Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Сценарии, игры, мероприятия


Конспект занятия по реализации регионального компонента «Мой край родной - Мордовия» (подготовительная к школе группа)

30.07.2015, 17:35
Волкова Лидия Александровна
воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 7 комбинированного вида"
Конспект занятия по реализации регионального компонента «Мой край родной - Мордовия»
(подготовительная к школе группа)
Задачи:
«Познавательное развитие »:
• расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине,
• дать детям общее представление о Республике Мордовии,
• формировать представления о народах, населяющих Мордовию,
• воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа.
• воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.
• познакомить с культурой и традициями мордовского народа .
• Способствовать развитию любознательности, мышления
« Речевое развитие»:
Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе ,передавать свое отношение средствами поэзии, понятно для слушателя отвечать на вопросы. Обогащать словарь детей : мордва, русский, мордовский .
«Социально-коммуникативное развитие »:
Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривание альбомов о Мордовии,
о Рузаевке, экскурсии по улицам г. Рузаевки.
Знакомство с устным народным творчеством мордовского народа, беседа о мордовском народном творчестве,
рассматривание женской национальной одежды: вышивка, узоры.

МАТЕРИАЛ: куклы в национальном костюме, салфетки, полотенца, выставка книг мордовского народного искусства, выставка рисунков детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Звучит мордовская музыка.

- Земли есть и красивей -
Мне не надо иной:
Ты ведь тоже Россия,
Край мордовский родной.
М.Бебан

- Ребята, сегодня наше занятие необычное, занятие – путешествие по нашему краю, по нашей республике.
- Как называется республика, в которой мы живем?
- Мордовия.
- Посмотрите на карту нашей Родины. Мордовия находится в центре России.
-Ребята, как называется столица России?
- Москва.
- Теперь назовите столицу нашей республики, столицу Мордовии?
- Саранск.
- Молодцы, ребята! Посмотрите ( указать на карту) прекрасна мордовская земля! Здесь сменяют друг друга дремучие леса, звонкие березовые рощи, чистые сосновые боры, необъятная ширь ярко – голубого неба с белыми облаками – лебедями, зеленый ковер лугов. Синь небес отражается в реках Мокши и Суры.
- Ребята, давайте вспомним стихи о родном крае, о Мордовии, которые учили на предыдущих занятиях.

В России средь березовых просторов,
Полянка есть – Мордовия моя.
Она – как песня матери,
С которой за горы уходил и за моря.

Мордовия моя – леса и пашни,
Цветов и птиц привольная страна,
Ужели стороны родимой краше
На свете есть другая сторона.

Мордовия моя – моря пшеницы,
Волшебных зерен золотой улов,
Суры бурливой синие зарницы,
Дорог широких беспокойный зов.

Мой край родной – мордовская земля,
Тебе слагаю песни я свои.
Люблю твои раздольные поля,
Суры и Мокши чистые струи.
Люблю твоих нарядов простоту,
Твои обряды, звучный твой язык,
Твоих сказаний смелую мечту,
Который с детства я внимать привык.

Здравствуй, утренняя зорька!
Здравствуй мой, мордовский край.
Ах, клубничная сторонка,
Я люблю тебя, ты знай!
Побегу босая утром
В Мокше – речке окунусь,
Обниму глазами небо,
На храм божий помолюсь.
Озорная звонким смехом
На траву прилягу я,
Чтобы слышать птичьи песни,
Чтоб послушать соловья.

На территории Мордовии дружной семьей живут и трудятся люди разных национальностей : русские, мордва: мокша и эрзя , татары и другие народы.
Послушайте, как они говорят о родной земле
- Шачема крайнязе !- признаются в любви к нему мокшане.
- Тиринь енксонок ! – ласково и нежно называют эрзяне.
- Родная , родная, родная земля , как клятву верности произносят русские.
- Туган племне ойрэну ! – с любовью говорят о нем проживающие здесь татары.

Теперь послушайте, ребята, как прекрасен и певуч мордовский язык.

- Пяк пара кяленьке роднойсь,
Сон ялганконьди седихть панжи,
Сон шуди, кода мазы жойфсь,
Сон оцю садса марлюкс панжи.

- С чем сравню тебя мордовский,
Мой родной язык певучий?!
Может, с юною березкой
Или с яблоней цветущей?
Схож ты с соловьиной трелью,
С песней жаворонка в поле,
Пахнешь ты землей апреля,
Льешься речкой в водополье.

- Ребята! Среди просторов нашей большой страны есть край, родная земля, где ты родился, вырос, это город, в котором ты живешь.
– Ребята, как называется наш город?

- А вы знаете, почему город носит такое название?
- Давным – давно, когда нас с вами еще не было, на месте большого красивого города стояла небольшая деревушка. Московский князь подарил ее , пожаловал за верную службу татарскому князю Уразаю. По имени владельца деревня стала называться Уразаево. Потом постепенно деревня превратилась в город . И для лучшего произношения стала называться Рузаевка.
А еще город Рузаевка называют городом железнодорожников,т.к. здесь живут и трудятся люди, работающие на железной дороге. Ведь Рузаевка – крупный железнодорожный пункт, отсюда отправляются поезда во все концы нашей необъятной Родины.
- И не зря на гербе Рузаевки изображен поезд ( локомотив ).

- Ребята, вспомним стихи о родном городе.
Рузаевка – город, как все города,
Не слаще твой хлеб, не вкуснее вода,
Но где бы я ни был, ты всюду со мной,
Рузаевка – город любимый, родной.

На этой большой планете,
В огромной такой стране
Есть город один на свете,
Который так дорог мне.
Он маленький, но чудесный
В тенистой дали лесной.
Рузаевка, как невеста,
В цветущих садах весной.

Да, действительно, в погожий весенний день Рузаевка утопает в цветущих садах.
- Молодцы, ребята, красивые стихи вы знаете.
2005 год был необычным для Рузаевки, юбилейным . Рузаевской республике исполнилось 100 лет. Тогда Президентом Рузаевской республики был Афанасий Петрович Байкузов. Он работал машинистом.
В честь него названы улица и училище в городе. А еще в сердцах людей живет память об отважном машинисте Алексее Владимировиче Ухтомском, геройски погибшем в неравном поединке с царской властью. Имя легендарного героя присвоено улице и железнодорожному клубу. Многие ,кто связал свою жизнь с Рузаевкой, навсегда увековечены в памятниках, в названиях улиц, школ. Это поэты : Александр Полежаев, Шариф Камал. Почетными гражданами города Рузаевки являются : писатель Федор Андрианов, исполнительница мордовских песен Александра Куликова.
Показ фотографий названных людей

- А теперь немного отдохнем, поиграем.

- Дружно ткали, вышивали,
Поиграть не забывали,
И до нас дошла игра,
Называется она «Вышивание полотна»

ПРАВИЛА ИГРЫ: Выбираются «иголка» и «нитка». Все берутся за руки, образуя круг. «Иголка» с «ниткой» проходят под поднятыми руками детей, произнося при этом песенки. Проходят под Машиной рукой и поют: «Машин холст вышиваем». Так «иголка» с «ниткой» проходят под руками всех детей. Значит, холст вышит. Игра начинается с новыми «иголкой» и «ниткой».
Правило: дети поднимают руки только тогда, когда «челнок» и «нитка» проходят под их руками. Получается волнообразное движение.
- Молодцы, присаживайтесь на свои места.
- Посмотрите, ребята, прошла первая нить, вторая , третья. Какое красивое полотно получилось ( показать вышивку). Но не только красивые полотна вышивали мордва, прекрасен и мордовский народный костюм.
- Посмотрим фильм , где выступает фольклорный ансамбль села Левжа. Участники в народных национальных костюмах, ( показ видео)
- Глядя на наряд, подумаешь: «Какой красивый костюм и как красивы были душой люди, которые создали его».

У каждого народа была своя национальная одежда, свой национальный костюм. У русского народа национальной женской одеждой является : рубашка, сарафан, кокошник. (Показать картинку).
Мокшане и зрзяне могут гордиться своим костюмом. Если сравнить мокшанский и эрзянский костюмы, в них можно найти сходство и различие. Одинаковы в них холст, шерстяные нити для вышивки и крой рубахи. Разница в расположении вышивки на костюме, ее размере и количестве. На мокшанском костюме больше вышивки, чем на эрзянском. У эрзянской вышивка крупнее.
- Рассмотрим, из чего состоит мокшанский народный костюм.
- Это рубашка, по- мокшански – панар. Она украшена вышивкой. Какого цвета вышивка?
- Правильно, красная и черная.
- Обратите внимание, где расположена вышивка. Вышивка расположена на подоле, на рукавах.
- Из каких геометрических фигур составлен орнамент?
-Правильно, из треугольников, квадратов, ромбов.
- А чем подвязывается рубашка ?
- Рубашка подвязывается поясом. По – мокшански – карькс. Посмотрите , как украшен пояс. Это кисти и ракушки. Послушайте, как они гремят.
- А что надевается на рубашку ?
- На рубашку надевается передник - рукава. Передник бывает разного цвета : красный, синий, зеленый.
- Что завязывали мордовские женщины на голову ?
- На голову женщины завязывали в виде чалмы большой с кистями платок – руця. На ногах носили лапти. Их плели из лыка. В праздники мордва носили сапоги «сермаф кямот». Начало их голенища у подъема собрано в мелкие складки. Они похожи на меха гармошки. Мордовский костюм невозможно представить без украшений. Их - великое множество.
- Какие украшения вы видели ?
Это бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, подвески ушные из металла, перьев птиц. Украшение «сюльгам» носили на груди, она защищала от болезней и злых духов.
- Вы можете поближе посмотреть мордовский костюм.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

- Ребята, вернемся к началу нашего путешествия. Глядя, на нашу необычную карту, вспомним , как называется наша республика?
- Как называется столица Мордовии?
- Какие народы живут на территории Мордовии ?
- Как называется город , в котором мы живем ?
- Почему его так назвали ?

Литература:
• «Мы в Мордовии живём» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования.
• «Валдоня» - программа и методические рекомендации
• Альбом «Мордовский народный костюм» / сост. Г. П. Прокина, М. И. Сурина, морд. Книжн. изд., 1990.
• «Мордовия. Народное искусство» / сост. Ю. Ф. Юшкин


Категория: Сценарии, игры, мероприятия | Добавил: lidavolvova123
Просмотров: 5147 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 4
Содержательно, связано с патриотизмом

Спасибо!

Конспект непосредственно образовательной деятельности.предложенный Вами несет в себе региональный компонент,что отвечает требованиям ФГОС. Детей необходимо знакомить с родным краем.И Вам, Лидия Александровна,это удалось!Всего наилучшего!

+1   Спам
Татьяна Геннадьевна! Спасибо!И Вам успехов!!!!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог