Сегодня: 15.11.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Развитие речи


«Работа по ФГОС в сельской малокомплектной школе: проблемы, пути решения»

СКАЧАТЬ (32.3 Kb) 02.11.2019, 13:53
Микерина Елена Александровна
учитель начальных классов, МКОУ СОШ с.Лохово
Работа по ФГОС в сельской малокомплектной школе: проблемы, пути решения».
«Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно,
но ребёнок должен быть ещё и подготовлен к жизни»
Д. Дьюи
Когда – то очень давно Герберт Спенсерсказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия».
Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.
Можно выделить ряд проблем и трудностей при реализации ФГОС, с которыми столкнулись малокомплектные классы. школы. Во-первых, формирование универсальных учебных действий на совмещённых занятиях с несколькими классами одновременно. Особым проблемным местом будет формирование коммуникативных и регулятивных умений (формирование УУД является основным условием нового ФГОС), становление которых менее всего связано с содержанием предметного материала и логикой его преобразования. ФГОС адресован, всем учителям, независимо от места работы. В условиях сельской школы гораздо труднее внедрять новые стандарты. Учить детей общению в сельской школе сложнее, для чего требуются специальные усилия и умения со стороны педагога. Исходя из собственного опыта, я выделила ряд наиболее острых проблем, с которыми столкнулось большинство сельских малокомплектных школ в процессе внедрения стандартов второго поколения.
Проблема: Формирование универсальных учебных действий на совмещённых занятиях с двумя классами одновременно.
Цели:Выявить и раскрыть новые подходы к технологии организации учебного процесса в малокомплектных классах.
Задачи
1. Изучить ФГОС НОО, материалы об организационно – педагогических моделей начальных малокомплектных школ ;
2.Разработать план – конспект урока в МНШ в соответствии с требованиями ФГОС
Ожидаемый результат: освоение учителем новых подходов организации учебного процесса разновозрастным коллективом.
В сельских малокомплектных школах низкое количество учащихся делает невозможным использование некоторых форм коллективной работы, которые можно было бы использовать в классно-урочной системе. Я работаю в 1и 2 классах одновременно. Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятия с двумя классами без самостоятельной работы. Самостоятельная работа детей на уроках в малокомплектных школах занимает больше 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на самостоятельную работу отводится около 20% урока. Поэтому я должна научить детей работать самостоятельно. Начиная с 1 класса, я знакомлю детей с различными видами самостоятельной работы. Сначала эти задания небольшие по объему и носят подражательный характер. Постепенно задания усложняются и вводятся задания творческого характера. При организации самостоятельной работы я руководствуюсь теми же основными требованиями, что и в обычной школе, а именно:
• Самостоятельная работа должна соответствовать программным требованиям;
• Самостоятельная работа должна развивать логическое мышление, то есть надо будить мысль ученика;
• Вся самостоятельная работа должна быть посильной для учеников; в этом случае она может быть выполнена сознательно.
Виды самостоятельной работы должны быть разнообразными как по форме, так и по содержанию. При организации самостоятельной работы следует соблюдать принцип систематичности: каждая самостоятельная работа должна проверяться и оцениваться. Самостоятельная работа должна иметь место не только при закреплении знаний, но и на других этапах урока.
Готовя детей к выполнению работы самостоятельно, надо поставить цель разъяснить учащимся методы выполнения самостоятельной работы, а если необходимо, то дать образец работы. Особое внимание надо уделять слабым ученикам, по возможности дать им дополнительные разъяснения, а для сильных учащихся подготовить дополнительные задания повышенной трудности. Эти задания можно приготовить заранее на доске, на плакате или на отдельных карточках.
В условиях одновременной работы учителя с двумя классами, я лишена возможности постоянного контроля за ходом выполнения самостоятельной работы учащихся, поэтому важно научить детей самоконтролю. Элементы самоконтроля полезно вводить уже к концу первого класса. На своих уроках я практикую такие приемы, которые повышают самооценку и уверенность в себе:
• Сходи в гости к другу
• Самопроверка (по образцу)
• Взаимопроверка (выявление спорных ситуаций)
• Проверка домашних заданий друг у друга и нарисуй смайлик
• Проверка контрольных и диктантов.
В процессе обучения дети учатся самостоятельно работать с книгой и дидактическими материалами. Очень нравиться детям работать со словарями, атласами.В условиях малой школы учителю легче осуществлять: • индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;
• личностно-ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель «слышат» друг друга;
• практическую направленность учебной деятельности учащихся (экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т. д.);
Так же для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра. Игра на уроке помогает снять чувство усталости, раскрывает способности детей, их индивидуальность, усиливает непроизвольное запоминание. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий. На уроках обучения грамоте использую игры, совершенствующие слуховое восприятие: “Хлопки”, “Твердый - мягкий”, “Слоги заблудились”. Для уроков математики - игры на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку”, и др.В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутри коллективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами": полное внимание к однокласснику; серьезное отношение к мыслям, чувствам других; терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку"). Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:
- переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному;
- активизация познавательной сферы обучающихся;
- повышение положительной мотивации обучения;
- использование как средства самообразования;
- повышение уровня знаний;
- осуществление проектной деятельности младших школьников
Я считаю, что организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, я тщательно продумаю цель, место и способ использования ИКТ.
В нашей школе есть огромные возможности для ведения проектной деятельности. Не секрет, что именно сельские дети, обладают достаточным количеством практических навыков, они реально смотрят на жизнь и знают, чего хотят, добиваясь успеха в жизни.
Мои воспитанники всегда отличались независимостью суждений и самостоятельностью. Классы всегда активно участвовали в работе школьного коллектива и часто были инициаторами этой работы. Ученики – активные, самостоятельные, успешные люди.
Характер проектной деятельности в малокомплектной школе так же имеет свои особенности. Основными направлениями моей работы являются:
- научно-исследовательская;
-игровые;
-творческая;
-учебно-интеллектуальная деятельность учащихся.
На НПК определяются темы проектных работ и контролируется вся деятельность по ним. В прошлом году дети стали лауреатами. В условиях нашей школы основным условием создания проекта является – заинтересованность учителя и реальные возможности школы. Всё многообразие различной информации пропускаю через свои возможности и в начале каждого годы у меня есть примерный план проектной деятельности учащихся по предметам, План не является догмой: что-то не воплощается в проект, а что-то появляется в течении года. В наших условиях, в отсутствие спонсоров, большую роль играет помощь родителей. В любом случае помощь родителей и их желание участвовать в жизни ребёнка необходима.
Помощь родителей необходима и в предоставлении необходимого оборудования: фотоаппараты, камеры и финансовые средства.
Вопросы исследовательской деятельности формулируются при обсуждении проблемы.
Дидактические цели и методические задачи формулируются учителем, причём зачастую они конкретны для каждого ученика.
Формулировка проблемы часто приводит к образованию нескольких групп, которые предполагают решать данную проблему различными способами.
Выдвижение гипотез решения происходит в процессе обсуждения этого вопроса.
Творческое определение проекта зачастую происходит на уровне его защиты.
Определение направлений исследований и формирование групп происходит под руководством старших учеников.
Поиски источников информации оговариваются с помощью учителя и ведутся учениками, имеющими ПК.
Контролирует работу учитель.


Категория: Развитие речи | Добавил: mikerina
Просмотров: 35 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог


Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 15.11.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал