Сегодня: 15.11.2018
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Развитие речи


Конспект НОД по образовательной области "речевое развитие" для детей старшего дошкольного возраста "Мы летим в космос"

СКАЧАТЬ (393.9 Kb) 15.04.2018, 11:25
Яворская Руслана Анатольевна
воспитатель, МБДОУ «Варьеганский детский сад комбинированного вида «Олененок», с.Варьеган

Задачи

1. Развитие сенсомоторных координаций через активизацию тактильного, слухового, зрительного восприятий.

2. Развитие способности слушать и слышать собеседника, проявлять

инициативу в общении.

3. Формирование умения проявлять активность в совместной деятельности, в установлении контактов в игре, следовать групповым правилам во

взаимодействии с взрослыми и детьми.

4. Развитие способности усваивать речевой образец.

Комментарий. Большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства бщения. Уже во вводной части занятия при представлении куклы-инопланетянина воспитатель настраивает детей на игру, на предстоящие волшебные превращения, где они, выступая в роли космонавтов, должны продемонстрировать свое творчество, умения проявлять инициативу в общении, совместной деятельности, устанавливать контакты, слушать и слышать друг друга. Все это способствует развитию форм уверенного поведения и формированию социально-коммуникативных умений.

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи.

Воспитатель должен обратить внимание на поведение детей в игре, проанализировать их высказывания и активизировать их познавательный интерес к космической теме. Задания и игры, которые предлагаются им от имени главного героя, развивают образную память, сенсомоторные координации через активизацию тактильного, зрительного и слухового восприятий (игры «День и ночь», «Солнышко»), способность усваивать речевой образец.

Участие воспитателя в играх-заданиях, обсуждение замысла и хода игры, привлечение внимания к слову положительно влияют на речь детей.

Через игры развиваются воображение ребенка, внимание, умение быстро реагировать на речь воспитателя, способность языком символов передавать представления о природных явлениях.

Материалы

Демонстрационный:

кукла Лунатик (см. рис. 1);

космическая карта планет Вселенной (см. рис. 2, 3).

Раздаточный:

солнышки на нитках (на каждого ребенка);

конверт с загадками.

Музыкальный:

«Фантасма для оркестра» Э. Секея (фрагмент); звукозапись космических шумов.

Рекомендации по организации предметно-пространственной среды

В качестве опорных демонстрационных моделей используются уже знакомые детям макеты космического пространства (см. рисунки в занятии «Коллекция Космонавта», занятие «Неизвестная планета»), карты и т.д.

Поверхности Земли и Луны могут быть обозначены соответствующими тканевыми ковриками: Земля - цветным, Луна - однотонным.

Солнце лучше сделать не плоскостными, а объемными (небольшие мячи, обтянутые желтой фольгой). Это дает детям реальное представление о форме Солнца.

Предварительная работа.

1. Беседа о планетах Вселенной.

2. Активизация словаря по теме «Космос»

  


Ход

I. Вводная часть

Воспитатель знакомит детей с гостем, прибывшим с другой планеты.

Его зовут Лунатик. (Это может быть объемная или плоскостная кукла.) Лунатик здоровается с детьми, гладит их по головам, лицам, создает обстановку доверия, концентрирует внимание. Сообщает детям о том, что он любит играть и слушать сказки. Просит детей назвать их любимую сказку, спрашивает, чем она им нравится.

Лунатик любит сказки, потому что в них происходят волшебные превращения. Предлагает детям отправиться на космическом корабле в путешествие по космосу.

Методические рекомендации. Встреча с Лунатиком происходит в группе. Для космического корабля отведено специальное игровое пространство. Беседа с Лунатиком не должна занимать много времени. Воспоминания о сказочных персонажах настраивают детей на предстоящее волшебство.

Комментарий. Происходит развитие долговременной памяти, образного мышления, форм уверенного поведения, способности проявлять инициативу в общении, самовыражаться в речи.

II. Основная часть

1. «Путешествие начинается»

Лунатик приглашает детей в ракету и сообщает им, что он – командир корабля, и они должны его слушаться. Спрашивает: «Как называется одежда космонавта?» (Скафандр.)

Воспитатель вводит детей в игровой образ космонавта. Дети надевают воображаемый скафандр, шлем, ботинки на липучках, проверяют связь.

Лунатик объявляет трехминутную готовность к полету, выстраивает детей в колонну, маршем проходят под музыку почетный круг. Отряд космонавтов готов к посадке на корабль. Дети входят в корабль, устраиваются на стульях. Командир Лунатик приказывает: «Приготовиться к старту! Пристегнуть ремни! Внимание! 5-4-3-2-1! Пуск!»

Командир поздравляет детей с выходом в космическое пространство.

Комментарий. Задания способствуют развитию слухомоторных координаций через активизацию тактильного, слухового, зрительного восприятий, развитию образного мышления.

2. «Мы изучаем Космос»

Воспитатель обращает внимание детей на карту Солнечной системы, рассказывает волшебную сказку космоса:

«Живет во вселенной дружная семейка - Солнечная система. Маму зовут Солнцем, а детей - планетами. Как цыплята вокруг курицы, кружатся планеты вокруг Солнца, и всех оно любит и согревает. Самого быстрого сыночка зовут Меркурий, самую красивую доченьку - Венерой, а самую добрую - Землей. Самый драчливый сын носит имя Марс. Самого большого и толстого зовут Юпитер. Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером. Сатурн считается весельчаком, и только маленький Плутон всегда плаксивый и мрачный. У планет есть друзья - спутники. Например, у Земли подружку зовут Луной. Никогда не разлучаются они, так и вертится Луна в желтом сарафанчике вокруг Земли, заглядывает ей в глаза. Нельзя в космосе без дружбы!»

Методические рекомендации. Рассказывая сказку, воспитатель обращает внимание детей на карту, показывая каждую планету. После сказки детям раздаются маленькие солнышки, закрепленные ниткой. Солнышко на нитке надевается на большой палец, остальные девять пальцев становятся планетами. Воспитатель называет планеты, пальцы загибаются, тянутся к Солнцу.

Дети повторяют названия планет. Сказка рассказывается на фоне звукозаписи космических шумов.

Эта игра может быть перенесена в последующую работу.

Комментарий. Сказка-игра развивает воображение, память, образное мышление, способность усваивать речевой образ, сенсомоторные координации через активизацию тактильного, слухового, зрительного восприятий.

Лунатик радуется, когда слышит слова воспитателя о дружбе Земли и Луны, спрашивает детей, догадались ли они, откуда прилетел он.

Методические рекомендации. Воспитатель обращает внимание детей

на одинаковые части слов Луна, Лунатик, предлагает еще подобрать слова, в которых есть такая же часть. Например: лунный свет, лунная дорожка, полнолуние и т.д. (с последующими объяснениями). Обогащение знаниями и представлениями об окружающем мире, мотивированными словами формирует умение владеть различными способами словообразования.

3. «Мы на Луне»

Лунатик предлагает детям прилуниться (объяснить детям, что значит приземлиться и прилуниться).

Воспитатель сообщает о том, что они приближаются к Луне, предлагает приготовиться к выходу из корабля. Звучит «Фантасма для оркестра» Э.Секея (фрагмент).

Инопланетянин Лунатик благодарит детей за то, что они доставили его домой, сожалеет о том, что про их дом - Землю - знает очень мало.

Воспитатель побуждает детей к рассказу о Земле, достает глобус, который служит зрительной опорой при ответах на вопросы.

- Чего больше на земле - воды или суши?

- Какие вы знаете страны?

- Люди каких национальностей живут на Земле?

- Какого цвета Земля и почему? (Ответы детей: Земля - голубая, на ней есть воздух, растения.)

- А что еще есть на Земле? (День и ночь.)

Дети берутся объяснить Лунатику, что это такое.

Динамическая игра «День и ночь».

Воспитатель с детьми выбирает двоих, кто будет представлять Солнце и Землю. Эти дети надевают шапочки-символы. Ребенок «Земля» поворачивается к ребенку «Солнцу» то лицом, то спиной. Когда ребенок повернулся лицом, это значит - день: все дети бегают, веселятся; спиной - ночь; дети замирают, закрывают глаза. Игра может быть проведена 2-3 раза. Кто не успел вовремя отреагировать, выходит из игры.

Комментарий. Игра развивает внимание, воображение, быструю реакцию, память, образное мышление, способность языком символов передавать представления о природных явлениях.

Лунатик спрашивает, какое время года сейчас на Земле? Красиво ли на Земле в это время года?

Воспитатель предлагает детям рассказать о весне, составляет собирательный рассказ, предлагает рассказать стихи о весне.

Методические рекомендации. Рассказ должен быть эмоциональным.

Планета Земля, как никогда, хороша весной, и воспитатель должен помочь детям вспомнить об изменениях в растительном и животном мире.

Комментарий. Происходит развитие словесно-логического мышления, долговременной памяти; формируется умение понятно, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал.

Собирательный рассказ предполагает проявление активности, обмен впечатлениями, мнениями, что способствует развитию форм уверенного поведения.

III. Заключительная часть

Воспитатель напоминает детям о том, что им пора возвращаться на корабль. Детям грустно расставаться с Лунатиком, они с ним подружились. Лунатик вручает детям конверт, открыть который они должны на корабле.

Дети вновь садятся на стулья, пристегиваются, по команде «Старт» под музыку отправляются домой.

Воспитатель открывает конверт, там загадки от Лунатика:

Светит, а не греет. (Луна)

То блин, то полблина,

То та, то эта сторона. (Луна)

Золотое яблочко по небу катается. (Солнце)

Поле не меряно, овцы не считаны,

А пастух рогат. (Небо, звезды, месяц)

Что видно только ночью? (Звезды)

Вечером рассыпался горох,

Утром встал - нет ничего. (Звезды)

Комментарий. Отгадывание загадок направлено на развитие ассоциативного вербально-образного анализа и мышления.

Воспитатель поздравляет детей с успешным завершением полета. Дети по очереди выходят из корабля, сняв воображаемые скафандры, ботинки и т.д. Звучит музыка.

Последующая работа.

1. Беседа о планете Земля по глобусу.

2. Чтение стихов и рассказов о космосе: В. Орлов «Наша планета Земля», А. Дитрих, Г. Юрмин «Как ты, славный наш щенок, на Луну взобраться

смог?» и т.д.

Категория: Развитие речи | Добавил: Ruslana
Просмотров: 353 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 5.0/1

Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2018 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 15.11.2018

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал