Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Развитие речи


Конспект НОД по развитию речи с элементами грамоты в подготовительной к школе группе «Разговор о маме»

СКАЧАТЬ (33.0 Kb) 27.11.2017, 10:28
Литягина Татьяна Николаевна
воспитатель, МБОУ "Центр образования - гимназия №30" г. Тула
Цель:

- продолжать учить детей отгадывать загадки;

- упражнять в чтении слов: «мать», «мама», «мамочка», «мамуля», «матушка», «мачеха», учить объяснять значение слова «мачеха»;

- закреплять знания о звуках и буквах;

- учить выкладывать звуковую модель слова «руки», видоизменять его, превращая в слово «рука», рассказывать, что изменилось;

- упражнять в выкладывании из букв слова «руки», учить видоизменять его, превращая в слово «рука», рассказывать, что изменилось;

- упражнять в делении слов «руки», «рука» на слоги, определении места ударения в словах, учить находить схему слогового деления слов;

- учить детей называть знакомые пословицы и поговорки о матери, находить начало и конец пословицы, упражнять в чтении пословиц;

- учить детей объяснять значение выражения: «У мамы золотые руки», определять последовательность и количество слов в предложении в д/у «Живые слова»;

- оживить впечатления детей о маме в ходе просмотра презентации с фотографиями мам и детей «Лучшей мамочке на свете посвящается…»

Материал и оборудование:

- демонстрационный: репродукция (иллюстрация) картины с изображением женщины-матери, фишки на магнитах для звукового анализа слов, магнитные буквы: Р, У, К, А, И, слова на карточках: «мать», «мама», «мамочка», «мамуля», «матушка», «мачеха», слова на карточках: «Материнская ласка…», «конца не знает.», «Нет лучше дружка,…», «чем родная матушка.», «Сердце матери…», «лучше солнца греет.», указка, презентация «Лучшей мамочке на свете посвящается…»;

- раздаточный: пенал по грамоте для звукового анализа слов, буквы на тарелочках, схемы слогового деления слов, листочек с заданием «Подарки для мамы» на каждого ребенка.

Ход НОД:

Дети стоят у магнитной доски-мольберта.

1 часть. – Ребята, вы любите отгадывать загадки?  Тогда отгадайте-ка мою загадку:

«Кто вас крепко любит?

  Кто вас утром будит?

  Книжки вам читает,

  Песни напевает?

  Кто вас обнимает,

  Хвалит и ласкает?»  (Мама)

На доску выставляется иллюстрация женщины-матери.

- Сегодня мы поговорим о самом близком и дорогом для каждого из нас человеке на свете – это маме. Мать малыша и накормит, и напоит, и приласкает, и пожалеет, и научит. А, если ребенок заболел, то вылечит, выходит.

На доску прикрепляются слова на карточках.

Давайте вместе с вами прочитаем слова на доске: «мать», «ма-ма», «ма-моч-ка», «ма-му-ля», «ма-туш-ка», «ма-че-ха».

Ребята, а кто из вас может сказать, кто такая мачеха? Верно, мачеха – это не родная мама. В сказках обычно мачеха всегда бывает злой. А вспомните сказки, в которых была злая мачеха. (Шарль Перро «Золушка», братья Гримм «Белоснежка», р. н. с. «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», С. Маршак «Двенадцать месяцев»)

Игра с мячом.

- Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть с мячом и поговорить о ваших мамах. Давайте для начала вы нас познакомите со своими мамами. Я буду вам бросать мяч и спрашивать, как зовут вашу маму, а вы будете ловить мяч и называть, как зовут вашу маму по имени и отчеству, а потом опять бросить мяч мне. (Дети говорят: «Мою маму зовут Ольга Владимировна» и т. д.) Какая ваша мама? (Дети называют: мама добрая, любимая, нежная, ласковая, заботливая, хорошая, веселая, умелая, умная, красивая, счастливая, хозяйственная …) А сейчас ответьте на вопрос: «Что умеет мама?» (Дети отвечают: мама умеет готовить, шить, вязать, кататься на велосипеде, стирать белье, убираться, печь пироги, гладить, играть в шахматы, читать книги …)

2 часть. – О матери сложено много пословиц и поговорок. Вспомните их. (Дети называют: «Материнская ласка конца не знает», «Нет лучше дружка, чем родная матушка», «Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет», «Сердце матери лучше солнца греет») Молодцы, ребята!

Только вот у нас беда – перепутались все пословицы! Надо найти начало и конец пословицы, сложить ее и прочитать, что получилось. (Дети выполняют задание у магнитной доски-мольберта)

 Ребята, а вы слышали выражение: «У мамы золотые руки»? У мамы, что действительно, руки сделаны из золота? Попытайтесь объяснить, почему так говорят? (Ответы детей)

Работа за столами.

 – Дети, подойдите к своим столам. Давайте сделаем с вами звуковой анализ слова «руки». Произнесите слово «руки». Какой 1-й звук в слове? Ярослав, иди к доске, а вы, ребята, выполняйте задание у себя на столах. В слове «руки» первый звук «Р», что это за звук: гласный или согласный? (согласный) Твердый или мягкий? (твердый) Какой фишкой мы его обозначим? (синей) А теперь сам рассказывай дальше. (Второй звук в слове «рука» - У – это гласный, обозначаем его красной фишкой, третий звук – КЬ – согласный, мягкий, обозначаем его зеленой фишкой, четвертый звук в слове «руки» - И – гласный, обозначаем красной фишкой)

- Сколько всего звуков в слове «руки»? (В слове «руки» четыре звука) Сколько гласных звуков? (Гласных звуков всего два) Назовите их. (У и И) Сколько согласных? (Тоже два согласных звука) Сколько твердых согласных? (Один) Назовите его? (Р) Сколько мягких согласных? (Тоже один) Назовите его. (КЬ)

Ребята, выложите слово «руки» из букв под схемой. Прочитайте, что у вас получилось. (РУ – КИ) Давайте превратим слово «руки» в слово «рука». Что надо для этого сделать? (Надо заменить букву И на букву А. На схеме надо заменить фишку, обозначающую мягкий согласный КЬ, на фишку, обозначающую твердый согласный К, т. к. в слове «рука» третий согласный К - твердый) Прочитайте, какое слово у вас теперь получилось? (РУ – КА) Молодцы!

- А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Живые слова». Коротким словом «У» будет Миша Ш., словом «мамы» - Матвей, словом «золотые» - Артем, словом «руки» - Ксюша Г. Живые слова, выходите! Ребята, давайте прочтем, что у нас получилось. (У мамы золотые руки) А теперь, живые слова, поменяйтесь местами! (Золотые руки у мамы. Руки золотые у мамы) Что вы замечаете? (Короткое слово У – предлог, находится всегда рядом со словом «мамы»)

3 часть. 

- Ребята, в последнее воскресенье ноября отмечается День Матери. И сегодня я предлагаю вам сделать подарки для своих мам. А какие подарки получит мама, вы узнаете, когда впишите пропущенные буквы.

Задание «Подарки для мамы (Соедини слоги и прочитай слова, впиши пропущенные буквы)»

(Дети выполняют задание самостоятельно за столами) Прочитайте, что мы подарим маме. (Ду – хи, те – ни, лак, бусы)

 – Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо занимались, порадовали меня и своих мам, приготовили для них замечательные подарки. А сейчас мы с вами еще раз посмотрим вашу любимую презентацию «Милой мамочке на свете посвящается…»



Категория: Развитие речи | Добавил: tanyalitiagina | Теги: обучение грамоте, развитие речи, фонетический слух, звуковой анализ слов
Просмотров: 1539 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог