Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Развитие речи


Консультация для воспитателей и родителей "Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие детей дошкольного возраста"

14.03.2014, 11:01
Вихарева Лидия Сахитовна
воспитатель, МБДОУ (детский сад "Солнышко")
Понятие мелкой (или тонкой) моторики человека обозначает точные двигательные способности его рук. Развитие мелкой моторики, и соответственно, координации движений рук ребёнка находится в прямой зависимости от состояния развития его мышления.
У детей, имеющих речевые нарушения, как правило, наблюдается недоразвитие и моторных функций, что отражается на качестве их общих и мелких движений. Если понаблюдать за таким ребёнком, то обнаружится, что движения малыша, а в особенности пальцев рук, скованные, не точные.
Учёные — физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребёнка. Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находится в непосредственной близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребёнка, мы способствуем и его скорейшему речевому развитию.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до н.э. в Китае. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.
Японский врач Намикоси Токудзиро разработал оздоравливающую методику воздействия на кисти рук, а через них и на внутренние органы человека.
Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего — кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце.
В Китае распрастраненны упражнения с шарами, зажатые в кисти руки, улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, нормализуют деятельность сердечно — сосудистой и пищеварительной системы, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
В Японии широко используют упражнения ладоней и пальцев — с грецкими орехами.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры:
«Ладушки», «Сорока — белобока», «Коза рогатая».
Исследования наших физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребёнка.
Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Следует помогать ребёнку координировано и ловко управлять пальцами. Обращать внимание на то, чтобы ребёнок овладел простыми , но жизненно важными умениями — правильно держать ложку, чашку, карандаш, умываться. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Упражнения пальчиковой гимнастики можно классифицировать так:
1. Работа мышц пальцев рук в различных направлениях:
-сгибание пальцев в кулак и разгибание («фонарики», «прятки»);
-пальцы врозь — вместе («заборчик»);
-вращательные движения кистью и каждым пальцем («оса», «моторчик»,развивают подвижность суставов);
-растягивание мышц пальцев с помощью другой руки (упражнения, развивающие гибкость);
-расслабление мышц пальцев пассивными активными (раскачивание рук, встряхивание кистями);
-упражнения на координацию движений пальцев рук: выставление одного, двух пальцев рук («коза», «жук», «зайка»), соединение большого пальца с другими, сцепление пальцев («пальчики здороваются», «крючки», «цепочка», «хвостик рыбки», «птички», «лесенка».
Все упражнения этой группы можно выполнять двумя руками одновременно или правой и левой кистью поочерёдно.
2. Движение пальцев по различным частям тела и поверхности стола ( «человечки», « играю на рояле», «встречи», «солдатики».)
3. Построение фигурок из пальцев («домик», «очки», «лодочка», «стул», «шар»).
4. Построение фигурок из палочек («квадрат», «треугольник», «мельница», «звезда», «рыбка», «флажок», «колодец».
5. Речитативы при работе пальчиками, при выполнении самомассажа.
6. Народные игры — забавы, потешки при работе пальчиками(«Сорока — белобока», «Чет — нечет»).
7. Чтение стихов с манипуляциями пальчиками.
8. Рассказы, сказки, игры — соревнования, сопровождающиеся жестикуляцией пальчиками («Моталочки»)
9. Специальные комплексы упражнений для пальчиков под музыку


Категория: Развитие речи | Добавил: lidiyavixareva
Просмотров: 1834 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог