Цели урока: Сформировать у учащихся представление об основных составляющих мировоззрения русского человека во второй половине XVI века, определить его особенности; развить умения сравнивать и анализировать, находить положительные и отрицательные стороны в культуре данной эпохи; воспитывать у учащихся понимание души родной культуры.
Тип урока: Объяснение нового материала
Вид урока: Урок-лекция.
Методы, используемые на уроке: по источнику знаний – беседа; по характеру познавательной деятельности – частично-поисковый, исследовательский; по дидактической цели – метод закрепления знаний.
Оборудование: карта «Российское государство ХVI вв.»;
репродукции икон Феофана Грека и Андрея Рублева;
фотографии храмов Руси в крестовокупольном и в шатровом стиле.
Литература:
-
- История России. Конец XVI - XVIII век. Данилов А.А., Косулина Л.Г., М.: 2015.
- История России. XVI-XVIII века. Данилов Д.Д., Лисейцев Д.В., Павлова Н.С. и др., М.: 2015.
- История России с древнейших времен до конца XIХ века. Перевезенцев С. В., Перевезенцева Т. В., М.: 2013.
Ход урока:
I. Организационный этап:
Приветствие. Определение готовности учащихся к учебному занятию. Организация внимания. Учитель объясняет цели и задачи урока, а также основные этапы реализации этих задач
II. Этап объяснения нового материала (тезисы).
- В основе мировоззрения средневекового русского человека было положено христианство в его православной версии, христианский календарь, христианское время и пространство, христианское представление о сотворении мира, отпадении мира от Бога, его последующем конце.
- С точки зрения православного христианства Бог представляет собой триипостасное сверхсущество, в котором три ипостаси существуют неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно. Эти ипостаси единосущны, но из ипостаси Отца в вечности рождается ипостась Сына и исходит ипостась Духа. Мир творится Отцом через Сына в Духе.
- В православном мировоззрении человек – в центре мира, он выше ангелов, ибо соединил в себе две природы: духовную и материальную. Человек – микрокосм, отражающий макрокосм. Человек – единственный носитель Образа и Подобия Бога, он – тварный бог, дающий имена всему живому.
- История человечества с точки зрения христианства развивается от сотворения мира к грехопадению, от грехопадения к воплощению Логоса во Христе, от воплощения к смерти и воскрешению, от воскрешения к чуду пятидесятницы и установлению церкви, от установления церкви к концу времен и пришествию Антихриста, от пришествия Антихриста к последней битве добра со злом и второму пришествию Христа.
- После Флорентийской унии (1438 – 1445), где Византия попыталась соединиться с Римом и в итоге подчинилась ему, русская духовная элита осознала себя единственным истинным и верным носителем божественного откровения, хранителем наследия отцов церкви, хранителем того места, на котором произойдет второе пришествие Христа.
- Исходя из этого в сознании русской духовной элиты возникает идея о «плавающем Риме» в истории, сформулированная псковским старцем Филофеем в его послании к великому князю Василию III. В этой концепции Москва – третий Рим, а четвертому Риму не бывать. Именно Москва в конце последнего седьмого тысячелетия должна стать последним оплотом сил света перед их схваткой с силами тьмы.
- Из гибнущей Византии на Русь проникает идея катехона или «удерживающего антихриста», которым должен быть православный царь. После захвата турками Константинополя царем по мысли многих православных духовидцев того времени таким царем, ответственным за весь православный мир должен был стать русский монарх.
- Молодое российское государство, освободившееся от власти Золотой Орды, живет в режиме духовной исключительности, духовной напряженности, в режиме ожидания надвигающегося Апокалипсиса, который должен наступить или в 7000 году, или в 7070 году, или в 7077 году.
- Деятельность первого русского царя Ивана Грозного, утвержденного восточными патриархами, во многом определяется ожиданием конца света и Страшного суда. Царь считал себя в праве уже здесь в этом мире начать Страшный суд над своими подданными.
- В качестве научной гипотезы можно предположить, что основной причиной последующей смуты является духовный надрыв после почти столетнего ожидания конца времен и его ненаступления.
III. Вопросы на закрепление.
- В каком времени жили русские люди XVI века?
- Через какую из трех ипостасей осуществлялось спасение души и воссоединение с вечностью?
- Почему так важен был спор о «филиокве»?
- Почему так важен был спор о единосущности и подобосущности ипостасей?
- Не является ли элементом язычества в христианстве вера в сочетание семерок в летоисчислении?
- Почему русская элита ощутила себя в одиночестве после Ферраро-Флорентийской унии?
- Какую роль в православном миросозерцании играет фигура царя?
- Перед кем и за что осознавал свою ответственность Иван Грозный?
- Можно ли рассматривать категории добра и зла в отрыве от коллективного ожидания конца света?
IV. Этап подведения итогов.
Учитель, систематизируя учебный материал, говорит о целостном религиозном мировоззрении русских людей и предлагает учащимся в качестве домашнего задания на выбор следующие темы эссе:
- Хотели бы вы жить в России в XVI веке?
- Кто более счастлив с вашей точки зрения русский человек XVI века или современный человек, живущий в России?
- Каковы положительные и отрицательные черты мировоззрения русских людей XVI века?
- Можно ли мировоззрение русских людей XVI века оценивать с современной научной точки зрения?
|