Цель: систематизация и обогащение знаний детей об овощах (моркови) и способах ее преобразования
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
-стимулировать познавательные интересы детей о хорошо знакомых природных объектах , проследив «цепочку» роста «от семечки до взрослого растения»;
-активизировать словарь по лексической теме «Овощи»: овощи, морковь, урожай, семечко ,ботва
- учить создавать фантазийные образы из моркови необычной формы
Коррекционно-развивающие задачи:
-коррекция зрительного внимания в процессе создании образов из овоща , соотнося с образцом(картинкой) ,используя различные декоративные элементы ;
-развитие координации движений и моторных функций;
Воспитательные задачи:
-поддерживать детскую инициативу в процессе продуктивной творческой деятельности;
- формировать творческое воображение
Предшествующая работа
- просмотр мультимедийной презентации с изображением овощей , способами их использования;
-чтение художественной литературы;
-экскурсии в овощной магазин, наблюдение за работой продавца, беседы с покупателями ;
-настольно-печатные, дидактические игры «Фрукты-овощи» , «Что где растет», «Что сначала- что потом», «4-лишний» , «Разрезные картинки» и др.
Пояснительная записка
Представленное занятие проводилось в рамках работы по лексической теме «Овощи». Образовательные области : познавательное развитие, художественно-эстетическое, речевое развитие.
Занятие подгрупповое, рекомендовано для детей 5-7 лет с ОВЗ.
Ход занятия
В группе создана обстановка «осеннего ковра» , на полу - засушенные осенние листья . Дети с педагогом входят в группу. На столе - корзина, прикрыта покрывалом.
Воспитатель: Давайте, дети , подойдем и посмотрим, что там?
В корзинке –венок из осенних листьев ,шаль, чудесный мешочек.
Воспитатель: Я сейчас одену венок из осенних листьев , красивую шаль и буду как Осень (сопровождает слова действиями). И есть у Осени какие-то подарки в чудесном мешочке
Дети каждый поочередно достают из мешочка содержимое ( яблоки, груши, морковь ), выкладывают на поднос.
Воспитатель:
-Что у нас на подносе?
-Как назвать одним словом ?
-Что лишнее, почему?
- Да морковь – это овощ ,растет на огороде. Про морковь люди придумали разные загадки послушайте их.
Текст загадок:
1. «Расту в земле на грядке я
Вкусная и сладкая»
2. «Любопытный красный нос
По макушку в землю врос
Лишь торчат на грядке
Зеленые пятки»
3. «Эта рыжая девица
Вовсе свекле не сестрица
Просто рядышком на грядке
Приютилась для порядка»
4. «Над землей- зеленый хвост
Под землею- красный нос
Зайчик уплетает ловко
Как зовут ее- морковка»
Воспитатель объясняет образные выражения и фразы, помогает детям правильно понять смысл загадки.
Динамическая пауза.
П/и «Перенеси морковку» . Дети по сигналу переносят морковки из корзинки на поднос. Игра в парах.
Дети садятся на ковер.
Воспитатель: Дети, а как выросла морковь? - (ответы детей).
Каждому ребенку предлагаются комплект картинок с изображениями : семечко, зеленая травка, маленький корнеплод, взрослое растение . По предложению педагога дети пробуют последовательно разложить картинки «Как растет морковь». Воспитатель анализирует и обобщает выполненные задания.
Динамическая пауза. Хороводная игра-инсценировка «Есть у нас огород». Дети одевают шапочки-маски овощей.
Текст песни:
- Есть у нас огород, там зеленый лук растет ,
Вот такой вышины, вот такой ширины -
- Ты лучок сюда спеши, ты немножко попляши
А потом – не зевай , и в корзинку полезай
- Есть у нас огород ,там капуста растет ,
Вот такой вышины, вот такой ширины
- Ты капуста к нам спеши, ты немножко попляши
А потом не зевай и в корзину полезай
- Есть у нас огород и морковка там растет,
Вот такой вышины ,вот такой ширины .
- Ты капуста к нам спеши, ты немножко попляши
А потом не зевай и в корзинку полезай.
На каждое первое двустишие дети идут по кругу , произнося слова, «вызывают» овощи в середину . На каждый припев выходит ребенок в шапочке овоща и выполняет любые танцевальные движения. Остальные дети хлопают в ладоши.
Воспитатель: Вот сколько много овощей в корзинке. А сейчас игра на внимание «Придумай слово» Кто больше придумает слов про овощи. Воспитатель называет слово, дети подбирают слова – прилагательные:
Лук (какой?) - горький, желтый, круглый , полезный и т.д.
Капуста (какая?) - зеленая, большая, круглая, вкусная.
Педагог контролирует соответствие слов-признаков прилагательных с существительными.
Воспитатель : Если правильно ухаживать за морковью: полоть , поливать, то урожай будет хороший. Но бывает, например , когда очень жаркое лето моркови не хватает влаги, и она может вырасти не совсем обычная. Вот такая (внесение видоизмененных овощей).
Дети рассматривают, обследуют, сравнивают между собой, высказывают свое мнение об увиденном.
Воспитатель: Сегодня мы будем мастерить из такой моркови забавные фигурки, веселых человечков. Посмотрите картинки , что может получиться из таких корнеплодов (выставляются на доске фото, разные варианты ).
Практическая творческая деятельность.
Дети выбирают понравившиеся корнеплоды .Воспитатель дает указания , рекомендации, оказывает помощь при необходимости. Педагог предлагает детям материал для передачи выразительности образа (бросовый материал, природный материал, элементы мелкого декора). В ходе работы обращает внимание детей на технику безопасности при работе с ножницами, острыми предметами (ветки, деревянные палочки ).
Анализ получившихся поделок. Каждый ребенок рассказывает, что он смастерил и какой материал использовал в работе.
Воспитатель : Мы обязательно пригласим детей из других групп посмотреть наших веселых человечков. А я хочу похвалить вас за интересные работы и , как Осень угостить вас сладкой морковкой.
|