Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Здоровье


Статья "Педагогические технологии здоровьесберегающей направленности"

СКАЧАТЬ (54.0 Kb) 08.11.2012, 08:53
Кузнецова Елена Викторовна.
учитель начальных классов, ГБОУ СОШ №405
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу современной педагогики - перспективной системы развития образования в рамках новых стандартов образования, и как совокупность приемов, форм, и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии, воздействующей на здоровье учащихся.
Актуальность данного вопроса обусловлена потребностью человека, общества и государства в массовом здоровьесберегающем образовании. Ведь многие годы ( периодичностью от 9 до 17 лет )человек проводит в стенах различных образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью у молодежи формируется с участием педагогов.
Учителя должны понять свою ответственность за благополучие новых поколений. На первый план должно выступить воспитание у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни. Поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно - полезным трудом.
Поэтому преподавателям надо перестроиться в связи с требованиями времени и найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся, помня при этом, что здоровьесберегающие технологии реализуются только на основе личностно - ориентированного подхода.
Рассмотрим спиралевидное соотношение терминов " технология ",
"здоровьесберегающая технология","здоровьесберегающая педагогическая технология".
По определению В.В. Серикова, "технология в любой сфере - это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы".
По определению В.Д. Сонькина "здоровьесберегающая технология"-это создание адекватных условий обучения ребенка, рациональная организация учебного процесса, соответствие разных видов нагрузки возрастным возможностям ребенка, необходимость достаточного двигательного режима.
По определению профессора Н.К. Смирнова, "здоровьесберегающие образовательные технологии - это все те психолого - педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств ,способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности , мотивацию на ведение здорового образа жизни".
Основными компонентами здоровьесберегающих технологий выступают:
а) аксиологический компонент, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья; б)гносеологический компонент, связанный с приобретением необходимых для здоровьесбережения знаний и умений, познанием потенциальных способностей и возможностей, изучением различных методик по оздоровлению и укреплению здоровья; в)эмоционально - волевой компонент, который включает в себя проявление психологических механизмов - эмоциональных и волевых; г)экологический компонент, учитывающий то, что человек, как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определенными биологическими, экономическими и производственными ресурсами;
д)физкультурно - оздоровительный компонент, предполагающий владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Представленные выше компоненты позволяют перейти к рассмотрению функциональной составляющей темы.
Функции здоровьесберегающих технологий:
- формирующая, осуществляемая на основе биологических и социальных закономерностей становления личности с учетом наследственных факторов, предопределяющих индивидуальные и психические свойства;
- информативно - коммуникативная, обеспечивающая ознакомление с уже имеющимся опытом пропаганды здорового образа жизни, преемственностью традиций;
- диагностическая, основанная на мониторинге развития учащихся, проводимого медицинскими работниками, и позволяющая прогнозировать и (или) корректировать темп и качество физического развития;
- адаптивная, направленная на обеспечение адаптации школьников к социально - значимой деятельности;
- рефлексивная, заключающаяся в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;
- интегративная, объединяющая народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно - воспитательном комплексе, можно разделить на три основные группы:
1) технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
2) технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
3) разнообразные психолого - педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочное время.
Рассмотрим эти группы более подробно.
Охрана здоровья ребенка предполагает создание гигиенически оптимальных условий образовательного процесса. В него входят такие показатели как, температура и свежесть воздуха в кабинете, рациональность освещения помещения и доски, наличие (или отсутствие)аллергенов, звуковых раздражителей. К данной группе относится и активная деятельность медицинского персонала, заключающаяся в коррекции и реабилитации соматического здоровья, профилактике заболеваний, при имеющейся возможности проведения фитотерапии, массажа, работе с детьми на офтальмотренажерах, занятий по лечебной физкультуре.
При планировании организации учебного процесса учитель должен помнить об оптимальном сочетании этапов урока в содружестве с физической активностью школьников. На уроке разумным считается проведение 4 - 7 видов учебной деятельности ( опрос учащихся, письмо, чтение, работа с наглядными пособиями, ответы на вопросы, решение примеров и задач и т.д. ). При этом средняя продолжительность одного вида - от 5 (7) до 10 минут. Здесь особая роль отводится быстро развивающемуся обучению с использованием ИКТ. Время работы учащихся на компьютерах должно быть строго регламентировано от 3 - 5 минут в начальной школе до 15 - 20 минут у учеников старших классов.
На каждом из уроков учитель должен проводить динамические паузы активно - двигательного характера, физминутки. Они способствуют повышению работоспособности детей, предупреждению преждевременного наступления утомления и снятия статического напряжения. В физическую активность школьники включаются на 15 - 18 и 30 - 32 минутах урока. Также педагог должен следить за посадкой учащихся, чередованием поз, формированием правильной осанки.
На уроках и во внеурочное время учитель должен применять и психолого - педагогические технологии здоровьесбережения. Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт школьников. Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция преподавателя на желание ученика высказать свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать учитель, стремящийся к созданию эмоциональной приподнятости и благоприятного психологического климата на уроке и после них.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников в психологическом , физиологическом аспектах и обспечить хороший уровень усвоения детьми образовательной программы.
Как же применить вышеизложенные здоровьесберегающие технологии в школе? Когда начинать практическую работу по сохранению детского здоровья? Ответ на эти вопросы прост. 1 сентября в 1 классе! Причем это должна быть не одномоментная физминутка для галочки на открытом уроке. Для этого нужна постоянная целенаправленная практическая деятельность учителя начальных классов.Педагоги должны разработать и применять так называемые "Уроки здоровья"- как наиболее удачные для того, чтобы научить детей навыкам здоровья, ведь именно в начальных классах закладывается фундамент здоровья.
Учебный день уместно начинать с гимнастики до основных занятий, которая дополняет утреннюю зарядку, проводимую дома. Ее цель - способствовать организованному началу дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности на уроках. Помня о том, что в школе доминирует урочная система обучения, учитель и на уроках должен успевать уделять "драгоценное" время практическому применению здоровьесберегающих технологий.
Тренинг - настрой в начале урока создаст атмосферу комфорта, поможет настроиться на продуктивную деятельность и получить удовольствие от учебы.
Громко прозвенел звонок - Глазки хорошо открыты.
Начинается урок. Слушаем, запоминаем,
Наши ушки на макушке, Ни минутки не теряем.
После этого приятно и урок начать. Однако, если план учебного занятия предполагает достаточно большой объем письменных заданий, то на 3 - 5 минуте целесообразно провести комплекс кинезиологических упражнений.
На 15 - 18 минутах у младших школьников быстро начинает развиваться утомление, снижается работоспособность. Дети начинают потягиваться, зевать, медленнее выполняют учебную задачу. Это должно стать сигналом для учителя о необходимости проведения физминутки. Существует много видов физпауз ( для снятия общего или локального утомления, для кистей рук, для улучшения осанки, и т. д.), и при правильном чередовании все они внесут в урок и элемент разгрузки, и создадут эмоциональную приподнятость духа.
Рассмотрим пример физпаузы для снятия общего утомления, которую можно использовать на уроках окружающего мира ( " Заочная экскурсия в лес ").
Дети по лесу гуляли, Бабочки летали, крыльями махали.
За природой наблюдали. Дружно хлопаем, ногами топаем!
Вверх на солнце посмотрели Хорошо мы погуляли,
И их лучики согрели. Но нисколько не устали!
Вторую физпаузу целесообразно провести на 30 - 32 минуте урока. Она может быть универсальной.
В последние 5 лет в нашу жизнь стремительно входит компьютеризация. Сегодня в геометрической прогрессии растет число компьютеров в школах. Они уже согласно новым стандартам ФГОС становятся неотъемлемой частью уроков даже у учащихся начальных классов. Многолетние исследования подтвержают негативное влияние "умной машины" на здоровье человека (стесненная поза, воздействие электро - магнитного излучения, утомление глаз и т.д.). Поэтому, если на уроке присутствует этап работы на компьютере (продолжительностью не более 5 минут), то учитель должен предусмотреть в обязательном порядке гимнастику для глаз, которую тоже можно превратить в положительный аспект урока. Она может быть предложена учащимся начальной школы в стихотворной форме.
Руки за спинку, головку назад. И снова наверх -где там муха летит?
Глазки пускай в потолок поглядят. Глазами повертим, поищем ее.
Головку опустим - на парту гляди. И снова работать. Немного еще.
Большую часть дня многие младшие школьники проводят в группах продленного дня, где значительное место своей деятельности педагог может уделить практической реализации здоровьесберегающих технологий. Ежедневно по режиму дня после обеда проводятся прогулки на свежем воздухе. Здесь целесообразной будет организация подвижных игр с бегом ( "Хитрая лиса" ), с прыжками ( "Не попадись!"), с мячом ( "Лови - не лови", "Мяч над головой",
"Рыбы, птицы, звери" ), с обручем ( "Колодец", " Успей встать в обруч ").
Во второй половине дня во всех школах должны быть организованы секции, где младшие школьники могут осваивать навыки спортивных игр: баскетбола, волейбола, футбола, русской лапты.
Все взрослые хорошо знают, что дети любят различные игры, праздники, театрализованные представления. Этот аспект необходимо необходимо учитывать для решения вопроса по здоровьесбережения. Ведь при правильной их организации можно и обучать, и развивать учеников начальных классов. Примером тому служат спортивный праздник "Путешествие в джунгли", познавательно - спортивная игра "Оазис", спортивные соревнования "Морской круиз". Очень нравятся ребятам и традиционные праздники - эстафеты "Веселые старты ", " Эстафеты от Буратино", "Мама, папа, я - спортивная семья".
Здоровый образ жизни в последнее время становится главной ценностью человека в нашем обществе. Поэтому , если мы, учителя, научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то, можно надеяться, что будущее поколение будет стартовать по жизни с хорошим запасом физического, психического, психологического здоровья.


Категория: Здоровье | Добавил: bev815
Просмотров: 2662 | Загрузок: 331 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 3
3 Татьана Калинина   (28.04.2016 13:05) [Материал]
Нужная статья, обязательно нужно использовать на уроках здоровьесберегающие технологии. С удовольствием прочитала и возьму на заметку. Все ясно и понятно. Спасибо.

Очень нужная статья. В нашей стремительной жизни самым уязвимым становится здоровье. Поэтому каждому учителю помнить необходимо об этом и при любой возможности использовать разные формы этой технологии. Из таких публикаций и можно брать что-то новенькое. Спасибо.

1 Инна (innaschool8)   (09.11.2013 15:40) [Материал]
побольше бы приемов! спасибо

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог