Сегодня: 23.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Разное


Статья «Формирование положительных взаимоотношений между детьми в условиях реализации ФГОС ДО»

СКАЧАТЬ (25.5 Kb) 31.07.2016, 14:36
Иванова-Павлова Римма Маратовна
воспитатель, МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 223" г. Саратова
Формирование положительных взаимоотношений между детьми является одной из важных  задач дошкольного образования. Установка доброжелательности привлекает ребенка к детскому саду, а положительный эмоциональный климат способствует тому, что положение каждого ребенка в группе становится благополучным.
          С первых дней пребывания ребенка в детском саду он находится в окружении сверстников, и поэтому очень важно организовать  жизнь дошкольников таким образом, чтобы взаимные контакты привели к удовлетворению их устремлений, чтобы росли доброжелательность и отзывчивость детей по отношению друг к другу.
          Действительно, в настоящее время социально-коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу в связи с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей, неумением детей общаться.
          В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом  дошкольного образования «социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками...»
          Попробуем разобраться, как же педагогу сформировать эмоциональную отзывчивость у дошкольников и добиться устойчивости ее проявления в отношениях со сверстниками.
          Данные моего исследования, проведенного на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №223» г. Саратова, показывают, что в повседневной жизни детского сада часто возникают ситуации, вызывающие у детей эмоциональное неблагополучие. Мы отметили наиболее характерные причины, способствующие возникновению отрицательных эмоций:
  • нечаянная оплошность (уронил игрушку - она разбилась; не удержал коробку с кубиками - они рассыпались и пр.)
  • физическое неблагополучие, сопряженное с болью (упал - ударился, укололся, поцарапался и пр.)
  • отсутствие успеха, неудача в деятельности (строил домик, кубики поставил неровно или не учел их размер - домик развалился; кинул мяч в кегли, но не попал и пр.)
  • столкновение интересов в деятельности со сверстником (тот взял игрушку, с которой ребенок намеревался играть сам; во время одевания сверстник сел по ошибке на его стульчик или неловко повернулся и т.д.).
          Такие и подобные ситуации возникали  непреднамеренно. Этому способствовали  неловкость, недостаточная координированность движений, неумение предусмотреть возможные последствия своих действий, понять состояние или интересы сверстников и т.д.
          В процессе исследования мы отмечали, как в различных ситуациях вели  себя дети, попавшие в беду, какие приемы использовал  педагог с целью оказания внимания ребенку и как проявляли  себя сверстники, являющиеся свидетелями неблагополучия одного из них.
          Небольшая часть детей проявляла  активное стремление справиться со своим положением в описанных выше ситуациях; некоторые из них действовали  адекватно ситуации (упал - встал, отряхнулся, потер ушибленное колено, побежал дальше; разрушилась постройка - поднял упавшие кубики, начал строить снова), другие - неадекватно.
          Иногда ребенок проявлял  агрессивность по отношению к сверстникам, находящимся рядом, хотя они и не являлись  виновниками его неудачи.
          Большое число детей в ситуациях, когда они испытывали  эмоциональное неблагополучие, оставались  беспомощными, пассивными. Они не могли  преодолеть это состояние, найти способ справиться с переживаниями. Плакали, терялись, ждали  помощи воспитателя. На лицах читалось волнение, замешательство, испуг.
          Мы старались в таких ситуациях действовать  очень активно, стремились помочь ребенку: поднимали   упавшего, помогали   восстановить разрушенную постройку. Сопровождали  свои действия словами утешения: "Ну, не так уж больно! Потерпи чуть- чуть, сейчас пройдет" или: "Ничего страшного не случилось! Сейчас поднимем кубики и снова построим". Иногда  учили  и детей самостоятельно искать выход из возникшей ситуации: "Потри коленку ладошкой... Вот видишь, уже не больно, правда?" , "Не огорчайся, что не получилось. Попробуй еще раз. Обязательно получится! Ну, смелее!" и т.д.
          Такие приемы снимали  отрицательные эмоции, позволяли восстановить активное деятельное состояние ребенка, что очень важно для его самочувствия в группе.
          Мы старались  не только знакомить детей  с правилами поведения, но и учили  конкретным способам проявления отзывчивости, которые были бы направлены на формирование положительного отношения к сверстнику.
          Приведу  пример. Егор неправильно застегнул пуговицы на рубашке, поэтому выглядел  неряшливо, смешно. Юра засмеялся: «Ой, смотрите, какой смешной Егор».  Егор смутился, почувствовал  себя неловко, отвернулся к стене.
Воспитатель:  «Зачем смеяться над Егором? Он просто неправильно застегнул пуговицу. Я ему помогу, и ты, Юра, тоже помоги». С помощью воспитателя и Юры мальчик справился  с пуговицами.
Воспитатель: «Вот, молодцы!»  Взявшись за руки, дети пошли играть.
          В данной ситуации  пример воспитателя сразу был использован ребенком, что  позволило  педагогу разъяснить еще один способ проявления отзывчивости к сверстнику: не смеяться над его неумелостью, а помочь.
          Мы сформулировали задачи  педагога в формировании отзывчивости у дошкольников:
  • обучение детей конкретным способам преодоления своего эмоционального неблагополучия, накопление практического опыта;
  • побуждение детей к действиям, заключающим в себе проявление отзывчивости к сверстнику;
  • разъяснение причин, вызвавших эмоциональное  неблагополучие сверстника.
          Выполнение этих задач  способствовало   тому, что сверстник приобретал  значимость для ребенка не только как партнер в деятельности, но и стал  для него значимым как сверстник со своими переживаниями, успехами и неудачами. Значительным  стало  именно доброжелательное отношение, подкрепляемое знаниями конкретных способов проявления отзывчивости и умением их применить в различных ситуациях.
          Мы пришли к выводу, что содержание работы педагога по формированию у детей отзывчивого отношения к сверстникам заключается в следующем:
  • Накопление у детей практических умений справляться с собственным эмоциональным неблагополучием; обучение их конкретным способам преодоления отрицательных переживаний в возникающих ситуациях.
  • Обращение внимания детей на ситуации, в которых сверстник испытывает эмоциональное неблагополучие. Побуждение их к действиям, направленным на проявление отзывчивости. Формирование умений выбирать способ действия, адекватный возникающей ситуации.
  • Активное педагогическое воздействие в процессе общения педагога с детьми с целью налаживания взаимоотношений. Разрешение возникающих между детьми конфликтных ситуаций, ссор при помощи разъяснения причин.
Таким образом, учет этих положений позволит педагогам  наиболее полно реализовать задачу формирования отзывчивости у дошкольников и добиться устойчивости ее проявления в отношениях со сверстниками.


Категория: Разное | Добавил: smail | Теги: Детский сад, социально-коммуникативное развитие, дошкольное образование
Просмотров: 1775 | Загрузок: 19 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог