Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Занятия, конспекты


Конспект познавательного занятия по изучению родного Северного края «В гостях у бабушки Миланьи» (подготовительная к школе группа)

СКАЧАТЬ (65.5 Kb) 29.10.2016, 22:02
Котова Татьяна Владимировна
воспитатель, МБДОУ №49 "Белоснежка"
Цель: обобщить и закрепить знания детей о М.В.Ломоносове
Задачи:
  1. Обобщить и закрепить знания детей о жизни и научной деятельности М.В.Ломоносова, познакомить с поморским диалектом, обогатить словарный запас  детей новыми словами: лодья, кочи, карбас
  2. Развивать познавательную активность и любознательность детей
  3. Воспитывать гордость за великого земляка, уважение к родному Северному краю
Предварительная работа:
  1. Познавательные занятия по ознакомлению детей с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова
  2. Занятия по аппликации (составление мозаичных картин из цветной бумаги)
  3. Оформление информационного стенда о жизни и научной деятельности М.В.Ломоносова в группе
  4. Беседа о М.В.Ломоносове, рассматривание иллюстраций
Материал:
  1. народный костюм и декорации для инсценировки
  2. набор мелких деталей из цветного картона для составления мозайки , образец мозайки
Воспитатель обращается к детям (с северным акцентом) :
- « Драсви , ребята!», я поздоровалась с вами необычно, по-поморски,        по-северному , так раньше приветствовали друг друга наши земляки-поморы.
- Кто такие поморы? (ответы детей)
- В краю суровом , северном, с древних времен жили сильные, выносливые люди- поморы. Вся их жизнь зависела от Белого моря, где они вели промысел рыбы, морского зверя. 
- Жили поморы в добротных (из дерева), часто двухэтажных избах с большой белой печью и широким крыльцом.
Дома строили топором да долотом. Подгоняли бревно к бревну так, что и гвозди были не нужны  .
- В осенью  1711 года , в таком доме , в семье поморского рыбака , родился мальчик Михайло, который позже стал знаменитым человеком.
- Ребята, чем прославился нам земляк – помор  Михайло Ломоносов?                    (ответы детей)
- Вы хотите больше узнать о М.В.Ломоносове?
- В селе Мишанинское, на Курострове, живет бабушка Миланья, она  нам  расскажет о мальчике Михайло, сыне Василия-рыбака.
-  Ребята, вы готовы отправиться в путь?
- Как вы думаете, на каком транспорте можно добраться до Курострова?
- На водном транспорте.
-  На Севере сооружались крепкие суда для дальних плаваний:   лодьи, карбасы, кочи.
- На одном из таких морских судов мы с вами отправимся на Куростров , к бабушке Миланье.
      (звучит музыка: «Шум волн»-инструментальная мелодия)
 ( дети выполняют упражнение «Лодочка», сидя на ковре) .
(Воспитатель сопровождает движения детей художественным словом)   
                     От берегов покрытых льдом,
                      На встречу вечной ночи,
                      Под ветром злым спешат бегом,
                      Отчаливают кочи.
 
                       Коль не боишься, то садись
                       За весла вместе с нами.
                       К народу, что проводит жизнь
                       В охоте с гарпунами. 
                                                                              А. Торос «Помор»
- А вот и изба Миланьи. (стучаться)
(Выходит Миланья, одета в народный костюм, северный говор)
Миланья:
- Драсви, гости дорогие! Проходите, хвастайте, да на скамейку хрястайте!
У нас в Поморье так: явился гость на порог, хоть пой, хоть тужи, но приют окажи!
Чай, с дороги истомели с голоду? Поди в дальной ознобилися с холоду?
Воспитатель:
- Мы, Миланья, хотим узнать как  М.В. Ломоносов стал великим ученым?
Миланья:
- Чаво сказывать, надобно самим схаживать по пути Михайлушки.
   Я приготовила карту , чтобы показать путь Михайло Ломоносова из деревни Мишанинское до Москвы.
- Хотите отправиться в трудное, но увлекательное путешествие , как это сделал юный Михайло?
- Вот карта, по которой мы пойдем. (показ игрового поля дидактической игры «По пути М.В.Ломоносова») В пути мы совершим  несколько остановок, где нас будут ждать интересные задания.
(Миланья идет вместе с детьми по карте  и дает задания на остановках, воспитатель помогает детям выполнять задания, в случае затруднения)
Миланья:
- Михайло очень стремился к знаниям. Первый учитель –дьякон научил его читать. Чем больше Мишаня читал , тем больше ему хотелось учиться. Однажды, холодной декабрьской ночью смелый и решительный Михайло пешком, за обозом с рыбой отправился в Москву продолжать свое учение.
      (Логоритмическая пауза. Дети выполняют движения под музыку)
 
По сугробам высоко ноги поднимаем, (ходьба с высоким поднимание колен)
А по льду совсем легко, тихонечко шагам. (ходьба на носочках)
Чтоб в снегу не провалиться, быстро, быстро мчимся. (бег)
Мы деревья и кусты змейкой обойдем (ходьба змейкой)
И к лесной опушке быстро мы придем.
 
1 остановка. Игра «Собери Михайло в дорогу»
Правила: из предложенных картинок надо выбрать те предметы, которые Михайло взял с собой в дорогу. (паспорт, книги, лук, хлеб, деньги)
- Молодцы , ребята, это была разминка, самое интересное нас ждет впереди.
        (Звучит музыка , дети переходят на другую станцию)
2 остановка.  Викторина  « Ответь на вопрос- поступи в школу»
-Кем был отец М.В.Ломоносова?
- Откуда родом М.В.Ломоносов?
- Какие были первые три книги у Михайло Ломоносова?
- К какой народности принадлежал М.В.Ломоносов?
-В какой семье родился М.В.Ломоносов?
  • царской
  • дворянской
  • поморской
Миланья:
- Пять лет учился Михайло в Спасских школах, выучил латинский и греческий  язык, освоил законы стихосложения , познал историю и арифметику. Счастливый случай…  и , наконец, его переводят в Петербургскую  Академию.  Дальше  путь М.В.Ломоносова  лежит за границу в Германию г. Марбург, где он обучается немецкому языку, горному делу, механике, рисованию и многому другому.
        (Звучит музыка , дети переходят на другую станцию)
3-я остановка. Викторина «Эти загадочные камни»
-Откуда взялись камни?
  • Из космоса упали на Землю
  • Это застывшая магма
  • Остались после ледника
-Где больше всего камней?
  • В горах
  • В лесах
  • На дне моря
-Почему некоторые камни считаются драгоценными?
  • Потому что они редкие
  • Потому что они красивые
Миланья:
- В Германии М.В.Ломоносов очень много узнал о свойствах камней. Когда он вернулся в Россию, то составил каталог камней и окаменелостей Минирального кабинета Академии наук.
        (Звучит музыка , дети переходят на другую станцию)
4-ая остановка. «Экспериментальная»
Миланья:
- М.В.Ломоносов проводил научные эксперименты и сделал много важных открытий. По его проекту была построена первая химическая лаборатория при Петербургской Академии наук.
-Предлагаю вам немного побыть учеными и провести опыт.
(простейший опыт окрашивание воды марганцовкой или окрашивание среза картофеля йодом).
        (Звучит музыка , дети переходят на другую станцию)
5-ая остановка « Художественная». Игра «Собери мозайку»
Миланья:
-Знание законов физики и химии, помогли Ломоносову создать вот такие цветные стеклышки (показ цветных стекол).
- Как вы думаете, для чего они нужны? (ответы детей)
-Из таких цветных стеклышек М.В.Ломоносов делал мозайки. Он составлял стеклышки в узор, склеивал их – получались портреты и огромные картины, которые украшали здания.
-А вы хотите побывать мастерами мозаичного дела?
(детям предлагается собрать мозайку из цветного картона по образцу)
- Посмотрите, что у нас получилось? А вот мозайка, которую сложил М.В. Ломоносов, называется «Петр 1» .
        (Звучит музыка , дети переходят на другую станцию)
6-ая остановка «Мы-поморы!» . Задание: «Объясни значение поморских слов»
- Зуек (мальчик, который ходил в море со взрослыми мужчинами и помогал им)
-Баско (красиво)
-Губки (грибы)
(Звучит музыка , дети переходят на другую станцию)
7-ая остановка «Звездная» . Игра «Назови планеты. Собери созвездие»
Миланья:
 - Ломоносов сам сконструировал телескоп для наблюдения за звездами и планетами, в своей домашней обсерватории он любил исследовать звездное небо.
- Я предлагаю вам посмотреть в космическое пространство через подзорную трубу (пальчиковая гимнастика «Подзорная труба»), какие планеты вы увидели? Назовите? (перед детьми карта звездного неба на мольберте)
- Перед вами звезды, они рассыпались на небе, помогите собрать их в созвездия.
Дидактическая игра «Собери созвездие» (дети составляют созвездия и называют их)
        (Звучит музыка , дети переходят на другую станцию)
8-ая остановка «Поэтическая» . Игра «Подбери рифму к слову»
Миланья:
- Послушайте стихотворение:
Услышали мухи
Медовые духи,
Прилетели, сели,
В радости запели.
- Это шуточное  стихотворение сочинил Ломоносов, когда был студентом Славяно-Греко-Латинской Академии, это самые простые, первые стихи, позже он стал писать торжественные оды.
- А вы попробуйте придумать рифму к слову:
  • ученье
  • «чайка»
  • море
- Молодцы, справились с заданием!
        (Звучит музыка , дети переходят на другую станцию)
9-ая остановка «Мой родной город» . Викторина «Назови достопримечательности г. Северодвинска, связанные с именем М.В.Ломоносова.
Миланья:
- М.В.Ломоносов великий ученый, поэт, художник. Он совершил много открытий и своими трудами прославил Россию и нашу малую родину- Архангельскую область. В честь М.В. Ломоносова благодарные потомки назвали его именем части  города Северодвинска.
- Какие места в городе названы в честь М.В.Ломоносова?
(ответы детей).
Воспитатель подводит итог занятия:
-Наше увлекательное путешествие подошло к концу. Что вам особенно запомнилось из жизни М.В.Ломоносова?
-Какие черты характера позволили М.В.Ломоносову совершить множество открытий?
Мы с вами, как и М.В.Ломоносов , жители Архангельской области, северяне, и гордимся, что на нашей земле родился и вырос такой великий человек.
Мы благодарим Миланью, за  интересный рассказ.
Миланья:
-А я по северной, поморской традиции приглашаю вас к себе в гости (чаепитие в группе)
Самовар на столе. Хозяйка достаёт лепёшки, шаньги, ватрушки.
 
- Кушай, Сашенька, кушай, Танюша, – угощает Миланья, чего беречь-то? Едомому товару недолог век. (поморская пословица).


Категория: Занятия, конспекты | Добавил: TatyanaCat | Теги: дошкольное образование, конспект занятия, конспект
Просмотров: 1237 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог