Сегодня: 05.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Разное


Статья "Толерантность как ответ социокультурным вызовам"

12.03.2015, 19:27
Шаварин Максим Сергеевич
преподаватель специальных дисциплин, ГБПОУ СПО МО «Московский областной профессиональный колледж».
Шаварин М.С.
ГБПОУ СПО МО «Московский областной профессиональный колледж».

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОТВЕТ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ВЫЗОВАМ

В наши дни все больше заметна взаимосвязь и взаимовлияние народов, и их культуры, это глобальный процесс. В таком аспекте глобализация характеризуется возрастающим воздействием экономики, политики, культуры и информационного обмена на общество.
Мы живём в удивительное время. С одной стороны глобализация увеличивает темпы социокультурных изменений во всём мире, унифицируя их. Способствуют этому как всё возрастающее развитие средств коммуникации, транспорта, так и всё большая открытость границ и постоянное увеличение трудовой миграции. В результате все сильнее переплетение культур. С другой стороны эти процессы обостряют старые и поднимают новые проблемы национального, языкового, религиозного и другого характера, местами какая-нибудь общность начинает все больше ценить и защищать свою социокультурную самобытность. Глобализация и современные технологии обмена информацией ускоряют темп жизни, количество занятых интеллектуальным трудом растет. Субъективное сопротивление этому процессу изначально неэффективно, так как потеря адекватной связи с внешним миром ведет к деградации, в том числе в результате не понимания и не использования элементарных экономических законов, появившихся на заре этой науки, таких как международное разделение труда. Интернет, современные средства связи, спутниковое телевидение способствуют культурному обмену и взаимопониманию народов. Предотвращают ситуации культурного шока при непосредственном культурном контакте, испытываемого в прошлом в результате недостатка информации. Другими словами современные информационные средства меняют фактический опыт знакомства с другой культурой.
Национальная и культурная идентификация индивидуумов идёт обычно по языку и образу жизни. Большой интерес представляет используемый язык – поскольку это среда, в которой функционирует мозг. Мировоззрение каждого человека формируется постепенно и через разные источники, оно многоуровневое. На ценности, язык, культуру человека оказывают влияние, например, воспитание, другие социальные среды, фактические условия жизни и т.д. Со временем человек редко осознаёт полностью – проявлением какой культуры является его лексикон, привычки и т.д. В современном человеке культурные слои переплелись так сильно, что он может относить себя к одной культурной общности, а на деле выдавать, в своём языке, произношении и т.д. другую культуру. Например «башка» - слово татарского происхождения и «бить челом» - форма политического общения, пришедшая тоже со времён монголо-татарского ига. А Иванов, Сидоров – фамилии греческого происхождения (и более раннего). А по европейскому этикету первым надо приветствовать женщин, а мужчина выше по положению и (или) старше первым подаёт руку более молодому. Таким образом, человек может субъективно воспринимать как свои культурные ценности, которые не впитаны им до конца, он нередко не осознаёт – проявлением какой культуры является его слово или действие.
Регулирование национального вопроса сверху характеризует политический режим как менее демократический. Взаимовлияние и взаимопроникновение культур нарастающая тенденция современности. Национальная самоидентификация подобна языку – урегулирование мало возможно, в таких случаях говорят о самоорганизации и (или) применяют особый междисциплинарный подход - синергетику. Пример - с сударыней и сударем – в постсоветский период эти обращения так и не прижились, хотя их официально ввели, да и обращение дамы и господа до сих пор звучит в ряде случаев неестественно. Кто будет решать что русское – а что нет – может быть, ведомство, слегка напоминающее то, которое возглавлял Геббельс?
Вопрос обеспечения культурного многообразия имеет важную юридическую особенность – необходимость обеспечения правопорядка. Некоторые этнические традиции вступают в противоречие с уголовными санкциями, в то же время национальные обычаи могут быть неприемлемыми в других местностях. Могут создаваться ситуации, когда причиной нарушения общественного порядка и безопасности выступает толерантное отношение законодателя и правоохранительных органов к национальным обычаям, неприемлемым в других местностях. Получается классическая формулировка, к которой пришли знаменитые мыслители по правам человека еще в XVIII веке – права одних заканчиваются там, где начинаются права других людей. Поэтому «верховенство права не может быть полностью осуществлено, но его можно приблизить в относительной степени» [1. P. 234]. Такое возможно во многом благодаря тому, что жизнь «богаче устоявшегося закона» (Г.В.Ф. Гегель).

Продолжает действовать в каком-то смысле, возможно опасная, но объективная тенденция унификации культур, как часть или следствие глобализации, этому способствуют взгляды молодых поколений, глобальное информационное пространство и всё большая открытость границ. В наши дни утрата культурного своеобразия рядом народов – это уже не результат противопоставления культуры (и языков) малых народов и более распространенной или навязывания доминирующей культуры, в ряде государств Северной и Западной Европы, например, в школах английскому языку уделяют не меньшее внимание, чем родному, за частичным исключением Франции и Италии. Скажем, ни для кого не секрет, что поиск в Интернете на английском языке (особенно его американском варианте) даёт намного больше результатов, чем поиск, к примеру, на немецком или русском языке, не говоря о других малораспространенных языках. Почему-то массовую унифицированную культуру называют «стандартизированной» и «обезличенной» и даже «антикультурой» - это тоже культура и она ценна сама по себе как любая другая. Не исключено, что за ней будущее. Глобализацию, Интернет и другие современные средства коммуникации, развитие транспорта и всё большая открытость границ есть смысл рассматривать не как враги сохранению самобытности той или иной культуры – этот путь ретроградный. Скорее следует положительно относиться к этим новейшим средствам воздействия на самобытные культуры – глобализация и всё что с ней связано, ведёт к вынужденному или нет диалогу культур. С большей актуальностью и по-новому поднимают проблему толерантности. Э. Тоффлер подчеркивал тенденцию создания общего сознания планеты как необходимости развития [2. C.521-522]. Он говорил, что «как вторая волна породила слой людей, чьи интересы превосходили локальный уровень и становились основой национальной идеологии, так Третья волна порождает группы людей, интересы которых шире, чем национальные. Эти люди становятся носителями глобалистской идеологии, которую иногда именуют «планетарным сознанием». Таким сознанием обладают … интеллектуалы, поэты и художники…»[2. C.521-522]. Такие «уровни сознания» можно под другому назвать (перевести) масштабами мышления. В контексте сказанного напрашивается вывод, что любой современный человек терпим к проявлению других культур, другого быть не может, иначе следует сделать какой-нибудь характерный по отношению к конкретному «националисту» вывод – например – то что отдельно взятый индивид в процессе социализации (как более точно иногда говорят во время инкультураци или, в зависимости от обстоятельств аккультурации) не испытывал на себе влияние глобализации или то, что в результате отрицательного жизненного опыта и неверного отношения к нему у индивидуума сложилось необъективное (предвзятое) отношение к представителям какой-нибудь культуры. Факт такого отношения должен заинтересовать психотерапевта.
Основа Российского общества была всегда взаимодействие разных культур. В то же время российская культура в течение длительного времени воздействовала на другие культуры. Некоторые народы позже стали сравнивать такое влияние с империей и колониями – как влияние в среде, где господствует феодальное «право сильного», такое сравнение имеет в своей основе реальные факты. К примеру, в некоторых уголках Российской Империи и СССР русский язык воспринимался как язык завоевателей… и в наши дни современные россияне и политики ощущают последствия такой политики по принципу «права сильного». К примеру, Гитлер и Сталин секретными договорами поделили ряд территорий Европы (Прибалтику, например) без ведома этих стран и их народов – позже «советские» территории вошли в состав Советского союза – так как на подконтрольных выборах «не важно как проголосуют, важно как подсчитают». Получается интересная ситуация – в своё время руководство страны (а не население) приняло ряд «великодержавных» геополитических решений, а последствия этих решений ощутили уже следующие поколения.
Не исключено, что так называемые в ряде публикаций «навязанные процессы вестернизации» такие же объективные и являются следствием глобализации. Современный человек должен более терпимо относиться к любой культуре, в том числе к широко распространеннёй вестернизации. В то же время, представляется, что актуально и сегодня предсказанный Арнольдом Тойнби и Питиримом Сорокиным сдвиг творческого лидерства в сторону древнейших восточных цивилизаций. Их исконные ценности сильно отличаются от общества потребления, разрушающего планету. В связи с этим актуально мнение Макса Вебера, о том, что культура детерминирует характер и особенности экономических отношений[3.] (обратная ситуация той, что у К.Г. Маркса). Существует сопротивление глобализации и процессам ею обусловленными и с ней связанными культурного плана. Так С. Хантингтон в статье «Столкновение цивилизаций» (1993) точно отметил, что «основной причиной неудач в демократическом развитии большинства мусульманских стран является исламская культура»[4. C. 393]. Относительно желаний некоторых радикалов сохранить культурную самобытность той или иной общности А. Тойнби сказал, что действует социальная закономерность – это диалектика «разложения на части» и «соединения» в историческом процессе развития культуры. Так разложение ведет к стабильному состоянию в новой форме – эллинистическая цивилизация результат слияния Египта, Индии и Вавилона.
Очевидно, что разрешение таких глобальных проблем как угроза войн с использованием оружия массового поражения, экологические катастрофы, кризисы ресурсов с новой силой и значимостью придает значение толерантности и миру. Общие ценности человечества, его культурное наследие, необходимость культурного диалога приобретают все большее значение на фоне глобальных проблем. Основа диалога культур – это общечеловеческая «здоровая» система ценностей мира и ненасилия.
В общественном сознании существует много негативных стереотипов, которые оказывают влияние на жизнь общества. К сожалению СМИ нередко поддерживают и даже создают такие стереотипы. На лицо важность соблюдения сотрудниками СМИ этических норм и необходимость внедрения ими и пропагандирования духа толерантности. Не менее важно соблюдение существующих и принятие новых нормативных актов, направленных становление толерантного общества. Развитию терпимости, очевидно, способствует повышение, воспитание так называемой «общей культуры». Общецивилизационные ценности общей – такие как свобода и сотрудничество при правильно их понимании – хороший путь к толерантности. А требуется в принципе не много, как сказал о толерантности В. В. Маяковский – необходимо «жить единым человечьим общежитьем».

Список литературы:
1. Emerson H. Tiller and Frank B. Cross. A modest proposal for improving American Justice // Columbia Law Review. Vol. 99. N.1 January 1999.
2. См. подробнее Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999.
3. См. подробнее: М. Вебер. Протестанская этика и дух капитализма. М. Вебер. Избранные произведения. М., 1990г.
4. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка // Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.
Категория: Разное | Добавил: MaximSShavarin
Просмотров: 449 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 1
Считаю, что наше общество достаточно развито, что бы ущемлять интересы малых народов.

Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал