кто как зимует», «Какие животные впадают в спячку», «Кто такой лесник?» и т. д., используя видеоролики, презентации мы уточнили и расширили знания детей  по данной теме. На основе содержания художественных произведений о диких животных, сказок, проводили обыгрывание диалогов. Расширили словарь детей словами: зимуют, впадают в спячку, линяет, рыщет.  После использования макета словарь детей значительно увеличился, дети закрепили навыки составления рассказов, пересказа небольших текстов, стали отвечать на вопросы и задавать их, рассказывать о каких – либо событиях.

* Ландшафтный макет "Времена года" состоит из четырех полянок, которые соответствуют, определенному времени года, деревьев и набора игровых объемных фигурок животных сибирских лесов. Каждая полянка наделена приметами времени года и может обновляться новыми деталями, предметами, атрибутами. Данный макет помог уточнить представления детей о чередовании времен года, их характерных особенностях, закрепить умение наблюдать за сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе, упражняет в устанавливании простейших причинно-следственных связей. Дети с удовольствием используют его в режиссерских играх "Смена времен года", "Животные в разное время года".

Во время игры дети научились работать дружно, согласовывать свои действия, обсуждать последовательность действий игры.
 

* Ещё один макет - "Сцена".  Так как дети с ТНР зачастую застенчивы, боятся высказываться, читать стихи на утренниках, использование этого макета позволило данной категории детей перебороть свой страх. Используя куклы - марионетки, дети становились артистами, разыгрывали знакомые сказки,  придумывали новые сюжеты с персонажами.. Также во время использования этого макета  дети учились высказывать, своё отношение к поступкам героев, к исполнению ролей. Предварительной работой к внесению макета было посещение театрализованных представлений, организованных в детском саду. Вместе с детьми мы обсуждали поведение актёров, как они передавали чувства героев, характеризовали поступки героев представления. Дети подбирали слова описывающие характер героя (добродушный, внимательный, смелый, отзывчивый; злой, грубый, жестокий, коварный, хитрый, трусливый). После посещения представления мы обговаривали правила поведения в театре. Просмотрев презентации о театре, дети познакомились с новыми словами (кулисы, партер, ложа, балкон, фойе, билетёр, гримёрная, гримёр, занавес).

 

* Макет "Ферма". Данный макет позволил  пробудить интерес детей к предлагаемой деятельности, дал  представления о хозяйственной деятельности человека в сельской местности; помог понять важность и необходимость каждой профессии в сельском хозяйстве.

 

* Макет "Пожарная служба". При помощи данного макета дети познакомились и ввели в свой активный словарь такие термины как огнетушитель, гидрант, насос, шлем, огнеупорный костюм, пожарная сигнализация, пожарная лестница. В группу был приглашён папа-пожарный Лопатин А. . Он познакомил детей с огнетушителем, правилами поведения при пожаре и оставил детям серию мультфильмов о работе пожарных. После данных мероприятий дети в течение 2-х недель играли в пожарных, значительно обогатили свой словарный запас и активизировали речь.

Мы продолжаем пополнять игровое пространство  группы данными маркерами. Так нашли интерес у детей такие макеты как:

макет "Жаркие страны"

макет  "Транспорт"

"Русская изба"

"Бурятская юрта"

"Загон для животных"

"Курятник"

"Автозаправка"

Таким образом, мы отметили, что благодаря обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы, повысился познавательный интерес, любознательность детей, обогатились знания, повысилась речевая активность, словарь детей расширился. Ребята доброжелательно общаются друг с другом, учатся  правильно ставить  вопросы, отвечать более развёрнуто. Во время общения дети стали более раскрепощёнными и эмоциональными.

В дальнейшем мы планируем внести еще несколько макетов разной тематики.



Категория: Разное | Добавил: HFDT13D | Теги: развитие речи, познавательное развитие, дошкольное образование
Просмотров: 171 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.03.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал