Аннотация: в данной статье сделана попытка обобщить альтернативы использования элементов УНТ в рамках учебных предметов истории и обществознания. Показана роль элементов народного творчества для эмоционального воздействия на обучающихся во время уроков и во внеурочной деятельности. Пословицы разбиты по темам, это облегчает их использование. Педагоги могут использовать данные со статьи и в других методиках.
Пословицы и присловицы – это поучительные и остроумные изречения, выражающие кратко мудрые мысли и житейские наблюдения; это – создание миллионов творцов, плод их многовекового коллективного труда в области паремического речетворчества. Они являются определенными словесно-художественными произведениями, отражающими жизнь и творческий гений трудового народа. А народ, это все равно, что золотоискатель, бриллиантоискатель: он выбирает, сохраняет и несет, шлифуя на протяжении многих десятилетий, только самое ценное, самое гениальное… Действительно, кем-то сказанное в процессе речи меткое выражение начинает дорабатываться, оттачиваться, пока не становится пословицей- жемчужиной народной мудрости. В меткой пословице выражена непреложная истина, которая основана на вековом наблюдении жизни, проверена временем и применима в речи как общеизвестное правило, мудрая мысль.
Пословица к слову молвится и вовек не сломится.
Пословица – мудрость народа.
Добрая пословица не в брось, а прямо в глаз (колет).
Пословицы не обойти, не объехать.
Пословица что правда: она всем нужна и никому нельзя ее опровергнуть.
Сама пословица с птичий клюв, а мудрости в ней целое озеро.
Есть притча короче носа птичья.
От пословицы не уйдешь, а уйдешь – другого пути не найдешь.
Нет пословицы без правды.
Пословице униженья нет.
Красота подбородка – борода, красота речи – пословица.
Так, народы в своих пословицах дают им верную оценку. Все народы очень любят свои пословицы за то, что они предельно просты, кратки и выразительны по форме (языку), метки и мудры по содержанию.
Пословицы, присловья и поговорки широко бытуют в речи и стали ее неотъемлемой частью. Кроме устного бытования, их можно встретить и в научных трудах, и в художественных произведениях. И всякий раз умелое использование пословиц и поговорок помогает более ярко и образно выразить мысль, раскрыть красоту и точность языка, его неисчерпаемые богатства. Они делают речь живой и выразительной, краткой и меткой, ясной и понятной самым широким массам. Именно пословицы и поговорки выражают мышление народной массы в полноте особенно поучительной. О чем следовало бы много говорить, толковать или написать несколько страниц, о том иногда достаточно умело, кстати, применить одну пословицу. При этом следует отметить, что говорить пословицами – это не столько знать их, владеть ими во множестве, сколько умело использовать их, употреблять в процессе речи, ибо на слушателя и читателя пословицы производят сильное впечатление тогда, когда они сказаны «редко, да метко». В этом специфическая сущность и значение пословиц.
Все эти специфические качества пословиц и присловий (краткость, меткость и выразительность) дают возможность народу запоминать их и передавать из уст в уста, из поколения в поколение, выражая в них мысли и чувства, чаяния и ожидания, - вот почему они вечно живые, как народные песни, сказки и другие великие творения человеческой мысли (мудрости).
«…В пословицах наших…, - писал Н.В.Гоголь, - видна необыкновенная полнота народного ума, умевшего сделать все своим орудием: иронию, насмешку, наглядность, меткость живописного изображения, чтобы составить животрепещущее слово…»
Пословицы и присловья в своей краткой и выразительной форме, вместе взятые в целом своде, образцово формируют весь жизненный, социальный, исторический опыт народа. Они показывают ясные ум, твердый характер человека в общественной и семейной жизни. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, быт, мировоззрение, как в пословицах.
В советские времена считалось, что некоторые пословицы устарели для народа и тем самым обречены на полное вымирание (забвение). К примеру можно назвать такие:
Кто первый встал, тот и голова.
Человек человеку волк.
Не обманешь – не продашь.
Бог все видит и все сделает.
Однако же история показывает, что эти пословицы, как и раньше, бытуют в народе.
Тематика пословиц очень разнообразна. В ней, как в зеркале отразились коренные черты характера человека:
Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.
Худое слово – как нож в сердце.
Языком везде успеет, а на деле – ничего не разумеет.
Седина в голову, бес в ребро;
его патриотизм, любовь к родной земле, его глубокая ненависть к врагам – к иноземным захватчикам, изменникам Родины:
Врага боишься – перед ним свалишься.
Дело героя – подвиг.
Кто не борется, тот не побеждает.
Кто смел, тот два съел.
Как волка ни корми, все в лес смотрит.
И овцы целы, и волки сыты.
В гостях хорошо, а дома – лучше.
Дома и солома едома.
Водой не разольешь.
Волка бояться – в лес не ходить.
Или грудь в крестах, или голова в кустах.
И в воде не тонет, и в огне не горит.
Не так страшен черт, как его малюют.
От одного берега отстал, к другому не пристал.
Многие пословицы направлены на утверждение лучших моральных качеств людей: честности, трудолюбия, дружбы, храбрости, стойкости и т.д. В русском языке также присутствуют пословицы о временах года:
Весна красна цветами, осень – пирогами.
Весной не посеешь - осенью себя проклянешь.
Летом заря с зарей встречаются.
Придет май – в землю пхай, настанет июнь, хоть плюнь.
Летом трудишься – зимой песни поешь;
о человеке, его молодости и старости:
Гора с горою не сходятся, а человек с человеком сойдутся.
Красив человек в молодости, красив он и в старости.
Старое дерево ломается, молодое – сгибается.
Молодость – весенняя пора.
Дурак дурака видит издалека.
Мягко стелет, жестко спать.
Не с богатством жить – с человеком.
С волком жить – по- волчьи выть.
Все родятся людьми, да не все ведут себя по-человечески;
о родителях и детях:
Какова мать, такова и дочь.
Не та мать хороша, которая родила, а та, которая воспитала.
Мачеха ласкова языком, да заставляет ходить босиком.
Детей бить – надо зверем быть.
Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.
Муж – голова, а жена – шея.
Детей воспитывать – не то, что рожать;
о жизни и смерти:
Кто разумно жизнь ведет, тот в беду не попадет.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Кто во сне время убьет, тот мало проживет.
Кто по легкому пути пойдет, тот хорошей жизни не найдет.
Жить – народу служить.
Без дела живешь – скорее умрешь;
о труде, работе:
Труд накормит, а лень голодным оставит.
За дело взялся – ума набрался.
На словах туда и сюда, а на деле – никуда.
Кто умеет трудиться, тот умеет и жить.
Без дела жить – небо коптить.
На бога надейся, а сам не плошай.
Без труда не вытащить и рыбку из пруда;
о пище, напитках, одежде, жилище:
Как поработаешь, так и поешь.
Было бы мясцо, соль всегда найдется.
То нос в табаке, то сам в кабаке.
Попу – медок, а верующему – святая водица.
И пить не пьет, и мимо рта не пронесет.
Что сошьешь, то и наденешь.
Без хорошего хозяина дом сирота.
По одежке встречают – по уму провожают.
На халяву и уксус сладок.
Без соли и хлеба худая беседа.
Но сами по себе, вне контекста речи или вне определенной тематической системы, пословицы и присловья, как отдельные изреченные понятия, окостенелые образные суждения, не могут дать ничего, кроме меткого выражения сущности некоторых предметов и довольно сложных общественных явлений. Только взятые воедино, в целом своде, в пределах каждой исторической эпохи, пословицы и присловья могут отобразить и показать полную картину развития материальной и духовной жизни того народа, который является их творцом.
|