Программные задачи:
1.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.
2.Продолжать учить детей различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, качественно их характеризовать.
3.Закреплять умение детей делить слова на слоги.
4.Расширять знания детей о диких животных.
5.Развивать произвольные движения пальцев рук.
6.Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.
Материал:
Дем-ый: картина – схема «лиса», указка, фишки синего зеленого, красного цветов, рюкзак, фланелеграф; картин-ки: вертолет, поезд, машина; предметы, в названии которых слышится звук «к, дом – ширма, замок.
Разд – ый: картина – схема, «лиса», указка, фишки синего,зеленого, красного цветов, снежинки синие, зеленые и красные.
Ход НОД:
1.Организационный момент
В: На чем можно путешествовать? (ответы детей)
2.Дид. упр. «Выбираем транспорт»
В: Перед вами поезд, машина, вертолет. Мы отправимся на том транспорте, в названии которого два слога. Как узнать?
Д: Сколько раз хлопнешь в ладоши, столько слогов. (Дети измеряют хлопками длину слов)
В: На чем же мы отправимся?
Д: На поезде, в этом слове 2 слога.
В: Я ваш паровоз, а вы мои вагончики.
«Наш поезд едет далеко,
Ох, дети будет нелегко.
Друг другу не мешайте,
Места скорее занимайте».
(Дети встают друг за другом, двигаются под музыку).
3.Дид. игра «Волшебные снежинки»
В: Наш поезд прибыл в волшебный лес. Дети, что вы видите?
Д: снежинки
В: Какого цвета снежинки?
Д: Синие, зеленые, красные.
В: Но вот подул ветер и запел песню «у-у-у». Какой это звук?
Д: Гласный
В: Поднимите ту снежинку, каким цветом вы обозначаете гласные звуки. (Дети поднимают красные снежинки).
В:А теперь слышится звук «пь», поднимите нужную снежинку и т.д.
4. «Пальчиковая гимнастика»
В: Дети, что это стоит в сторонке? (дом) На двери висит замок. Откроем его.
«На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали, покрутили,
Потянули и открыли».
5. Звуковой анализ слова «Лиса».
В: Про хозяина этого дома отгадайте загадку.
«За деревьями, кустами,
Промелькнула будто пламя.
Промелькнула, пробежала –
Нет ни дыма, ни пожара» (лиса)
В: Приготовьте карточки для звукового анализа. Сколько звуков в слове «лиса»?
Д: В слове «лиса» четыре звука.
В: Как вы узнали?
Д: Сколько клеточек, столько и звуков.
В: Возьмите в руки указки. Давайте скажем слово «лиса» так, чтобы услышали первый звук.
Д: лллиса
Д: В слове лиса первый звук «ль».
В: Давайте попробуем звук «ль» спеть, потянуть
Д: Он не поется, мешает язык. Он не тянется, звук встречает преграду.
В: Если звук не поется и не тянется, то как он называется?
Д: Согласный
В: Подумайте он твердый или мягкий
Д: Этот звук мягкий.
В: Почему вы так решили?
Д: Когда его произносим, появляется улыбочка.
В: Каким цветом его обозначим?
Д: зеленым
В: Возьмите фишку зеленого цвета и обозначьте звук «ль».
(Воспитатель обозначает звуки фишками).
В: Поставьте указку на начало слова. Давайте скажем слово лиса так, чтобы услышали второй звук.
Д: Лиииса
(Дети аналогично разбирают все слово).
6. Дид. игра «Прятки»
В: Звуки слова «лиса» решили поиграть с вами в прятки. Раз, два, три – глазки запри. (Дети закрывают глаза. В это время воспитатель прячет фишку звука «а».)
В: Какого звука не стало?
Д: Не стало звука «а».
(Аналогично убираются другие звуки)
7.Дид. упр. «Наведем порядок»
В: Давайте поможем навести порядок. Уберите фишку звук «с». Один ребенок работает у доски, а остальные дети на своих местах.
8.В:Чтобы выйти из дома лисы, отгадайте загадку.
«У всех зверей в лесу есть дом.
А как зовется лисий дом?»
Д: нора
В: Молодцы. А теперь вставайте все за мной, отправляемся домой.
• Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / Н.В. Дурова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
• Развитие +: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений / под ред. О.М. Дьяченко. – М.: Мозаика-Синтез, 20011.
|