Цель: обобщить и закрепить знания детей о М.В.Ломоносове
Задачи:
- Обобщить и закрепить знания детей о жизни и научной деятельности М.В.Ломоносова, познакомить с поморским диалектом, обогатить словарный запас детей новыми словами: лодья, кочи, карбас
- Развивать познавательную активность и любознательность детей
- Воспитывать гордость за великого земляка, уважение к родному Северному краю
Предварительная работа:
- Познавательные занятия по ознакомлению детей с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова
- Занятия по аппликации (составление мозаичных картин из цветной бумаги)
- Оформление информационного стенда о жизни и научной деятельности М.В.Ломоносова в группе
- Беседа о М.В.Ломоносове, рассматривание иллюстраций
Материал:
- народный костюм и декорации для инсценировки
- набор мелких деталей из цветного картона для составления мозайки , образец мозайки
Воспитатель обращается к детям (с северным акцентом) :
- « Драсви , ребята!», я поздоровалась с вами необычно, по-поморски, по-северному , так раньше приветствовали друг друга наши земляки-поморы.
- Кто такие поморы? (ответы детей)
- В краю суровом , северном, с древних времен жили сильные, выносливые люди- поморы. Вся их жизнь зависела от Белого моря, где они вели промысел рыбы, морского зверя.
- Жили поморы в добротных (из дерева), часто двухэтажных избах с большой белой печью и широким крыльцом.
Дома строили топором да долотом. Подгоняли бревно к бревну так, что и гвозди были не нужны .
- В осенью 1711 года , в таком доме , в семье поморского рыбака , родился мальчик Михайло, который позже стал знаменитым человеком.
- Ребята, чем прославился нам земляк – помор Михайло Ломоносов? (ответы детей)
- Вы хотите больше узнать о М.В.Ломоносове?
- В селе Мишанинское, на Курострове, живет бабушка Миланья, она нам расскажет о мальчике Михайло, сыне Василия-рыбака.
- Ребята, вы готовы отправиться в путь?
- Как вы думаете, на каком транспорте можно добраться до Курострова?
- На водном транспорте.
- На Севере сооружались крепкие суда для дальних плаваний: лодьи, карбасы, кочи.
- На одном из таких морских судов мы с вами отправимся на Куростров , к бабушке Миланье.
(звучит музыка: «Шум волн»-инструментальная мелодия)
( дети выполняют упражнение «Лодочка», сидя на ковре) .
(Воспитатель сопровождает движения детей художественным словом)
От берегов покрытых льдом,
На встречу вечной ночи,
Под ветром злым спешат бегом,
Отчаливают кочи.
Коль не боишься, то садись
За весла вместе с нами.
К народу, что проводит жизнь
В охоте с гарпунами.
А. Торос «Помор»
- А вот и изба Миланьи. (стучаться)
(Выходит Миланья, одета в народный костюм, северный говор)
Миланья:
- Драсви, гости дорогие! Проходите, хвастайте, да на скамейку хрястайте!
У нас в Поморье так: явился гость на порог, хоть пой, хоть тужи, но приют окажи!
Чай, с дороги истомели с голоду? Поди в дальной ознобилися с холоду?
Воспитатель:
- Мы, Миланья, хотим узнать как М.В. Ломоносов стал великим ученым?
Миланья:
- Чаво сказывать, надобно самим схаживать по пути Михайлушки.
Я приготовила карту , чтобы показать путь Михайло Ломоносова из деревни Мишанинское до Москвы.
- Хотите отправиться в трудное, но увлекательное путешествие , как это сделал юный Михайло?
- Вот карта, по которой мы пойдем. (показ игрового поля дидактической игры «По пути М.В.Ломоносова») В пути мы совершим несколько остановок, где нас будут ждать интересные задания.
(Миланья идет вместе с детьми по карте и дает задания на остановках, воспитатель помогает детям выполнять задания, в случае затруднения)
Миланья:
- Михайло очень стремился к знаниям. Первый учитель –дьякон научил его читать. Чем больше Мишаня читал , тем больше ему хотелось учиться. Однажды, холодной декабрьской ночью смелый и решительный Михайло пешком, за обозом с рыбой отправился в Москву продолжать свое учение.
(Логоритмическая пауза. Дети выполняют движения под музыку)
По сугробам высоко ноги поднимаем, (ходьба с высоким поднимание колен)
А по льду совсем легко, тихонечко шагам. (ходьба на носочках)
Чтоб в снегу не провалиться, быстро, быстро мчимся. (бег)
Мы деревья и кусты змейкой обойдем (ходьба змейкой)
И к лесной опушке быстро мы придем.
1 остановка. Игра «Собери Михайло в дорогу»
Правила: из предложенных картинок надо выбрать те предметы, которые Михайло взял с собой в дорогу. (паспорт, книги, лук, хлеб, деньги)
- Молодцы , ребята, это была разминка, самое интересное нас ждет впереди.
(Звучит музыка , дети переходят на другую станцию)
2 остановка. Викторина « Ответь на вопрос- поступи в школу»
-Кем был отец М.В.Ломоносова?
- Откуда родом М.В.Ломоносов?
- Какие были первые три книги у Михайло Ломоносова?
- К какой народности принадлежал М.В.Ломоносов?
-В какой семье родился М.В.Ломоносов?
- царской
- дворянской
- поморской
Миланья:
- Пять лет учился Михайло в Спасских школах, выучил латинский и греческий язык, освоил законы стихосложения , познал историю и арифметику. Счастливый случай… и , наконец, его переводят в Петербургскую Академию. Дальше путь М.В.Ломоносова лежит за границу в Германию г. Марбург, где он обучается немецкому языку, горному делу, механике, рисованию и многому другому.
(Звучит музыка , дети переходят на другую станцию)
3-я остановка. Викторина «Эти загадочные камни»
-Откуда взялись камни?
- Из космоса упали на Землю
- Это застывшая магма
- Остались после ледника
-Где больше всего камней?
- В горах
- В лесах
- На дне моря
-Почему некоторые камни считаются драгоценными?
- Потому что они редкие
- Потому что они красивые
Миланья:
- В Германии М.В.Ломоносов очень много узнал о свойствах камней. Когда он вернулся в Россию, то составил каталог камней и окаменелостей Минирального кабинета Академии наук.
(Звучит музыка , дети переходят на другую станцию)
4-ая остановка. «Экспериментальная»
Миланья:
- М.В.Ломоносов проводил научные эксперименты и сделал много важных открытий. По его проекту была построена первая химическая лаборатория при Петербургской Академии наук.
-Предлагаю вам немного побыть учеными и провести опыт.
(простейший опыт окрашивание воды марганцовкой или окрашивание среза картофеля йодом).
(Звучит музыка , дети переходят на другую станцию)
5-ая остановка « Художественная». Игра «Собери мозайку»
Миланья:
-Знание законов физики и химии, помогли Ломоносову создать вот такие цветные стеклышки (показ цветных стекол).
- Как вы думаете, для чего они нужны? (ответы детей)
-Из таких цветных стеклышек М.В.Ломоносов делал мозайки. Он составлял стеклышки в узор, склеивал их – получались портреты и огромные картины, которые украшали здания.
-А вы хотите побывать мастерами мозаичного дела?
(детям предлагается собрать мозайку из цветного картона по образцу)
- Посмотрите, что у нас получилось? А вот мозайка, которую сложил М.В. Ломоносов, называется «Петр 1» .
(Звучит музыка , дети переходят на другую станцию)
6-ая остановка «Мы-поморы!» . Задание: «Объясни значение поморских слов»
- Зуек (мальчик, который ходил в море со взрослыми мужчинами и помогал им)
-Баско (красиво)
-Губки (грибы)
(Звучит музыка , дети переходят на другую станцию)
7-ая остановка «Звездная» . Игра «Назови планеты. Собери созвездие»
Миланья:
- Ломоносов сам сконструировал телескоп для наблюдения за звездами и планетами, в своей домашней обсерватории он любил исследовать звездное небо.
- Я предлагаю вам посмотреть в космическое пространство через подзорную трубу (пальчиковая гимнастика «Подзорная труба»), какие планеты вы увидели? Назовите? (перед детьми карта звездного неба на мольберте)
- Перед вами звезды, они рассыпались на небе, помогите собрать их в созвездия.
Дидактическая игра «Собери созвездие» (дети составляют созвездия и называют их)
(Звучит музыка , дети переходят на другую станцию)
8-ая остановка «Поэтическая» . Игра «Подбери рифму к слову»
Миланья:
- Послушайте стихотворение:
Услышали мухи
Медовые духи,
Прилетели, сели,
В радости запели.
- Это шуточное стихотворение сочинил Ломоносов, когда был студентом Славяно-Греко-Латинской Академии, это самые простые, первые стихи, позже он стал писать торжественные оды.
- А вы попробуйте придумать рифму к слову:
- Молодцы, справились с заданием!
(Звучит музыка , дети переходят на другую станцию)
9-ая остановка «Мой родной город» . Викторина «Назови достопримечательности г. Северодвинска, связанные с именем М.В.Ломоносова.
Миланья:
- М.В.Ломоносов великий ученый, поэт, художник. Он совершил много открытий и своими трудами прославил Россию и нашу малую родину- Архангельскую область. В честь М.В. Ломоносова благодарные потомки назвали его именем части города Северодвинска.
- Какие места в городе названы в честь М.В.Ломоносова?
(ответы детей).
Воспитатель подводит итог занятия:
-Наше увлекательное путешествие подошло к концу. Что вам особенно запомнилось из жизни М.В.Ломоносова?
-Какие черты характера позволили М.В.Ломоносову совершить множество открытий?
Мы с вами, как и М.В.Ломоносов , жители Архангельской области, северяне, и гордимся, что на нашей земле родился и вырос такой великий человек.
Мы благодарим Миланью, за интересный рассказ.
Миланья:
-А я по северной, поморской традиции приглашаю вас к себе в гости (чаепитие в группе)
Самовар на столе. Хозяйка достаёт лепёшки, шаньги, ватрушки.
- Кушай, Сашенька, кушай, Танюша, – угощает Миланья, чего беречь-то? Едомому товару недолог век. (поморская пословица).
|