Авторы: Коваленко Ольга Станиславовна учитель-логопед;
Сидоренко Валерия Сергеевна педагог-психолог,
Аксёнова Наталья Владимировна, воспитатель.
Участники: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель,
воспитатель и воспитанники подготовительной группы с ТНР (ОНР 3 уровень);
Возраст: 6 лет;
Образовательные области:
Приоритетная: «Речевое развитие»
В интеграции: «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Художественно-эстетическое».
Цели приоритетной образовательной области:
Коррекционно-образовательные:
уточнение и расширение словаря по теме «Зима»; обобщение представлений о типичных зимних явлениях природы; совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных и прилагательных в роде и падеже, определение слов с одинаковым корнем-однокоренных), автоматизация и дифференциация поставленных звуков, закрепление навыков словообразования, слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза, составление сложно-подчиненных предложений с союзом «потому что».
Коррекционно-развивающие:
Развитие связной речи, речевого дыхания, фонематических представлений, речевого слуха, артикуляционной и общей моторики, зрительного и слухового восприятия. Снятие психоэмоционального напряжения.
Развитие зрительной памяти, внимания.
Коррекционно-воспитательные:
Формирование доброжелательного отношения к окружающим, уважительное и тактичное поведение.
Цели ОО в интеграции:
- Закрепление представлений детей о насекомых. Закрепление представлений детей о временах года. Закрепление представлений детей о правилах дорожного движения («Познавательное развитие»);
- Формирование у детей творческих навыков и умений. Учить правильно передавать мелодию, четко произносить слова в песне, петь подвижно, согласованно. Развивать мышцы голосового аппарата, звуковысотный слух, правильно вести голос в распевке. Учить выполнять согласованно музыкально-ритмические движения в танце. Умение наносить рисунок по краю формы, закреплять умение детей рисовать кончиком кисти тонкие линии, соблюдать расстояние между рисунками.
(«Художественно-эстетическое развитие»).
- Снятие психоэмоционального напряжения. Формирование и поддержание эмоционально-положительного климата в детском коллективе. Развитие умения строить взаимоотношения со сверстниками и работать в коллективе («Социально-коммуникативное»)
Оборудование для педагога: занятие проводится в музыкальном зале, имитация снежных кочек и сугробов, игрушки, снежинки, мишура, костюм Герды, костюм Снежной Королевы, цветные кубики, краски, силуэт платья, кисточки, проектор, экран, ковер.
Оборудование для детей: краски, силуэт платья, кисточки, снежинки, кубики, подарки для детей.
Предварительная работа: чтение и беседа по сказке «Снежная Королева».
Ход занятия:
- Организационный момент
Дети забегают под музыку вьюги или метели, присели, встали и сдули снежинки у себя с ладони.
Логопед: Ребята, посмотрите, куда это мы попали? Как здесь холодно. Давайте согреемся. Дети ежатся, трут ладошкой об ладошку.
Логопед: - Давайте согреем наши ладони (подносим ладони корту и согреваем воздухом);
- Согреем наши щеки (потерли и пощипали их);
- Согреем наши носики (покажите мне язык, сделайте его ковшиком и подуйте, теплый воздух доходит до носа), чувствует ваш нос теплый воздух?
- А теперь 3 раза хлопнем, 3 раза топнем, вот мы и согрелись!
2. Основная часть
Снежная Королева (СК) выходит из-за ширмы под музыку: Это кто тут меня потревожил? Кто нарушил тишину?
Да это дети!!!!! Шумные, непослушные, озорные, хулиганистые, уххххх!
Вы попали в мое снежное королевство, а я Снежная Королева!
Замету вас метелями, заморожу морозами!
Логопед: Нет, нет СК наши дети очень хорошие, послушные, грамотные и культурные ребята и морозить их не надо. Лучше подскажи как нам вернуться в наш любимый детский сад, ведь нам нужно готовится к новогоднему празднику.
СК: Ха-ха-ха вернуться!!?? Сами вы не найдете этой дороги!
Логопед: Что же нам делать, ребята?
Звучит музыка и входит Герда
Герда: Здравствуйте, ребята! Не расстраивайтесь, я помогу вам. Меня зовут Герда, и я знаю, как вам вернуться. Но для этого нужно преодолеть сложный путь и справится со всеми испытаниями.
Логопед: Вы согласны, ребята?
Дети: Да.
СК: Согласны они, посмотрю я как вы справитесь!
Логопед: Тогда в путь!
Музыка звучит фоном, дети идут по воображаемым сугробам.
Герда: А вот и первое испытание!
(На заснеженной полянке стоят игрушки, нужно оставить только те игрушки в названиях которых вы слышите слово «СНЕГ», а остальные игрушки убрать)
СК: Надо же справились!
Герда: А сейчас мы с вами пойдем через лес, не отставайте, а если вдруг потеряетесь кричите АУ! АУ! АУ!
СК: Пойду посмотрю, что будет дальше!
Логопед: Ребята, давайте пропоем АУ! (под аккомпанемент муз. рук.)
Смотрите какая красивая, нарядная елочка в заснеженном лесу! (На экране появляются картинки с изображением елки, которую наряжают лесные звери). Даже в лесу все звери готовятся к Новому году!
Герда: Ну что никто не потерялся? Посмотрите на эти две картинки и найдите 7 отличий, это и есть следующее испытание.
Дети называют различия.
СК: И с этим испытанием справились!!!!
Выложу ка я ледяные кубики и пусть они угадают, какое зимнее слово я здесь спрятала: синий куб, красный, синий, красный, синий. (на обратной стороне написаны буквы)
С этим то испытанием точно не стравятся, потирает руки!
Дети угадывают задуманное слово, МОРОЗ. (логопед переворачивает кубики) Производят слоговой и звуковой анализ слова.
Логопед: Посмотрите, ребята, что натворил мороз! На нашем пути выросла ледяная стена.
Герда: Вот и еще одно испытание. Нам с вами предстоит растопить ледяную стену, а сделать мы это сможем, исполнив задорную песню или веселый танец.
Логопед: Ребята, что мы будем делать петь или танцевать?
Дети выбирают и петь и танцевать.
Звучит музыка дети исполняют музыкальный номер.
Логопед: Ребята, что это, слышите? (СК сидит и плачет, а из глаз выкатываются вместо слез льдинки)
Что случилось, СК?
СК: Вы прошли все мои испытания и вернетесь в свой детский сад, а я останусь опять одна, и мне будет грустно, вы будете встречать Новый год, будете все нарядные и красивые, а мне даже некому помочь украсить мои новогодние наряды, которые я сшила (плачет еще громче).
Логопед: не плач Королева, наши дети помогут украсить твои наряды, они у нас все умеют, а ты им в этом поможешь.
Дети проходят за столы, где для них приготовлены комплекты для рисования.
Звучит музыка и дети под музыку рисуют.
СК: Вот спасибо вам ребята, помогли мне, вы и правда такие добрые, умные, отзывчивые дети и я желаю вам всего самого доброго. До свиданья!
Герда: Ребята, мы с вами прошли такой сложный путь, и даже помогли СК, пришло время немного отдохнуть (релаксация)
Представьте себе, что вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. Все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.
- Заключение
Логопед: Где же мы побывали сегодня с вами? Кого встретили? Какая она добрая или злая? А почему злая? Понравилось?
А вот и сюрприз от СК (в сундучке Чупа-Чупс), (звучит музыка) дети угощаются и Герда уводит их в группу.
|