Тема: «Поэтический досуг, посвященный творчеству русских поэтов Сергея Есенина и Михаила Юрьевича Лермонтова».
Цели: ознакомление детей с творчеством великих русских поэтов С. Есенина и М.Ю. Лермонтова; привитие интереса к поэтическим произведениям; развитие творческих способностей в художественно-речевой деятельности и умения выразительно читать стихи.
Задачи:
- учить детей слушать и понимать смысл поэтических текстов;
- развивать речевую активность детей, учить выразительно, эмоционально читать стихи русских поэтов и через чтение выражать свои чувства;
- воспитывать интерес к поэзии, к творчеству русских поэтов, учить воспринимать красоту родной природы через поэтические произведения.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесные, наглядные, игровые, ассоциативные.
Приемы: беседа, демонстрация (показ презентации), игровые моменты, музыкальные загадки.
Предварительная работа:
- знакомство с жизнью и творчеством С. Есенина и М.Ю. Лермонтова;
- чтение стихов;
- анализ поэтических текстов;
- заучивание стихотворений наизусть;
- художественное творчество детей (рисование картин к стихам).
Демонстрационный материал:
- презентация к поэтическому досугу с использованием мультимедийных технологий;
- выставка детских картин;
- использование музыкальных композиций (из произведений композиторов А. Вивальди и П.И.Чайковского) по теме «Времена года».
Актуальность
Поэзия является могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Она оказывает огромное влияние на обогащение речи и эмоций ребенка, развивает воображение и показывает прекрасные образцы русского литературного языка.
Поэзия открывает и объясняет ребёнку жизнь и красоту природы, мир человеческих чувств.
Значение поэзии определяется тем, что велико её познавательное и эстетическое воздействие, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она благотворно влияет на личность дошкольника, учит тонко чувствовать родной язык.
Проведение «Поэтического досуга» было приурочено к двум датам – 200-летнему юбилею М.Ю. Лермонтова и дню рождения Сергея Есенина. Таким образом, ребята смогли познакомиться с миром поэзии на примере творчества двух великих русских поэтов; проникнуться красотой родного языка и воссозданными в стихотворениях картинами.
Поэтический досуг, посвященный творчеству русских поэтов Сергея Есенина и Михаила Юрьевича Лермонтова
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы пригласили вас на поэтическую встречу, которая посвящена творчеству русских поэтов Сергею Есенину и Михаилу Юрьевичу Лермонтову.
Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года. В этом году, в октябре месяце, мы отметили 200-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова.
Ведущий: В своих произведениях они с особой любовью описывали природу нашей Родины. И вот сегодня мы предлагаем вам послушать эти стихи, которые прочитают наши ребята. Но вы сможете не только послушать стихотворения, но и увидеть картины, которые нарисовал каждый ребенок к своему стихотворению.
Ведущий: Но прежде, чем начать наш поэтический досуг, мы предлагаем вам послушать музыкальную загадку и отгадать, какое время года передает музыка? Давайте закроем глаза и послушаем.
(Звучит фрагмент музыкального произведения).
Ведущий: Какое вы увидели время года?
Дети: Осень.
Ведущий: Правильно, молодцы! Музыка передала нам образ осени: шелест листвы, монотонность дождя, прощание природы с летом. И все-таки осень - прекрасное время года, и великие русские писатели в своих стихотворениях передали ее красоту. А теперь давайте послушаем стихотворения русских поэтов, посвященные осени. Стихотворение «Осень» М.Ю. Лермонтов.
Стихотворение читает первый ребенок
Ведущий: Посмотрите на картину, которую нарисовала Юля, что она увидела?
Дети: Желтые листья, листопад.
Ведущий: Верно, ребята. Мы видим, как Юля точно передала в своей картине образ осени, представленный М.Ю. Лермонтовым.
А теперь послушайте стихотворение С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…».
Стихотворение читает второй ребенок
«Нивы сжаты, рощи голы...»
Ведущий: Обратите внимание, Даниэль нарисовала и взрытую дорогу, и солнце, которое колесом за синие горы скатилось. Пришло время для следующей музыкальной загадки, снова закрываем глаза и давайте послушаем.
(Звучит фрагмент музыкального произведения).
Ведущий: Какое время года вам помогла нарисовать в воображении эта музыка?
Дети: Это зима.
Ведущий: Конечно, зима! Молодцы! А какая бывает зима?
Дети: Холодная, морозная, снежная.
Ведущий: Верно. А что вы любите делать зимой?
Дети: Кататься на лыжах, на коньках, играть в снежки, лепить снеговика.
Ведущий: Какие вы молодцы! Но ведь, как вы сами сказали, зимой холодно, морозно, и я предлагаю вам немножко поиграть. А игра наша будет называться «Давай погреемся».
Мы погреемся немножко (дети делают руки крест-накрест и растирают их),
Мы похлопаем в ладошки,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп (хлопают в ладоши).
Мы погреемся немножко,
Мы попрыгаем на ножках,
Прыг-прыг, прыг-прыг (выполняют прыжки на двух ногах).
Мы погреемся немножко,
Пробежимся по дорожкам (изображают бег на месте).
Ведущий: Мы продолжаем наш поэтический досуг, предлагаю послушать стихи С. Есенина и М. Ю. Лермонтова о красавице-зиме. С. Есенин «Пороша».
Стихотворение читает третий ребенок
Ведущий: Слушаем следующее стихотворение, которое прочитают ребята. «Береза» С. Есенин.
Стихотворение читают четвертый и пятый ребенок
Ведущий: Ребята, посмотрите какую красивую, белоснежную и в тоже время хрупкую березу нарисовала Саша. Продолжаем дальше, и сейчас нам ребята прочитают стихотворение «Поет зима, аукает» С. Есенина.
Стихотворение читают шестой, седьмой, восьмой и девятый ребенок
Ведущий: Вы заметили, что каждый из ребят в своей картине нарисовал птичку? А что в стихотворении происходит с пташками?
Дети: Они замерзли, жмутся друг к другу.
Ведущая: Верно, а как вы думаете, ребята передали это в своих картинах?
Дети: Да.
Ведущий: Хорошо. Продолжаем наш досуг, и вновь музыкальная загадка, слушаем с закрытыми глазами.
(Звучит фрагмент музыкального произведения).
Ведущая: Догадались, какое это время года?
Дети: - Это весна!
Ведущий: Верно, ребята, это весна! Скажите, что происходит весной в природе? (Ответы детей).
Ведущий: Правильно, и как вы, наверное, уже догадались, мы с вами послушаем стихотворения о весне.
Стихотворение читает десятый ребенок
Ведущий: Посмотрите, какая картина получилась у Лизы - и лед разбитый, и черная земля, и поля. А мы слушаем следующее стихотворение «Наступление весны» С. Есенин, которое прочитают нам девочки.
Стихотворение читают одиннадцатый и двенадцатый ребенок
Ведущий: И снова вас ждет музыкальная загадка. Закрываем глаза и слушаем.
(Звучит фрагмент 4-ого музыкального произведения).
Ведущий: Теперь какое время года показывала вам музыка?
Дети: Лето!
Ведущий: Абсолютно верно – лето! Вам хочется лета? Чем вам нравится лето?
Дети: Летом можно купаться, загорать, много гулять.
Ведущий: Вижу, вижу, как вы любите лето. А солнце летом, какое?
Дети: Жаркое, дружное, ласковое.
Ведущий: Верно. Давайте поднимем вверх ручки и покажем, какие дружные лучики у летнего солнышка. Вот они какие, дружные, ласковые. А теперь продолжим слушать стихи русских поэтов С. Есенина и М.Ю. Лермонтова, которые посвящены лету и его красоте. Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» М.Ю. Лермонтов.
Стихотворение читает тринадцатый ребенок
Ведущий: Ответьте мне, ребята, какие цвета преобладают летом?
Дети: Зеленый, желтый, красный, синий.
Ведущий: Да, и на картине Дани вы видите, как все утопает в зелени. Какие насыщенные, яркие краски. Теперь читает стихотворение Илья. «Ночь» С. Есенин.
Стихотворение читает четырнадцатый ребенок
Ведущий: В конце нашей встречи мы предлагаем вам последнюю музыкальную загадку, которая не относится к временам года. Послушайте ее внимательно, может, кто-то слышал её дома, а может, кому-то её напевала мама.
(Дети закрывают глаза, звучит колыбельная).
Дети: Это колыбельная песня!
Ведущий: Правильно, это колыбельная. М.Ю. Лермонтов и С. Есенин тоже были когда-то маленькими, и их мамы пели им колыбельные песни. Став взрослыми, они писали стихотворения и для взрослых, и для детей. И мы вам предлагаем послушать «Казачью колыбельную песню» М.Ю. Лермонтова, которую он написал специально для вас (для детей).
Стихотворение читает пятнадцатый ребенок
Ведущий: У Инги есть маленький братик, и она тоже захотела выучить это стихотворение, чтобы перед сном читать его братику. Я предлагаю вам дослушать колыбельную до конца.
Стихотворение читает шестнадцатый ребенок
Ведущий: Вот и подошел к концу наш поэтический досуг, посвященный творчеству великих русских поэтов - Сергею Есенину и Михаилу Юрьевичу Лермонтову. И мы предлагаем закончить его танцами. Ведь во времена М.Ю. Лермонтова творческие люди часто устраивали встречи, где читали стихи, пели песни, делились своими творческими успехами, а в конце танцевали - и вальс, и мазурку, и польку. Ребята, тоже завершат нашу встречу полькой, а после танца мы предлагаем вам посетить мини-выставку, на которой представлены картины ребят.
(Дети танцуют польку).
Ведущий: Спасибо за внимание и за то, что пришли к нам в гости на наш поэтический досуг!
|