Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Иностранные языки » Немецкий язык


Статья "Усвоение иностранного языка в условиях системно-коммуникативного подхода"

СКАЧАТЬ (44.5 Kb) 07.11.2013, 11:42
Хлустикова Елена Дмитриевна
преподаватель немецкого языка, МКОУ "Кукуйская ООШ № 25"
Для обучения иностранным языкам актуальны и заслуживают внимания следующие черты:системность, комплексность, опора на современные научные данные не только методики ,но и смежных с ней наук,реализм в оценках и гибкость планируемых практических шагов.
  При таком подходе важную роль играет развитие культуры учения и в особенности культуры работы над языком,совершенствование умственных и предметных действий с иноязычным материалом для формирования знаний, умений и навыков.Они выступают как способы деятельности общения и средства познавательной деятельности для всестороннего развития личности. Эти вопросы приобретают особое значение в связи с идеей развивающего обучения.Её главная цель- формирование личностной активности обучаемого и обеспечения активного отношения к знаниям.Систематичность в учебном труде и настойчивость дают положительные результаты и успешное непрерывное образование.
  К одному из видов личностной активности относится встречная активность обучаемого в очень важной деятельности,как стратегия усвоения языка-т.е. совокупность разнообразных учебных действий или системы способов осуществления той или иной учебной работы.
    Самостоятельное чтение литературы на иностранном языке.
Для выполнения этого учебного действия нужны три стратегии:
1 Сплошное чтение без обращения к словарю;значение незнакомых слов определяется по контексту ,а уточняется в ходе обильного чтения при повторных встречах зафиксированных в памяти слов в новом контексте,что ведёт к хорошему развитию навыков чтения.Недостаток этой стратегии в том, что возможно ложное осмысление значения слова и поверхностное отношение к смысловому восприятию содержания текста.
 2 Обращение к словарю при встрече с каждым незнакомым словом,значение которого неопределимо из контекста в достаточной степени.Этот подход снижает интерес к данной деятельности и препятствует образованию навыков беглого чтения ,но способствует запоминанию слов и  устойчивых выражений.
 3 К оптимальной стратегии относится смешенная- обращение к словарю лишь при встрече с незнакомым ключевым словом.
Для эффективности обучения учителю надо знать,какую стратегию при чтении использует ученик и ,раскрывая достоинства и недостатки такой работы,рекомендовать переход к третьей,оптимальной стратегии.
  Сначала учащимся предъявлялись тексты,где в разных значениях и констекстах встречались незнакомые слова.Их значение нельзя было вынести из контекста.Они выделялись шрифтом,а это настраивало обучаемых на обязательный поиск их значения в словаре.Эти же тексты включали слова,значение которых можно установить по контексту или по элементам словообразовательным:они помечены звёздочкой.Такой этап длился целое полугодие.Потом учащиеся перешли к работе с немаркированными текстами. Они содержали незнакомые слова обоих типов.Большинство обучаемых сразу перешли к третьей стратегии.Только слабые ученики предпочитали пользоваться второй.А несколько самых сообразительных выбрали первую, допуская ошибки в правильном понимании текста.В целом же заметно было улучшение качество работы над текстом по параметру скорости и правильного извлечения смысловой информации.
   Заучивание слов.
Здесь тоже используется в основном три стратегии.
1 Заучивание,где учащиеся выписывают новые иноязычные слова с их эквивалентами на родном языке и путём неоднократного повторения заучивают значение каждого слова.Эта стратегия имеет разные различия  индивидуальные по количеству и последовательности повторений.
 2 Заучивание путём мыслительной обработки и использования приёмов мнемотехнических, когда выписывают иноязычное слово,анализируют его словообразовательные,фонетические,морфологические элементы и вспоминают уже известные части для механической опоры.Например,слово Hochschule-вспоминаем известное-Schule,а потом идём к многократному повторению иноязычного слова и его эквивалента.
 3 Заучивание с помощью анализа последующего установления разных ассоциативных связей по парадигматической и синтагматической оси (склонение,спряжение,антонимы,синонимы,модели сочетаемости).Эта стратегия характерна только для сильных,хорошо подготовленных учеников. Большинство используют первую стратегию.
 Тестирование показывает ,что значительное улучшение знания лексики даёт работа с систематической инструкцией,ведь не все ученики постоянно пользуются рациональными процедурами заучивания иноязычных слов.Это зависит от свойств обучаемых:темперамента , степени аналитичности ума, памяти,мотивации и ряда внешних факторов(наличия времени).
Учебный перевод-перевод как средство контроля усвоения лексических          единиц и грамматических форм,навыков их сочетания для понимания   смысла фразы и всего текста.
 Здесь используют неадекватные стратегии.
1 Без предварительных попыток прочитать фразу,текст,чтобы понять структуру и отдельные слова,выписываются все незнакомые слова.В списке неизбежно повторяются ранее выписанные слова ,так как удержать их в памяти ученик не может.Слова выписываются из словаря со всеми данными  значениями.
 2 Значение незнакомых слов надписываются над соответствующими словами в тексте.
 Эти стратегии очень устойчивы,убедить обучаемых в их неадекватности трудно.Следует показать ,что надписи над фразой демобилизуют память и не спосоьствуют усвоению значения  слова,т.е.такая «взаимопомощь»-самообман .
   Диктант.Роль его в учебном процессе.
 Диктант требует в условиях дефицита времени определить смысл услышанного и полностью воспроизвести его письменно.Здесь необходимы умения соотносить акустическую форму слова(и  неизвестного тоже) с графической системой,держать в памяти отрезки речевой цепи и всего текста в целом.Для написания диктанта необходимы сформированность грамматики (навыков) и развитие всех видов вербальной памяти.
 Диктант даёт комплексную проверку разнообразных умений и навыков, может использоваться для контроля усвоения в процессе обучения языку и применяться на всех этапах обучения.Для многих он представляет большие трудности и его результат неудовлетворительный.Увеличение времени на аудирование,графико-фонетические и лексико-грамматические упражнения не приводят к улучшению результатов диктанта.На успешность выполнения влияет операция контроля в следующем порядке:
1 Смысловая правильность предложения и текста в целом.
2 Синтаксическая правильность(порядок слов,употребление союзов)
3 Морфологическая правильность выражения категорий у разных частей   речи,правильный выбор артикля,согласование времён.
4 Проверка лексики:правильность словообразования и грамматического оформления.
5 Пунктуация.
 Необходимо последовательно осуществлять все эти виды контроля.
 Таковы некоторые особенности стратегии усвоения иностранного языка. Эффективность овладения им зависит не только от стратегии ученика,но и от стратегии обучения.Максимальный эффект будет получен при гармонизации этих стратегий.Важным фактором достижения цели является повышение эффективности педагогического воздействия учителя на учащихся,их общения на уроке в условиях полной социально-психологической совместимости.


Категория: Немецкий язык | Добавил: 81059
Просмотров: 1626 | Загрузок: 107 | Рейтинг: 4.3/3

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог