Метод
проектов как необходимое условие индивидуализации процесса обучения
Мечта учителя - это полное раскрытие возможностей и способностей каждого
ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. Какими качествами сегодня
должен обладать выпускник? Это способность брать на себя ответственность в
принятии решения, уметь оценивать и анализировать результаты своей работы,
делать правильный выбор и на основе этого накапливать дополнительную
информацию; осуществлять поиск необходимой информации, уметь ее обрабатывать,
хранить и использовать. В связи с этим необходимо использовать формы
индивидуальной работы в процессе обучения.
Цель работы учителя – это создание условий для формирования у учащихся основ
теоретического и логического мышления, развитие ключевых компетентностей в
коммуникации, в информационном обеспечении и стремление научить ребёнка
самостоятельно добывать новые знания и мыслить. Поэтому, как учитель, я ставлю
перед собой следующие задачи:
· развитие у учащихся информационно коммуникативных
компетентностей средствами своего предмета, как в урочной, так и во внеурочной
деятельности;
· привлечение учащихся к активной
научно-исследовательской деятельности;
· удовлетворение интересов, склонностей и
способностей учащихся.
При реализации индивидуального
обучения интересна такая технология как метод проектов.
По определению проект - это
совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов,
замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода
теоретического продукта. То всегда творческая деятельность[1].
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на
интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых,
активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему
возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной
среде. [2]
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность
учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод
проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Требования, предъявляемые к
использованию метода проектов:
1) наличие значимой проблемы (задачи), требующей
интегрированного знания;
2) практическая, теоретическая, познавательная
значимость результатов;
3) самостоятельная (индивидуальная,
парная, групповая) деятельность учащихся;
4) структурирование содержательной части проекта;
5) использование исследовательских
методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
• определение проблемы и вытекающих
из нее задач исследования;
• выдвижение гипотезы их решения;
• обсуждение методов исследования;
• обсуждение способов оформления
конечных результатов (презентаций, творческих отчетов), сбор, систематизация и
анализ полученных данных;
• подведение итогов, оформление
результатов, их презентация: выводы, выдвижение новых проблем исследования. [3]
Учителю не обязательно ставить перед учеником задачи, связанные с новыми
(научными) открытиями. Основная задача состоит в том, чтобы развить личность
учащегося, научить навыкам исследовательской работы, самостоятельному получению
знаний.
В вариативную часть учебного
плана лицея входит предмет «Технология выполнения учебно-исследовательской
работы». В рамках данного курса учащиеся знакомятся с видами исследовательских
работ, требованиями к оформлению работ, правилами работы с дополнительными
источниками информации. На практике под руководством учителя учащиеся создают
свои первые научно – исследовательские работы. В 9-х классах исследование носит
реферативный характер по материалам информационных технологий и теории
информации. В 10-х классах исследовательские работы реализуются в конкретные
практические разработки программных продуктов. Причем используются компьютерные
технологии как изучаемые в курсе преподавания предмета информатика, так и
выходящие за рамки школьной программы. После того как исследовательская работа
выполнена, учащиеся представляют их на лицейской научно- практической
конференции. Получив положительные отзывы, ученик представляет свою работу на
городских, краевых и региональных научно – практических конференциях.
Я, как учитель, всегда
стараюсь заинтересовать учащихся своим предметом. Тему исследовательской работы
учащийся может выбрать сам из той области информатики, которая его интересует. Но бывает и так, что учащиеся испытывают
трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы необходимо
подготовить «банк проектов», провести разъяснительную работу о значимости того
или иного проекта.
В своей работе целесообразно
использовать различные виды проектов:
1) Исследовательские проекты. Эти проекты требуют хорошо
продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для
всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе
экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Например: «Плюсы и минусы сотовой связи»,
«Компьютерное пиратство», «Мошенничество в сети Интернет».
2) Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не
имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее
развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае
можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете,
сайте, видеофильме и т.д.). Например: видеофильм «Наша группа», разработка
рекламного баннера.
3) Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает обозначенный с
самого начала результат деятельности участников проекта. Например: «Решение
уравнений и неравенств в программе Match Cad», «Решение задачи оптимального
планирования расчета стоимости рекламной компании общеобразовательного учреждения».
[1]
Также при написании проектов
необходимо уделять внимание и интегрированным исследовательским работам.
Например: интеграция предметов «история» и «информатика». Проекты моих
учеников: «История одного маршрута» (видеофильм), «Экскурсия по Березникам», «Раскрытие понятия
«гражданское общество» в интернет сообществах».
На последних этапах
проектирования и учащийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности.
Причем оцениваться должен
не объем освоенной информации, а ее применение в деятельности для достижения
поставленной цели. Таким
образом, я считаю, что обычная пятибалльная система не очень подходит для
оценивания проектов. Для оценивания проектов использую рейтинговую оценку. Учащиеся
также принимают участие в оценивании проектов. Для этого перед защитой на
каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется
педагогом и одноклассниками. После этого подсчитывается среднеарифметическая
величина из расчета балла.
Суммирование выглядит следующим
образом:
85-100 баллов - «5»
70 - 85 баллов - «4»
50 -70 баллов - «3»
Примерные критерии оценивания:
1) актуальность;
2) качественный анализ состояния
проблемы;
3) владение автором специальным и
научным аппаратом;
4) сформулированность и
аргументированность собственного мнения;
5) практическая и теоретическая
значимость исследования;
6) четкость выводов и обобщений;
7) грамотность оформления и защита результатов
исследования.
Исследовательская
работа с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия
своего творческого потенциала.
При выполнении исследовательской работы учитель формирует у
учащегося:
• Мыслевыдвижение идеи (мозговой штурм);
• Презентационные: (построение
устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм
наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление
предметов наглядности);
• Коммуникативные: слушать и понимать
других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы,
находить консенсус;
• Поисковые: находить информацию по
каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование
ключевых слов;
• Информационные: структурирование информации,
выделение главного, приём и передача информации, представление в различных
формах, упорядоченное хранение и поиск.
К преимуществам
индивидуальной формы обучения можно отнести: самостоятельное усвоение знаний
учащимися; формирование необходимых умений и навыков; развитие самооценки
учеников, познавательной самостоятельности, творческих способностей;
обеспечивается повышение эффективности обучения, а также удовлетворение и
развитие потребностей школьников в процессе обучения.
Умение применять информационные технологии, умение собирать материал по
теме, анализировать и обобщать дает возможность учащимся проявить себя,
почувствовать свои силы, свой успех.
|