Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста
«Новгородская ярмарка»
Автор: Журавлева Ирина Сергеевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад № 81 «Солнышко» комбинированного вида»
г. Великий Новгород
Аннотация
Этот конспект специально организованной образовательной деятельности адресован воспитателям дошкольных образовательных учреждений, работающими с детьми старшего дошкольного возраста не только Новгородской области, но и всей нашей страны, так как Великий Новгород по праву называют жемчужиной мировой и отечественной культуры и Родиной России. Данное занятие построено с учётом интегративного подхода при организации образовательно-воспитательного пространства в соответствии с ФГОС.
Новгородская ярмарка
Цель: Способствовать проявлению у детей интереса к истории, народной культуре новгородского края. Формировать умение выражать свое отношение к родному городу через нетрадиционные виды художественного творчества.
Задачи: Дать представление о Великом Новгороде как центре мировой торговли. Познакомить детей с местными народными промыслами, гончарным производством.
Материалы и оборудование:
Выставка изделий местных мастеров: изделия из дерева, бересты; глиняная посуда, ткацкие изделия, половики, одежда из льна, крестецкая строчка.
Глина, дощечки для лепки, колпачки от фломастеров для печати.
1. Мальчик Онфим путешествует с детьми по Великому Новгороду.
Ребята, мы живем с вами в старинном русском городе, которому уже 1160 лет. Но он всегда молод, недаром его зовут Великий Новгород. Издавна наш город был торговым городом, через него проходил торговый путь «из варяг в греки». Мы сегодня побываем на другом берегу Волхова. Своё название сторона получила от слова, которое вы должны угадать.
Используя первые буквы, составьте слово.
Товар + Онфим + Раскоп + Горшок = ? (Торг)
Послушайте, как шумит Великий Торг. Пройдемся по торговым рядам. Кого здесь только нет. И купцы заморские, и свои, и люду разного. Товаров – видимо-невидимо. (Звучит русская народная песня «Коробейники»)
2. Экскурсия по ярмарке. Дети рассматривают товары, изделия местных мастеров. Познавательные вопросы.
– Чем торгуют купцы?
– Из чего сделаны ложки? туеса, лапти, горшки?
– Какие инструменты нужны для того, чтобы сделать эти вещи?
– Как называются мастера-ремесленники?
– Для чего нам нужны эти вещи?
– Какие незнакомые изделия вам встретились на ярмарке?
3.Сюрпризный момент. Появляется купец – торговец гончарными изделиями и «зазывает» к себе в лавку. Каждый купец хочет продать свой товар поскорей да повыгодней, зазывает к себе покупателей.
Эй, народ, не зевай,
Поскорей налетай,
Весь товар раскупай!
Стою, продаю,
Товар хвалю:
Ложка за трёшку,
Горшок за пятак,
Свистулька за рубль,
Щелбан за так!
Дети пробуют "зазывать" покупателей.
4. Сказка про Гончарика.
Жили-были дед и баба. Были у них дети и внуки, только редко к ним приезжали. Вот баба просит деда сделать глиняного человечка. Где же глину взять? А брали глину по берегам рек и озёр. Спустился дед на дно оврага неподалёку от реки. А там жила приставучая липучая грязь. Она захотела попасть в дом к бабе и деду. Дед набрал глины вместе с грязью. В доме горела только свечка, и дед не заметил грязь и слепил глиняного человечка вместе с грязью. Назвали его Горшеней. Утром проснулись дед с бабой, а Горшеня уже сидит за столом и говорит: «Я есть хочу!» Съел целый горшок щей, стал больше и просит: «Хочу каши!» Съел большой горшок каши (показ).
– Что бы ещё съесть? Съел курочку.
– Что бы ещё съесть? Я вас съем! Раздулся большой, страшный стал. Дед с бабой спрятались. Идёт он по улице и ест всё подряд. Но тут дождь пошёл. Дождик смыл всю грязь с Горшени, и стал он добрым мальчиком Гончариком, а грязь уплыла обратно. Стали они вместе жить-поживать, да добра наживать.
5. Рассказ о профессии гончара.
Буквы перепутались
6 5 4 2 3 1
Р А Ч О Н Г
Прочти наоборот
Р А Ч Н О Г
6. Игра «Чичары-гончары»
Дети-горшки садятся по кругу. Выбирается гончар и покупатель. Покупатель выбирает горшок, спрашивает:
– Почём горшок?
– По денежке. (Покупатель проверяет, стучит по «горшку». Дети жмут руки друг другу)
Остальные говорят слова:
«Чичары-чичары, собирались гончары. Вон!
Покупатель и гончар бегут в разные стороны. Кто быстрее дотронется до горшка, тот продавец, другой – горшок.
7. Гончар предлагает детям стать его подмастерьями, помощниками.
Лепка из глины горшков. Украшение – печать колпачками от фломастеров.
8. Рефлексия. Пополнение торговых рядов детскими работами. Отметить наиболее выразительные горшочки.
|