Формирование положительных взаимоотношений между детьми является одной из важных задач дошкольного образования. Установка доброжелательности привлекает ребенка к детскому саду, а положительный эмоциональный климат способствует тому, что положение каждого ребенка в группе становится благополучным.
С первых дней пребывания ребенка в детском саду он находится в окружении сверстников, и поэтому очень важно организовать жизнь дошкольников таким образом, чтобы взаимные контакты привели к удовлетворению их устремлений, чтобы росли доброжелательность и отзывчивость детей по отношению друг к другу.
Действительно, в настоящее время социально-коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу в связи с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей, неумением детей общаться.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования «социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками...»
Попробуем разобраться, как же педагогу сформировать эмоциональную отзывчивость у дошкольников и добиться устойчивости ее проявления в отношениях со сверстниками.
Данные моего исследования, проведенного на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №223» г. Саратова, показывают, что в повседневной жизни детского сада часто возникают ситуации, вызывающие у детей эмоциональное неблагополучие. Мы отметили наиболее характерные причины, способствующие возникновению отрицательных эмоций:
- нечаянная оплошность (уронил игрушку - она разбилась; не удержал коробку с кубиками - они рассыпались и пр.)
- физическое неблагополучие, сопряженное с болью (упал - ударился, укололся, поцарапался и пр.)
- отсутствие успеха, неудача в деятельности (строил домик, кубики поставил неровно или не учел их размер - домик развалился; кинул мяч в кегли, но не попал и пр.)
- столкновение интересов в деятельности со сверстником (тот взял игрушку, с которой ребенок намеревался играть сам; во время одевания сверстник сел по ошибке на его стульчик или неловко повернулся и т.д.).
Такие и подобные ситуации возникали непреднамеренно. Этому способствовали неловкость, недостаточная координированность движений, неумение предусмотреть возможные последствия своих действий, понять состояние или интересы сверстников и т.д.
В процессе исследования мы отмечали, как в различных ситуациях вели себя дети, попавшие в беду, какие приемы использовал педагог с целью оказания внимания ребенку и как проявляли себя сверстники, являющиеся свидетелями неблагополучия одного из них.
Небольшая часть детей проявляла активное стремление справиться со своим положением в описанных выше ситуациях; некоторые из них действовали адекватно ситуации (упал - встал, отряхнулся, потер ушибленное колено, побежал дальше; разрушилась постройка - поднял упавшие кубики, начал строить снова), другие - неадекватно.
Иногда ребенок проявлял агрессивность по отношению к сверстникам, находящимся рядом, хотя они и не являлись виновниками его неудачи.
Большое число детей в ситуациях, когда они испытывали эмоциональное неблагополучие, оставались беспомощными, пассивными. Они не могли преодолеть это состояние, найти способ справиться с переживаниями. Плакали, терялись, ждали помощи воспитателя. На лицах читалось волнение, замешательство, испуг.
Мы старались в таких ситуациях действовать очень активно, стремились помочь ребенку: поднимали упавшего, помогали восстановить разрушенную постройку. Сопровождали свои действия словами утешения: "Ну, не так уж больно! Потерпи чуть- чуть, сейчас пройдет" или: "Ничего страшного не случилось! Сейчас поднимем кубики и снова построим". Иногда учили и детей самостоятельно искать выход из возникшей ситуации: "Потри коленку ладошкой... Вот видишь, уже не больно, правда?" , "Не огорчайся, что не получилось. Попробуй еще раз. Обязательно получится! Ну, смелее!" и т.д.
Такие приемы снимали отрицательные эмоции, позволяли восстановить активное деятельное состояние ребенка, что очень важно для его самочувствия в группе.
Мы старались не только знакомить детей с правилами поведения, но и учили конкретным способам проявления отзывчивости, которые были бы направлены на формирование положительного отношения к сверстнику.
Приведу пример. Егор неправильно застегнул пуговицы на рубашке, поэтому выглядел неряшливо, смешно. Юра засмеялся: «Ой, смотрите, какой смешной Егор». Егор смутился, почувствовал себя неловко, отвернулся к стене.
Воспитатель: «Зачем смеяться над Егором? Он просто неправильно застегнул пуговицу. Я ему помогу, и ты, Юра, тоже помоги». С помощью воспитателя и Юры мальчик справился с пуговицами.
Воспитатель: «Вот, молодцы!» Взявшись за руки, дети пошли играть.
В данной ситуации пример воспитателя сразу был использован ребенком, что позволило педагогу разъяснить еще один способ проявления отзывчивости к сверстнику: не смеяться над его неумелостью, а помочь.
Мы сформулировали задачи педагога в формировании отзывчивости у дошкольников:
- обучение детей конкретным способам преодоления своего эмоционального неблагополучия, накопление практического опыта;
- побуждение детей к действиям, заключающим в себе проявление отзывчивости к сверстнику;
- разъяснение причин, вызвавших эмоциональное неблагополучие сверстника.
Выполнение этих задач способствовало тому, что сверстник приобретал значимость для ребенка не только как партнер в деятельности, но и стал для него значимым как сверстник со своими переживаниями, успехами и неудачами. Значительным стало именно доброжелательное отношение, подкрепляемое знаниями конкретных способов проявления отзывчивости и умением их применить в различных ситуациях.
Мы пришли к выводу, что содержание работы педагога по формированию у детей отзывчивого отношения к сверстникам заключается в следующем:
- Накопление у детей практических умений справляться с собственным эмоциональным неблагополучием; обучение их конкретным способам преодоления отрицательных переживаний в возникающих ситуациях.
- Обращение внимания детей на ситуации, в которых сверстник испытывает эмоциональное неблагополучие. Побуждение их к действиям, направленным на проявление отзывчивости. Формирование умений выбирать способ действия, адекватный возникающей ситуации.
- Активное педагогическое воздействие в процессе общения педагога с детьми с целью налаживания взаимоотношений. Разрешение возникающих между детьми конфликтных ситуаций, ссор при помощи разъяснения причин.
Таким образом, учет этих положений позволит педагогам наиболее полно реализовать задачу формирования отзывчивости у дошкольников и добиться устойчивости ее проявления в отношениях со сверстниками.
|