Программное содержание.
1. Упражнять детей в классификации предметов рукотворного мира.
2. Учить понимать смысл загадок.
3. Использовать в ответах простые распространённые и сложные предложения, развивать диалогическую речь.
4. Закреплять умение правильно называть предметы посуды и понимание обобщённых понятий: «посуда», «транспорт», «овощи» и др.
5. Делать самостоятельные выводы при проведении опытов.
6. Развивать образное мышление, мелкую моторику рук. Укреплять память.
Материалы и оборудование:
1. Незнайка.
2. В конверте 2 схемы: рукотворный и природный мир + картинки к схемам
3.загадки о посуде
4. в коробке: образцы металла, дерева, стекла, ткани; бумага, камень
5. вода в бутылке, 2 стеклянных и 1 бумажный стаканы, пластмассовый тазик
6. выставка посуды
7.отрывок из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе»
8. Федора - из бумаги
9. наст. игра «Составь целое» (посуда)
10. посуда, машинка, морковь
11. геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник, трапеция
12.бумажные формы чашек, цветы для украшения на липкой ленте 13.картинки «соедини по точкам»
Ход занятия.
Дети, у нас сегодня гость (показ Незнайки).
-Здравствуйте, ребята! По почте я получил странный конверт - посмотрите, что в нем лежит (достает картинки и схемы) Здесь задание: правильно разложите картинки на схемы.
Рассматриваем, что означают схемы: 1 - природный мир - предметы, которые человек получает от природы и не делает своими руками; 2 - рукотворный мир - окружающие предметы, которые человек сделал своими руками (дети выполняют задание)
- Спасибо вам за помощь, ребята.
-Дети, внимательно послушайте загадки о предметах рукотворного мира и попробуйте их отгадать.
1. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела: все к столу - вода вскипела (чайник)
2. Сама не ем, а людей кормлю (ложка)
3 .Из горячего колодца через нос водица льётся (самовар)
4. Прозрачный, стеклянный, любим пить мы из него морсы, сок и молоко (стакан)
5. Взяли мы её за ручку, пьём горячий чай из (кружки).
- Правильно: чайник, ложка, самовар, стакан, кружка. Как назвать их одним словом? (посуда)
- Давайте расскажем Незнайке все, что мы знаем о посуде.
- Какую посуду вы ещё знаете? (ответы детей)
- Для чего нужна посуда человеку? (ответы детей: готовить пищу, есть из посуды и с её помощью)
- Ребята, посмотрите, что есть в коробке (выкладываю образцы материалов)
- Как вы думаете, из каких материалов делают посуду? (ответы детей)
- Можно посуду делать из бумаги? Проведем опыт: в стеклянный стакан ставим бумажный и наливаем теплую воду.
Вывод: посуда из бумаги ненадёжная, промокает, недолговечная. Но в бумажную посуду можно насыпать сухую еду: хлопья, печенье, семечки...
- Из ткани можно делать посуду? Проведем опыт: над тазиком натягиваем ткань и льём на неё воду.
Вывод: ткань промокает, посуду из ткани не делают.
- Очень давно посуду делали из камня, потом - из дерева и металла; сейчас - из стекла и фарфора.
- Послушайте, пожалуйста, Дашу, она прочтет вам отрывок из сказки («Федорино горе»)
- Ребята, вы узнали сказку? Как Федора обращалась с посудой? (ответы детей)
- Дети, помогите, пожалуйста, Федоре собрать посуду (игра «Составь целое»).
- Молодцы! Спасибо.
- Ребята, посмотрите сюда - Незнайка помог Федоре расставить на полку посуду. Догадайтесь, что здесь лишнее: кружка, тарелка, машинка, чайник, кастрюля. Ответы детей: (машина - это транспорт).
- Закройте глазки, Незнайка исправит свою ошибку (меняем машинку на морковку). Откройте глазки, посмотрите, правильно ли сделал Незнайка?
Ответы детей: морковка - овощ, относится к миру природы.
-Дети, сейчас поиграем в игру « На что похоже?». Назовите посуду круглой формы (квадратной и др.) ответы детей.
- Ребята, давайте подарим Федоре новые чашки для гостей. Сначала украсим их цветочными узорами (декоративная аппликация).
-Незнайка приготовил вам зашифрованные картинки: карандашом соедините точки и увидите, что там нарисовано.
- Дети, давайте напомним Незнайке всё, что знаем о посуде: посуду делает человек, она относится к рукотворному миру. Для чего нужна посуда? Из чего её делают? Как надо обращаться с посудой?
- Спасибо вам, ребята. Я сегодня узнал много очень интересного о посуде. В подарок я приготовил вам бумажные стаканчики с сюрпризом и пооперационную карту, чтобы вы сами научились их делать. До новых встреч, друзья!
|