Сегодня: 10.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Разное


Статья «Формирование положительных взаимоотношений между детьми в условиях реализации ФГОС ДО»

СКАЧАТЬ (25.5Kb) 31.07.2016, 14:36
Иванова-Павлова Римма Маратовна
воспитатель, МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 223" г. Саратова
Формирование положительных взаимоотношений между детьми является одной из важных  задач дошкольного образования. Установка доброжелательности привлекает ребенка к детскому саду, а положительный эмоциональный климат способствует тому, что положение каждого ребенка в группе становится благополучным.
          С первых дней пребывания ребенка в детском саду он находится в окружении сверстников, и поэтому очень важно организовать  жизнь дошкольников таким образом, чтобы взаимные контакты привели к удовлетворению их устремлений, чтобы росли доброжелательность и отзывчивость детей по отношению друг к другу.
          Действительно, в настоящее время социально-коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу в связи с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей, неумением детей общаться.
          В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом  дошкольного образования «социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками...»
          Попробуем разобраться, как же педагогу сформировать эмоциональную отзывчивость у дошкольников и добиться устойчивости ее проявления в отношениях со сверстниками.
          Данные моего исследования, проведенного на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №223» г. Саратова, показывают, что в повседневной жизни детского сада часто возникают ситуации, вызывающие у детей эмоциональное неблагополучие. Мы отметили наиболее характерные причины, способствующие возникновению отрицательных эмоций:
  • нечаянная оплошность (уронил игрушку - она разбилась; не удержал коробку с кубиками - они рассыпались и пр.)
  • физическое неблагополучие, сопряженное с болью (упал - ударился, укололся, поцарапался и пр.)
  • отсутствие успеха, неудача в деятельности (строил домик, кубики поставил неровно или не учел их размер - домик развалился; кинул мяч в кегли, но не попал и пр.)
  • столкновение интересов в деятельности со сверстником (тот взял игрушку, с которой ребенок намеревался играть сам; во время одевания сверстник сел по ошибке на его стульчик или неловко повернулся и т.д.).
          Такие и подобные ситуации возникали  непреднамеренно. Этому способствовали  неловкость, недостаточная координированность движений, неумение предусмотреть возможные последствия своих действий, понять состояние или интересы сверстников и т.д.
          В процессе исследования мы отмечали, как в различных ситуациях вели  себя дети, попавшие в беду, какие приемы использовал  педагог с целью оказания внимания ребенку и как проявляли  себя сверстники, являющиеся свидетелями неблагополучия одного из них.
          Небольшая часть детей проявляла  активное стремление справиться со своим положением в описанных выше ситуациях; некоторые из них действовали  адекватно ситуации (упал - встал, отряхнулся, потер ушибленное колено, побежал дальше; разрушилась постройка - поднял упавшие кубики, начал строить снова), другие - неадекватно.
          Иногда ребенок проявлял  агрессивность по отношению к сверстникам, находящимся рядом, хотя они и не являлись  виновниками его неудачи.
          Большое число детей в ситуациях, когда они испытывали  эмоциональное неблагополучие, оставались  беспомощными, пассивными. Они не могли  преодолеть это состояние, найти способ справиться с переживаниями. Плакали, терялись, ждали  помощи воспитателя. На лицах читалось волнение, замешательство, испуг.
          Мы старались в таких ситуациях действовать  очень активно, стремились помочь ребенку: поднимали   упавшего, помогали   восстановить разрушенную постройку. Сопровождали  свои действия словами утешения: "Ну, не так уж больно! Потерпи чуть- чуть, сейчас пройдет" или: "Ничего страшного не случилось! Сейчас поднимем кубики и снова построим". Иногда  учили  и детей самостоятельно искать выход из возникшей ситуации: "Потри коленку ладошкой... Вот видишь, уже не больно, правда?" , "Не огорчайся, что не получилось. Попробуй еще раз. Обязательно получится! Ну, смелее!" и т.д.
          Такие приемы снимали  отрицательные эмоции, позволяли восстановить активное деятельное состояние ребенка, что очень важно для его самочувствия в группе.
          Мы старались  не только знакомить детей  с правилами поведения, но и учили  конкретным способам проявления отзывчивости, которые были бы направлены на формирование положительного отношения к сверстнику.
          Приведу  пример. Егор неправильно застегнул пуговицы на рубашке, поэтому выглядел  неряшливо, смешно. Юра засмеялся: «Ой, смотрите, какой смешной Егор».  Егор смутился, почувствовал  себя неловко, отвернулся к стене.
Воспитатель:  «Зачем смеяться над Егором? Он просто неправильно застегнул пуговицу. Я ему помогу, и ты, Юра, тоже помоги». С помощью воспитателя и Юры мальчик справился  с пуговицами.
Воспитатель: «Вот, молодцы!»  Взявшись за руки, дети пошли играть.
          В данной ситуации  пример воспитателя сразу был использован ребенком, что  позволило  педагогу разъяснить еще один способ проявления отзывчивости к сверстнику: не смеяться над его неумелостью, а помочь.
          Мы сформулировали задачи  педагога в формировании отзывчивости у дошкольников:
  • обучение детей конкретным способам преодоления своего эмоционального неблагополучия, накопление практического опыта;
  • побуждение детей к действиям, заключающим в себе проявление отзывчивости к сверстнику;
  • разъяснение причин, вызвавших эмоциональное  неблагополучие сверстника.
          Выполнение этих задач  способствовало   тому, что сверстник приобретал  значимость для ребенка не только как партнер в деятельности, но и стал  для него значимым как сверстник со своими переживаниями, успехами и неудачами. Значительным  стало  именно доброжелательное отношение, подкрепляемое знаниями конкретных способов проявления отзывчивости и умением их применить в различных ситуациях.
          Мы пришли к выводу, что содержание работы педагога по формированию у детей отзывчивого отношения к сверстникам заключается в следующем:
  • Накопление у детей практических умений справляться с собственным эмоциональным неблагополучием; обучение их конкретным способам преодоления отрицательных переживаний в возникающих ситуациях.
  • Обращение внимания детей на ситуации, в которых сверстник испытывает эмоциональное неблагополучие. Побуждение их к действиям, направленным на проявление отзывчивости. Формирование умений выбирать способ действия, адекватный возникающей ситуации.
  • Активное педагогическое воздействие в процессе общения педагога с детьми с целью налаживания взаимоотношений. Разрешение возникающих между детьми конфликтных ситуаций, ссор при помощи разъяснения причин.
Таким образом, учет этих положений позволит педагогам  наиболее полно реализовать задачу формирования отзывчивости у дошкольников и добиться устойчивости ее проявления в отношениях со сверстниками.
Категория: Разное | Добавил: smail | Теги: Детский сад, социально-коммуникативное развитие, дошкольное образование
Просмотров: 283 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 5.0/1

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал