Сегодня: 20.08.2017
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Развитие речи


Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи "Образование имён существительных с суффиксами ИК, ИЩ"

СКАЧАТЬ (67.7Kb) 10.08.2017, 22:57
Рыбкина Л.П.; Казакова С.С.
педагог-психолог; учитель - логопед, ГБОУ "Школа №7" г.Москвы
Цели: практическое использование слов с уменьшительно - ласкательным (суффикс ик) и увеличительным (суффикс ищ) значением.

Задачи:

-учить преобразовывать слова с помощью суффиксов ик, ищ;

-активизировать словарный запас;

-закрепить представления детей о частях тела домашних животных;

-развивать слуховое внимание, мыслительные операции сравнения и обобщения;

-продолжить формирование коммуникативных навыков;

Оборудование: предметные картинки, изображающие братьев ИК и ИЩ, котов трёх размеров, для каждого кота дом;  предметные картинки трёх размеров -  ерша, сома, карася; силуэты Гнома и Великана; раздаточные предметные картинки двух размеров; осенние листья из цветной бумаги, заготовка оригами – кот; квадраты двух размеров разных цветов по количеству детей.

Ход занятия

I. Организационный момент

Перед занятием детям раздать билеты с изображением большого и маленького квадрата. На каждом столе наклеены квадраты большого и маленького размеров (разного цвета).

Здравствуйте, ребята. Вы пришли в школу. Мы рады приветствовать вас.

Мы приготовили для вас интересную сказку.

II. Знакомство со значениями суффиксов - ИК, -ИЩ.

Учитель рассказывает сказку И.В.Скворцовой "Два брата ИК, ИЩ", выставляя на доску предметные картинки по ходу повествования.

Учитель: На холме стоял дом. В этом доме жил кот. У кота был лоб, нос, рот, живот, хвост. На шее кот носил бант. Он вешал его на гвоздь.

Однажды к дому кота пришли два брата ИК и ИЩ.

ИК был маленький и ласковый. Он превратил холм в холмик. На нём построил домик. В домике стал жить котик. У котика был лобик, ротик, носик, животик, хвостик. Котик носил бантик и вешал его на гвоздик.

Брат ИЩ был очень большой и серьёзный. Он превратил холм в холмище. На нём построил домище. В нём стал жить котище. У котища был лбище, носище, ротище, животище, хвостище. Были у него зелёные глазища. На шее котище носил .... что? Помогите, пожалуйста. Правильно, бантище. Вешал его на гвоздище.

Однажды кот, котик и котище отправились ловить рыбу.

Коту попались ёрш, карась и сом.

Скажите, кто попался на крючок котика?

Дети: На крючок котика попался ёршик, карасик и сомик.

Учитель: А кто попался на крючок котища?

Дети: На крючок котища попался ерщище, карасище и сомище.

Ребята, вы, догадались кто из братьев сделал предметы маленькими?

Дети: Брат ИК называет слова ласково, делает предметы маленькими.

Учитель: А что делает со словами брат ИЩ?

Дети: Брат ИЩ делает предметы большими, огромными.

III. Сравнение и называние частей тело котов различного размера.

Учитель: Вспомните, каким сделали братцы ИК и ИЩ кота из сказки?

Дети: Братец ИК превращает кота в котика, а братец ИЩ превратил кота в котище.

Учитель: Ребята, давайте сравним котика и котища:

у котика лобик, у котища лбище;

у котика носик, у котища лобище;

у котика ротик, у котища ротище;

у котика животик, у котища животище;

у котика хвостик, у котище хвостище;

у котика бантик, он вешает его на гвоздик;

у котища бантище, он вешает его на гвоздище.

 А теперь сравним, кто попал на крючок котика, и  кто попал на крючок котища?

(ответы детей).

Вывод: Если хотим сказать о предмете ласково, сказать, что он маленький, то зовём на помощь брата ....? (ИК). Если хотим подчеркнуть, что предмет огромный, зовём брата ....? (ИЩ).

IV. Физкультминутка «Гном и Великан»

1.На слово «Гном» – присесть на корточки
На слово «Великан» – встать и поднять руки вверх.

2. Идти по кругу и выполнять соответствующие движения по команде учителя.

3. Путаница - команды учителя не совпадают с его движениями. Слушать только словесную команду и выполнять соответствующие движения).

V. Подарки

К братцам ИК и ИЩ иногда приходили гости. Гном любил предметы маленькие и поэтому он ходил в гости к братцу, которого звали ….(ИК) Великан любил очень большие предметы и поэтому ходил в гости к братцу, которого звали ….(ИЩ)

Великан и Гном всегда приходили с подарками к своим друзьям.

Братцы ИК и ИЩ очень любят подарки. Мы сейчас тоже подарим им подарки. Но нужно быть внимательными и не перепутать подарки, назвать их правильно. Братцу ИК должны достаться маленькие предметы, а братцу ИЩ - большие.

Например: (учитель держит две карточки с изображением маленького и большого банана)

Это бананчик. Кому мы его подарим? (Братцу ИК).

Это бананище. Кому мы его подарим? (Братцу ИЩ).

(Каждый ребёнок выходит со своей раздаточной картинкой (из набора картинок), называет её и дарит одному из братьев)

VI. Физкультминутка.

Сейчас мы отправимся в осенний лес. Осень - красивое время года. Это время года, когда листья меняют свой цвет. Окраска листьев бывает самой разной - это и жёлтой, красной, и оранжевой. Таких красок нет больше ни у одного времени года. Листья меняют свою окраску,  опадают с деревьев и ложатся на землю. Мы будем гулять по осеннему лесу и собирать листья. Нужно будет собрать большие дубовые листья жёлтого цвета и маленькие дубовые листья  красного цвета.

Как только я скажу: "Начали" вы собираете  большие дубовые листья жёлтого цвета и маленькие дубовые листья.

Как  только я скажу: "Закончили" вы считаете свои листочки.  (Собранные листочки приклеивают к домику котика и котища)

VI. Оригами

На память о нашем занятии мы хотели бы вам предложить сделать кота. (Дети получают квадратики, где отмечены пунктирной линией сгибы.)

1. Сложите квадрат пополам по пунктирным линиям

2.Сложите пополам, чтобы образовалась складка.

3.Сложите по пунктирным линиям.

4.Сложите по пунктирной линии.

5.Разверните.

6.Дорисуйте глаза, нос, усы.

Приложение 1:

Мы сделали кота. А дома вы можете сделать котика и котища. Чтобы сделать котика- нужен квадратик маленький. Чтобы сделать котища – нужен квадрат большой  или…(квадратище).

VII. Итог занятия

Учитель: Вы прекрасно справились с заданиями.

Что же делает со словами братец ИК? А братец ИЩ?

Что вам больше всего понравилось на занятии?

Что трудно было выполнять?

Категория: Развитие речи | Добавил: Ludmila11_01 | Теги: дошкольное образование, развитие речи, конспект занятия
Просмотров: 47 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Каталог

Конкурсы для детей

Я - Учитель!


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки

Методическая разработка занятия «Внедрение в музыкальное образование упражнений, направленных на развитие чувства ритма и мелкой моторики»


Презентация-игра "Великий, могучий русский язык" для 6-7 классов


Итоговое родительское собрание во второй младшей группе «Мы едем, едем, едем в далекие края»


Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных"


Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи "Образование имён существительных с суффиксами ИК, ИЩ"



© 2012 - 2017 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал