Задачи:
Образовательные задачи:
- закреплять и обобщать представления детей о весне, расширять знания о сезонных изменениях в природе;
- уточнить представления детей о насекомых и перелетных птицах;
- учить детей рассказывать о приметах весны;
- закрепить числовой ряд в пределах 10 и умение соотносить цифру и количество;
- учить сравнивать предметы по внешним признакам: по форме и величине;
- расширять и активизировать словарный запас по теме «Весна, характерные признаки весны».
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать в процессе отгадывания загадок, нахождения лишнего;
- развивать наглядно – образное мышление и формировать целостный образ предметов: складывать разрезные картинки из 4-6 частей;
- развивать графо – моторные навыки, зрительно – моторную координацию при выполнении заданий карандашом;
- формировать познавательную активность, навыки учебной деятельности: поднимать руку, если хочешь ответить, дополнять ответы сверстников.
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение наблюдать за сезонными изменениями в природе и бережное отношение к ней.
Оборудование:
Демонстрационный материал: изображение солнца с лучиками, картинки с приметами весны, коробки с заданиями разные по форме и размеру, картинка с изображением насекомых, изображение девочки Маши.
Раздаточный материал: карточки с изображением ветки с листьями, карандаши, разрезные картинки с изображением перелетных птиц, карточки «Найди лишнее» по теме времена года.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети заходят в кабинет и встают возле учителя-дефектолога.
Учитель – дефектолог:
Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Побежит тепло по кругу – мы добро подарим другу.
Улыбнемся друг другу и с хорошим настроением сядем за столы.
Основная часть.
Учитель – дефектолог: Посмотрите, к нам сегодня заглянуло солнце. Посмотрите и скажите, какое оно? Солнышко для вас приготовило загадку:
Ручейки в лесу поют
И подснежники цветут.
Пробудилось всё от сна –
Это к нам пришла … (весна).
- Правильно весна. А если сейчас время года весна, значит солнышко какое? (весеннее, теплое, яркое и т.п.).
- Солнышко на своих лучиках принесло приметы весны. Давайте посмотрим на них и назовем, что бывает весной (достает из коробки картинки с признаками весны и прикрепляет их к лучикам). Начинать нужно со слов – «Весной…» (Дети по очереди составляют предложения с опорой на картинки.)
Весной… ярко светит солнце.
Весной тает снег и бегут ручьи.
Весной появляются сосульки.
Весной появляются проталины.
Весной дикие животные меняют цвет шубки и у них появляются детёныши.
Весной у людей появляются заботы в саду и в огороде.
- Посмотрите, ребята, на всех ли лучиках есть приметы весны? (нет, не хватает 4 картинок). Солнышко вас просит найти оставшиеся приметы весны.
- Отправляемся на поиски. По дорожке мы идем, весны приметы все найдем (дети встают за стульчиками и за педагогом идут под музыку по кругу, выполняя различные движения, и садятся за столы).
На магнитной доске перед детьми выставляется изображение девочки Маши.
Учитель – дефектолог: Ребята к нам сегодня заглянула девочка Маша, она знает оставшиеся приметы весны и может их нам отдать, если мы выполним ее задания. У нее есть необычные коробочки с заданиями, давайте посмотрим на них.
Учитель – дефектолог: Они одинаковые? (они разные по форме и размеру).
- Это коробка, какой формы? (она овальная, круглая и т.д.)
- А про эти коробки, вы, что можете сказать (показывает коробки разные по величине и одинаковые по форме квадратные)
- Что можно сказать про первую коробку? (она самая большая)
- А про вторую? (поменьше)
- Что можно сказать про третью коробку, какая она? И т.д. (уточняет размер коробок и порядковый счет)
- Открываем первую коробку с заданием:
«Зеленый росточек прохлады боится
Никак не решится сквозь почку пробиться,
А солнышко шепчет: «Не бойся, голубчик!»
И тянет листочек за маленький чубчик.
Учитель – дефектолог: У каждого из вас на листе бумаги изображена весенняя веточка. Расставьте на листьях пропущенные цифры (дети расставляют цифры)
- Закрасьте тот листочек, который обозначает сколько времен года?
Сколько дней недели?
Сколько будет 4+1?
Сколько весенних месяцев?
Перед 7?
Сколько солнышек на небе?
Какое число идет после 9?
Какое число стоит между числами 7 и 9?
Сколько рук у человека?
Посмотрите, наша веточка стала зеленой.
И мы нашли картинку с приметой весны. Посмотрите, что на ней изображено и назовите, начиная со слова «Весной …» (Весной набухают почки).
Учитель – дефектолог: Теперь открываем вторую коробочку с заданием.
На полянке я сижу,
Во все стороны гляжу.
(Поворачивают голову сначала налево, затем направо.)
Сколько насекомых здесь!
(Руки через верх разводят в стороны.)
Всех, пожалуй, и не счесть.
Вот пчела, а вот оса,
(Поочерёдно загибают пальцы на каждое название насекомого на двух руках одновременно.)
Это бабочка — краса.
Муравей и стрекоза,
Попрыгунья, егоза.
Все спешат, все трудятся,
(Поочерёдно ударяют кулаками и ладонями.)
А она красуется!
- Про кого, в этом стихотворении говорится? (про насекомых). Выставляется картинка с изображением насекомых.
- Правильно! А кто мне из вас скажет, какие внешние признаки есть у насекомых? Как их узнать? (у насекомых есть голова, на голове у них есть усики, глаза, хоботок, челюсть, есть туловище, 3 пары лапок, крылья, жало).
- Молодцы! А кто из вас знает, от какого слова произошло название «Насекомые». Что же есть у всех насекомых? (название «насекомые» произошло от слова «насечки»).
- Правильно. А насечки – это поперечные полоски на теле у насекомых.
- Вот мы с вами нашли еще одну примету весны (достает из коробки маленькую картинку-примету). Весной просыпаются насекомые.
Учитель – дефектолог: Как вы думаете, кто обрадуется появлению насекомых? (насекомым обрадуются птицы, потому, что насекомые – это корм для птиц).
- Правильно (достает из третьей коробки изображение скворца). В коробке сидел скворец – скворушка. Только он там не один был. Пока Маша шла у нее в коробке все картинки на кусочки разлетелись и перепутались. Надо собрать пернатых друзей скворца. Вот вам подсказки – разноцветные круги, выберите себе круг и найдите карточки с отметками такого же цвета и соберите изображения птиц (дети за столами собирают разрезные картинки).
- А теперь давайте назовем друзей нашего скворца. (У меня грач. У меня ласточка. И т.д. каждый ребенок называет свою птицу).
- Еще одну картинку-примету нашли. Назовите, что еще бывает весной? (Весной прилетают перелетные птицы).
Учитель – дефектолог: - У нас осталось последнее задание. Маша хочет узнать, все ли времена года вы хорошо знаете. Перед вами лежат карточки. Посмотрите на них внимательно и найдите, что здесь лишнее (дети называют лишнюю картинку и объясняют, почему она лишняя).
- Ребята, Маша нам отдает последнюю картинку. Назовите, что на ней изображено? (Весной появляются первые цветы: подснежники, мать – и – мачеха).
Заключительная часть.
Учитель – дефектолог: - Посмотрите, ребята все приметы весны мы собрали и назвали. Весеннее солнышко говорит вам спасибо. Теперь оно еще ярче будет светит и сильнее согревать все вокруг, а значит скоро весна закончится и наступит какое время года? (лето).
- Вам понравились задания Маши? Что понравилось больше всего? (дети по очереди отвечают).
Литература:
- Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 дет с ЗПР. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- Морозова И. А., Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 дет с ЗПР. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
|