Сегодня: 03.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Уроки, конспекты


Конспект урока "Культура Серебряного века: философия всеединства" для учащихся 9-11 классов

СКАЧАТЬ (21.9Kb) 13.09.2016, 09:29
Иванов Алексей Николаевич
учитель истории и обществознания, Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Межборская основная общеобразовательная ш
Цели урока: Знакомство с основными идеями русских философов – представителей концепции всеединства; содействовать развитию у учащихся умения сравнивать и соотносить основные философские категории; содействовать развитию умения вести философский диалог; воспитывать интеллектуальную культуру личности.
 
Тип урока: Урок изучения нового материала.
 
Вид урока: Урок-конференция.
Вид контроля: текущий, тематический.
Форма контроля: фронтальный опрос, работа по карточкам, сообщения.
Методы, используемые на уроке: 
по источнику знаний – научное изложение, научная дискуссия;
по характеру познавательной деятельности – проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
 
Литература:  
1) Василий Зеньковский. История русской философии. «Эксмо-пресс» «Фолио» 2001.
2) Владимир Соловьев. Чтения о Богочеловечестве. Духовные основы жизни. Минск. Харвест. 1999. 
3) Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. Москва, 2003.
4) Сергий Булгаков. Свет Невечерний. Москва «Республика» 1994.  
 
Оборудование: Портреты философов, таблицы категорий, названия произведений, изречения.  
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Сообщение темы, целей, объяснение условий и правил, по которым будет вестись конференция.
 
II. Вступительное слово учителя:
Учитель дает общую характеристику культуры «серебряного века», говорит о многообразии направлений и течений, выделяет философскую составляющую в рамках целого, представляет творцов философии «всеединства». Говорит об общих принципах этой философии, сообщает учащимся вопросы для самоконтроля.
III. Основная часть урока:
(Учитель предлагает заслушать заранее подготовленные сообщения на заданную тему и приглашает первого ученика)
1. Первый ученик выступает с сообщением. Он рассказывает о родоначальнике «философии всеединства» В. С. Соловьеве. Даются краткие сведения из биографии философа. Уделяется особое внимание духовному кризису В. Соловьева и переходу его от материалистического мировоззрения к религиозному. Ученик рассматривает основные идеи философии мыслителя, основные категории, основные проблемы, зачитывает несколько показательных цитат, характерных изречений. Делаются предварительные выводы.
(Учитель предлагает учащимся задать вопросы докладчику и делает «мостик» к следующему выступающему).
2. Второй ученик выступает с сообщением. Он рассказывает о философии отца Сергия Булгакова. Даются краткие сведения из биографии философа. Уделяется особое внимание переходу его от экономических штудий к религиозно-философским. Делается акцент на остром переживании философом его изгнания из России. Ученик рассматривает основные идеи философии мыслителя, основные категории, основные проблемы, основные книги, зачитывает несколько показательных цитат, характерных изречений. Делаются предварительные выводы.
(Учитель предлагает учащимся задать вопросы докладчику и делает «мостик» к следующему выступающему).
3. Третий ученик выступает с сообщением. Он рассказывает о философии отца. Павла Флоренского. Даются краткие сведения из биографии философа. Уделяется особое внимание широкому кругозору знаний отца. Павла в области математики, электроники, эстетики, науки, философии. Ученик рассматривает основные идеи философии мыслителя, основные категории, основные проблемы, зачитывает несколько показательных цитат, характерных изречений. Перечисляются основные работы Павла Флоренского. Делается акцент на трагической кончине философа в сталинских лагерях. Делаются предварительные выводы.
 (Учитель предлагает учащимся задать вопросы докладчику).
5. Учитель предлагает выступить на заданную тему другим участникам конференции.
 
IV. Учитель подводит итог конференции:
Таким образом, мы рассмотрели одно из основных направлений русской философской мысли. Определили его узловые моменты, определили, как решались основные философские темы: соотношения Бога и мира, Бога и человека, единства истины, добра и красоты, целостности бытия, целостности и единства Вселенной, ответственности личности перед Богом за судьбу мира, за судьбу истории, за судьбу Родины.
 
V. Учитель предлагает ряд вопросов для закрепления:
1. Как биографии философов влияли на их мысли?
2. Какие категории были общими для философов?
3. Какими категориями, ходами мысли философы отличались друг от друга?
4. На какие мысли натолкнули вас философские системы?
5. Объясните эпиграф урока, в чем его суть?
VI. Учитель предлагает учащимся поработать с таблицами категорий философов, с их основными утверждениями.
 
VII. Самоконтроль. Учитель предлагает учащимся проверить друг друга и оценить друг друга.
 
                    Таблицы категорий и основных произведений философов:
 
В. СОЛОВЬЕВ
Таблица основных философских категорий
категория Ее основная суть
Цельное знание Знание в единстве истины, добра и красоты
всеединство Целостность всего существующего
София Душа мира
Богочеловечество Взаимонаправленное движение Бога и человека
теофания Обожествление твари
Абсолют Бог в своей независимости и непознаваемости
Перечень основных произведений: «Философские начала цельного знания», «Чтения о Богочеловечестве», «Оправдание добра», «Смысл любви».
 
С. БУЛГАКОВ
Таблица основных философских категорий
категория Ее основная суть
Триипостасный субъект Отец, Сын и Св. Дух в единстве и целостности
укон Абсолютное ничто
София Внутренняя жизнь святой Троицы
меон Ничто с семенами бытия
кеносис Умаление Творца
Апокатастасис Воссоединение с Богом
Перечень основных произведений: «Свет невечерний», «Философия трагедии», «Невеста Агнца», «Агнец Божий», «Утешитель».
 
П. ФЛОРЕНСКИЙ
Таблица основных философских категорий
Категория Ее основная суть
Сердце Центр человеческой души
конкретнообщее Духовное бытие идеи
Живой опыт Мистическое ощущение вечности
Энергии вещей Духовные силы вещей
эпифеномен  Вторичный феномен, внешний, несущностный
Миги озарения Миги, в которые открывается полнота истины
Перечень основных произведений: «Столп и утверждение истины», «Общечеловеческие корни идеализма», «Смысл идеализма», «Иконостас».
Основные идеи философов всеединства
 
Основные идеи Соловьева В.С.
  1. Соединить философию, религию и науку, осуществить, таким образом, цельное знание.
  2. От цельного знания прийти к цельной жизни, к целостному пониманию смысла бытия.
  3. Цельная жизнь как живое, творческое общение с Богом.
  4. Понимание бытия как живого всеединства сотворенных Богом монад.
  5. Идея Богочеловечества как реального, живого единства Бога и человечества.
  6. София как душа мира, соединяющая, скрепляющая бытие.
  7. Абсолютная реальность как единство истины, добра и красоты.
  8. Обоснование интеллектуальной интуиции как непосредственного умозрения Божественных идей.
  9. «Абсолютное не отделено от космоса, оно усматривается нами сквозь мир, оно есть Единое и в то же время в нем заключено все».
  10. «Глубже всякого определенного чувства, представления и воли лежит в нас непосредственное ощущение абсолютной действительности».
  11. «Идея России – это то, что Бог задумал о России, когда ее создавал».
  12. «Наши материалисты рассуждают по странному силлогизму: человек произошел от обезьяны, следовательно, люди должны любить друг друга».
  13. «В разуме нет ничего, что бы ни вошло в него из чувств, кроме самого разума».
Основные идеи Булгакова С.Н.
  1. Бог сотворил этот мир из любви и желания поделиться своей Божественностью.
  2. Бог – триединый абсолютный Субъект, открывающий нам истину бытия.
  3. «Бог не стал замыкаться в своей абсолютности, а решился на сотворение свободных существ, самостоятельно выбирающих добро или зло».
  4. Грехопаденье есть нарушение божественных заповедей и жизнь перволюдей по собственному усмотрению.
  5. История есть движение человека к Богу и Бога к человеку в едином богочеловеческом процессе.
  6. София – внутренняя жизнь Бога, на основе которой Он творит мир и человека в нем.
  7. София Божественная – внутренняя непостижимая сущность Божества, София тварная – душа мира.
  8. Бог отдает Сына своего, чтобы спасти творение от греха и смерти.
  9. «Человеческие страдания – тяжелый опыт изживания первородного греха».
  10.  Бог не создавал ада, ад – это жизнь человека по своему своеволию.
  11. Страшный Суд – это суд души своих грехов перед светом божественной истины.
  12. Апокатастасис – восстановление падшей твари, воссоединение ее с Богом в новом эоне.
  13.  Вера в наступление космической и сверхкосмической гармонии в конце времен.
Основные идеи Флоренского П.А.
  1. «Запад все же не мог ничего понять в мире, кроме эпифеноменов».
  2. Имеет значение духовное переживание полноты бытия, прозрения, миги и точки духовной полноты, зарницы полного ведения.
  3. « Я набрасываю мысли, которые больше чувствую, нежели могу высказать».
  4. «Вся природа одушевлена, вся жива – в целом и в частях, все связано тесными узами между собой».
  5. «Энергии вещей втекают в другие вещи, и каждая живет во всех и все в каждой».
  6. «Мир есть всегда текучее, дрожащее полубытие, а за ним чуткое ухо прозревает иную действительность».
  7. «Перед всеми настежь открываются двери потустороннего».
  8. Не отвлеченно общее, но конкретно общее имеет значение.
  9. «Надо философствовать не о религии, а в религии, окунувшись в ее среду».
  10. «Истиной должно быть нечто такое полное, все содержащее в себе».
  11.  «Я не знаю, есть ли истина, но я всем нутром ощущаю, что я не могу без нее».
  12.  «Из области понятий надо нам выйти в сферу живого опыта».
  13.  «Бытие истины не выводимо, а лишь показуемо в опыте».
  14.  «Органом восприятия горнего мира является сердце».
Категория: Уроки, конспекты | Добавил: redaktor | Теги: история и обществознание, конспект урока
Просмотров: 247 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал