Каширина Елена Ивановна, воспитатель,
Паршина Маргарита Васильевна, воспитатель,
Маргевич Алина Эдуардовна, педагог-организатор,
ГБОУ Школа №1467, СП 2562/7,г. Москва
Задачи.
Образовательные:
- актуализировать словарь по лексическим темам «Город», «Спорт», «Транспорт», «Профессии»;
- закреплять работу по образованию прилагательных;
- продолжать работу по соотнесению звука и буквы;
- закреплять навык составления описательного рассказа по
картинке.
Развивающие:
- развивать эстетические чувства, эмоции, интерес к истории
родного города, творческие способности;
- развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви и уважения к столице нашей Родины,
Москве;
- формировать интерес к посещению достопримечательностей:
музеев, театров и культурно-исторических мест.
Здоровьесберегающие:
- сохранять здоровье детей средствами физкультминутки.
Оборудование:
- Портрет Президента Путина В.В., Флаг России, Текст Гимна
России;
- слайды с изображениями достопримечательностей Москвы ( Мавзолей, Океанариум, Кремль, Воробьёвы горы, Останкинская телебашня, улица Арбат; стадионы: в Лужниках, «Динамо»,
«Олимпийский»; Цирк на проспекте Вернадского, Цирк на Цветном бульваре ; памятники: А.С. Пушкину, Ю. А. Гагарину, Ю. В. Никулину, Ю. Долгорукому; Большой театр, Детский кукольный театр имени С.Образцова, Детский музыкальный театр имени Н.Сац; Исторический музей, Зоологический музей, Биологический музей, Палеонтологический музей; картинки «Метропоезд» (3 вагона) для определения места звука в слове, предметные картинки для определения места заданного звука в слове;
нарисованные фигурки клоунов в синем и зелёном костюмах, картонные «мячики» с картинками на парные мягкие и твёрдые согласные (например, [п] - [ п ‘], [т ] -[ т‘], [ к] - [к’]; плакат «Пла- неты Солнечной системы», игрушечные музыкальные инструменты).
Ход занятия
В. – Здравствуйте, ребята! Нас зовёт к себе древний, но всегда молодой и прекрасный город.
А вот какой город ждёт нас, вы догадаетесь, если определите первый звук в названиях его достопримечательностей.
(Демонстрируются слайды по порядку с изображениями:
- Мавзолея
- Океанариума
- Стадиона
- Кремля
- Воробьёвых гор
- Арбата ).
В. - Мавзолей. Какой первый звук в этом слове? «М», какой букве соответствует этот звук?
А теперь определим первый звук в каждом названии: [м ], [о ], [ с ], [ к ], [ в ], [ а ]. А сейчас мы с вами напишем это слово на доске: Москва.
- Ребята, какое слово получилось? Давайте прочитаем его.
Д. - М о с к в а.
В. - Достопримечательности какого города были на картинках?
Правильно, города Москвы.
А чем является Москва для нашей страны?
Д. – Москва - столица России. В столице находится правительство страны. Здесь живёт и работает Президент Путин Владимир Владимирович.
В. - Россия - государство, в котором мы с вами живём. И как каждое государство, Россия имеет свои государственные символы. Какие, назовите эти символы?
Д. - Герб, Гимн, Флаг.
(Воспитатель показывает флаг ).
В. - Флаг – отличительный знак государства, он олицетворяет независимость государства. Флаг России - триколор, т.е. три горизонтальные полосы белого, синего и красного цветов. Скажите, что означает каждый цвет?
Д. - Белый олицетворяет благородство, синий - верность, красный - мужество и любовь.
(Воспитатель показывает картинку с древним поселением).
В. - Название нашей столице дала река Москва, на берегах которой среди лесов и болот появились первые поселения. С глубокой древности люди селились именно по берегам рек, поскольку можно было ловить рыбу, перемещаться по воде на лодках, к тому же реки защищали от врагов.
( Слайд - Останкинская телебашня).
- А начнём мы нашу экскурсию по Москве с самой высокой точки - Останкинской телебашни, её высота 540 м.
На телебашне есть специальная смотровая площадка. Давайте посмотрим на красавицу Москву сверху.
- Что же мы увидим?
( Слайд с видом на Москву сверху).
Д. - Мы видим дороги, дома, площади, реки.
В. - Значит, в Москве много… чего?
Д. - В Москве много домов, дорог, площадей, музеев, парков, рек …
В. - С высоты на Москву мы посмотрели, теперь проедем по её улицам и посетим интересные места. На каком транспорте можно передвигаться по городу?
Д. - Можно передвигаться на трамвае, троллейбусе, автобусе, машине, метро.
(Слайды - станции метрополитена, 3 слайда).
В. - Московское метро считается одним из самых красивых в мире. Посмотрите на оформление станций московского метро.
( На доске три вагона метропоезда).
В. - А теперь прокатимся в метро. С нами поедут картинки. В первом вагоне - картинки, в названии которых звук [ м ] стоит в начале слова ( метро - музей - мост), во втором вагоне - картинки, в названии, которых звук [ м ] стоит в середине слова (Кремль - памятник), в третьем - картинки, в названии которых звук [ м ] стоит в конце слова (дом - храм).
(Дети распределяют картинки по вагонам).
В. - На метро мы покатались. Теперь посмотри на достопримечательности Москвы.
В Москве много спортивных сооружений: стадионы, бассейны, спортивные площадки…
Какие стадионы Москвы вы знаете?
(Слайды - Стадионы: «Лужники», «Динамо»,Олимпийский»).
Д. - «Лужники», «Динамо», (стадион) «Олимпийский»…
В. - Подумайте, как называются различные спортивные площадки.
Площадка для волейбола какая?
Д. - Площадка для волейбола называется волейбольная.
В. - Площадка для игры в футболом какая?
Д. - Площадка для футбола называется футбольная.
В. - Для игры в хоккей - какая?
Д. - Площадка для хоккея называется хоккейная.
В. - Для игры в теннис?
Д. - Площадка для игры в теннис называется теннисная.
В. - Для игры в баскетбол?
Д. - Площадка для баскетбола называется баскетбольная.
В. - Вспомните виды спорта, назовите спортсмена и спортсменку.
Спортсмен, который занимается бегом - бегун, а спортсменка - бегунья; спортсмен, который играет в волейбол - волейболист, а спортсменка - волейболистка; спортсмен, который играет в теннис - теннисист, а спортсменка - теннисистка;спортсмен, который занимается гимнастикой - гимнаст, а спортсменка - гимнастка.
( Слайды - Памятники: Ю. Долгорукому, А.С. Пушкину,
Ю.А.Гагарину и Ю.В. Никулину).
В. - Отправляемся дальше. В Москве много памятников известным людям.
В. – Памятник великому русскому поэту А.С.Пушкину.
(Ребёнок читает отрывок из стихотворения. См. приложение);
В. - Памятник Ю.А. Гагарину, первому русскому космонавту, первому космонавту в мире;
- Памятник князю Ю.Долгорукому, основателю нашего города, Москвы;
- Памятник Ю.В. Никулину, самому известному клоуну нашей страны.
В. - И взрослые, и дети любят цирк за атмосферу праздника, радости и вечного детства.
( Слайды - Старый Цирк на Цветном бульваре; Цирк на проспекте Вернадского).
В Москве находятся два цирка: Московский цирк Ю.Никулина на Цветном бульваре и Большой Московский Государственный цирк на проспекте Вернадского - один из самых крупкрупных в мире. Он оснащён современным оборудованием.
В нём несколько сменных манежей (сцен): водный, ледовый, конный, иллюзионный.
Менять их можно очень быстро благодаря электронному управлению. Это позволяет создавать удивительные представления. На одном из них мы и побываем.
Итак, представление начинается!
В. - «Выходят» клоуны. Один - в синем, а другой - в зелёном костюме.
( В. выставляет фигурки клоунов в синем и зелёном костюмах и картонные «мячи» с картинками на определённую пару согласных по твёрдости – мягкости [ п ] - [ п ’] печка - пушка, [ т ] - [ т’] танк - тигр, [ р] - [ р’] роза - рюкзак ).
В. - Подберите клоуну в синем костюме, назовём его Сеня, мячи с картинками, в названии которых данный звук твёрдый, а клоуну в зелёном костюме, назовём его Лёня, картинки, в названии, которых этот звук мягкий. (См. приложение).
(Слайд - Планетарий).
В. - Наша экскурсия по Москве продолжается. А вот планетарий.
Как вы думаете, почему этот музей получил такое название?
Что вы можете там узнать?
Д. - Там можно узнать много интересного из истории астрономии и космонавтики.
В. - Да, планетарий раскроет вам тайны Вселенной, познакомит с удивительным миром звёзд, планет, научными открытиями в области космонавтики.
(На доске постер «Планеты Солнечной системы»).
В. - А сейчас посмотрим, какие планеты Солнечной системы вы знаете, и посчитаем слоги в их названиях.
( Д. называют планеты и считают количество слогов в словах: Марс - один слог, Земля - два слога, Юпитер - три слога, Венера - три слога).
( Слайды: Исторический музей, Биологический музей, Зоологический музей, Палеонтологический музей).
В. - В Москве много музеев. Какие музеи вы знаете? А в каких музеях вы побывали и вам они понравились ?
(Ответы детей)
В. - Подумайте и скажите, какие музеи можно посетить в нашем городе. Например: музей Палеонтологии - Палеонтологический музей.
Д. - Музей истории - исторический музей, музей биологии - биологический музей, музей зоологии - зоологический музей, музей геологии - геологический музей, музей археологии - археологический музей.
( Слайд - Парк им. М.Горького).
В. - В Москве много замечательных парков. Самый известный - это Парк культуры и отдыха им. М. Горького.
На чём в парке можно покататься?
Д. - На качелях, на каруселях и на других аттракционах…
В. - Давайте и мы прокатимся на карусели.
Динамическая пауза «Карусель».
Сядем, дети, в карусель, Дети встают в круг,
Побежит она скорей. берутся за руки.
Потихоньку начинаем, Бегут по кругу,
Дальше – скорость набираем. увеличивая скорость.
Всё быстрей, быстрей, быстрей, Бегут по кругу.
И замедлитесь скорей! Постепенно замедляют бег.
Стоп, устали, стоп, игра!
Снова в путь идти пора!
В. - И снова в путь. Какие театры вы знаете в Москве?
( Слайды: Большой Театр, Театр кукол им. С. Образцова,
Детский Музыкальный театр им. Н.Сац).
В. - Любое действие на сцене театра происходит под музыкальное сопровождение. Назовите музыкальные инструменты и профессии людей, которые на них играют.
(Воспитатель показывает музыкальные инструменты).
Д. - Барабан - барабанщик, гитара - гитарист, скрипка - скрипач, труба - трубач, баян - баянист, пианино - пианист.
( Слайд - Красная площадь).
В. - Наконец, мы в сердце Москвы - на Красной площади, а рядом - Кремль. Как вы думаете, почему Красную площадь и Кремль называют сердцем Москвы ?
Д. - Красную площадь и Кремль называют сердцем Москвы, потому что всё начиналось отсюда.
В. - А вы знаете, почему Красная площадь так названа? Слово «красный» в русском языке обозначает не только цвет, но и «красивый, самый важный».
А по красоте и важности событий, которые происходили на Красной площади, с ней вряд ли сравнится какое-либо другое место в нашей стране.
Что такое Кремль? Кремлём в старину называли любое городское укрепление, окружённое стеной с башнями и бойницами для защиты от врагов. Давным - давно Москва размещалась за стенами Кремля, на его территории.
Сейчас Москва - это огромный город, сердцем которого, является её исторический центр Красная площадь и Кремль.
Красная площадь - место проведения военных парадов и весёлых праздничных гуляний, салютов.
- Наша экскурсия подошла к концу. Понравилась вам экскурсия по нашему городу Москве? (Ответы детей).
В. - А какие пословицы и поговорки о Москве вы знаете?
(Дети отвечают.)
(Слайд - Салют на Красной Площади).
В. - Ребята, давайте вспомним стихотворение о Москве.
(Ребёнок читает стихотворение. См приложение.).
Здесь Кремль,
Здесь Воробьёвы горы.
И площадь Красная видна!
Такой большой старинный город,
Гордится им моя страна.
Всем городам он голова!
Столица Родины – Москва!
В. - Наше путешествие закончилось. Мы узнали с вами много интересного о городе, в котором живём. Спасибо всем.
Дети под музыку (Песня О. Газманова «Москва») выходят из зала.
|