Сегодня: 10.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Уроки, конспекты


Конспект урока по теме: Петр I и Екатерина II: проблема «вестернизации» для учащихся 8-10 классов

СКАЧАТЬ (28.1Kb) 14.04.2016, 10:04
Иванов Алексей Николаевич
учитель истории и обществознания, Межборская основная общеобразовательная школа» Притобольного района Курганской области
Цель урока: обобщить знания по истории России XVIII века, воспитание чувства ответственности за судьбу родины, формирование навыков исторического исследования.
 
Тип урока: урок повторения и обобщения.
 
Вид урока: урок – научный семинар.
 
Использованная литература: 1. История России XVI-XVIII. А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва; 2. История России XVII - XIX. В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров; 3. Цивилизация перед судом истории. А. Дж. Тойнби.
 
Эпиграфы урока:
1. «Мы так странно движемся во времени, что с каждым нашим шагом вперед, прошедший миг исчезает для нас безвозвратно».
 
2. «Мы принадлежим к числу наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок».
 
3. «Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменен по отношению к нам».
                                                 П. Я. Чаадаев «Апология сумасшедшего»
 
Оборудование: Карта России XVIII век, портреты Петра I и Екатерины II, А. Д. Тойнби, П.Я. Чаадаева.
 
Ход урока:
  1. Этап – организационный:
Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости нашего научного семинара, сегодня мы вместе с вами попробуем рассмотреть одну из серьезнейших проблем русской истории – проблему «вестернизации» и то, как она повлияла на наше национальное самопознание. В ходе семинара мы заслушаем 4 доклада, зададим докладчикам интересующие нас вопросы, подведем предварительные итоги, подумаем об актуальности темы и дадим возможность представителям разных научных изданий написать эссе.
  1. Этап – погружение в тему:
Сначала обратимся к выбранным мною эпиграфам, они принадлежат другу Пушкина, одному из умнейших русских интеллигентов первой половины XIX века - Петру Яковлевичу Чаадаеву. Что же произошло с Россией и когда, раз один из лучших сынов отечества, по сути, вынес приговор ее истории? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны, во-первых, рассмотреть историософскую концепцию Арнольда Джозефа Тойнби, во-вторых, разработанную им проблему «вестернизации», и, в-третьих, как ее пытались осуществить самые великие монархи России XVIII века.
  1. Этап – чтение докладов:
Вступление к первому докладчику: Пойдем от общего к частному и попытаемся понять, что такое история. Оказывается это не одна линия, связующая страны, а множество линий, сходящихся и расходящихся, образующих ковер времени. Взгляд на историю, как на взаимодействие разных цивилизаций зародился в России, его автор -   русский мыслитель Николай Данилевский. Английский мыслитель Арнольд Тойнби развил эту концепцию.
Вступление ко второму докладчику: В центр нашего внимания вышла проблема «вестернизации», давайте разберемся, что это за процесс, в чем его сущность, какова его структура, как он осуществляется?
Вступление к третьему докладчику: мы выяснили, что такое «вестернизация», и каковы уровни «вестернизации», теперь рассмотрим, как она осуществлялась Петром I, в чем заслуга Петра перед русской историей и в чем его ошибки.
Вступление к четвертому докладчику: в начале XVIII века стоит Петр I, в конце  не менее величественная фигура – Екатерина II. Они по разному смотрели на то, в чем призвание монарха, кому он должен служить и во имя каких целей. Отсюда и разное отношение к «вестернизации», разная оценка возможностей ее проведения.
 
Предварительные выводы: во-первых, Россия в конце XVII-го – начале XVIII-го века, чтобы не проиграть в конкуренции с государствами Запада, была обречена на «вестернизацию». Другое дело, что не нужно было допускать тех ошибок, которые совершил Петр Великий, а именно: выходить на 5 уровень «вестернизации», не нужно было отказываться от своего духовного наследия, от тех традиций, которые составляют уникальность нашей цивилизации; во-вторых, мы видим, что реформы Петра, с одной стороны, превратили Россию в могучую империю, позволили ей выйти к Балтийскому морю, с другой стороны, вбили клин в духовное основание России, лишили ее естественного развития, естественного исторического пути. Именно об этом, спустя сто лет после петровских реформ, писал Петр Яковлевич Чаадаев; в-третьих, в отличие от Петра, Екатерина II проявила большую осторожность к духовной традиции России, она не стала форсировать события, видя неподготовленность страны к реформам, она каждый свой шаг соотносила с общественным мнением собственной страны, впервые в истории России была осуществлена попытка организовать равноправный диалог между властью и обществом.
  1. Этап – контроль знаний:
Исполняя роль корреспондентов научных изданий, учащимся предлагается подготовить статью: «Почему Петр I решился на проведение масштабной «вестернизации», а Екатерина II нет?».
  1. Этап – информация учащихся о домашнем задании:
В качестве домашнего задания учащимся предлагается доработать свои статьи.
 
Выступление I
Тема:
Арнольд Джозеф Тойнби – энциклопедическая справка.
Тойнби Арнольд Джозеф родился в 1889 году, умер в 1975 году. Британский историк, дипломат, социолог, философ, представитель философии культуры. С 1934 го по 1961 написал 12-томный труд «Исследование истории», в котором на основе систематизации огромного фактического материала попытался уяснить смысл исторического процесса, смысл истории. Взгляды ученого формировались под влиянием I мировой войны. Он остро ощущал возможность гибели всех завоеваний разума и духа, которые составляют основное богатство современной западной цивилизации.
     В науке Тойнби идет вслед за русским мыслителем Николаем Данилевским и немецким мыслителем Освальдом Шпенглером и рассматривает историю как существование и взаимодействие разных цивилизаций. Каждая цивилизация уникальна, она имеет  своеобразную систему ценностей, вокруг которых складывается повседневная жизнь. Россия по мысли ученого – особая цивилизация, отличная от западноевропейской. Тойнби открывает закон возникновения цивилизаций и называет его «законом вызова и ответа». Он утверждает, что оригинальная общность возникает тогда, когда в ней появляются люди способные дать адекватный «ответ» на «вызов» исторической ситуации. В историческую ситуацию могут входить как человеческие, так и природные факторы. Одна цивилизация может влиять на другую цивилизацию, одна цивилизация может заимствовать социальные, экономические и политические формы у другой цивилизации. В приложении к нашей теме «вестернизация» есть процесс усвоения западноевропейских моделей политической и экономической организации общества. Через него прошли многие страны мира. Например: Россия, Япония, Турция, Бразилия и др.
ровой войныо формировалисьопытался уяснить смысл исторического процессада
Вопросы к докладчику:
  1. Почему на взгляды историка повлияла I, а не II мировая вона?
  2. Приведите пример исторических «вызовов» и «ответов» на них в истории России?
  3. Были ли в российской исторической науке последователи данной концепции?
Выступление II
Тема:
Сущность вестернизации и ее уровни с точки зрения Арнольда Тойнби.
Итак, мы выяснили, что «вестернизация» - это перенесение различных форм жизнедеятельности с западноевропейской почвы на удобренную почву традиционных обществ. «Вестернизация» - это очень болезненный, очень сложный процесс, раскалывающий общество на сторонников и противников, подрывающий традиционную систему ценностей. Чаще всего причиной «вестернизации» является экономическая отсталость того или иного государства от западноевропейских стран и попытка в кратчайший срок догнать их в конкурентной борьбе. Однако «вестернизация» может быть навязана тому или иному обществу извне. По мысли Тойнби, «вестернизация» иметь несколько уровней и осуществляться в несколько этапов. Вот эти уровни: военно-технический, когда заимствуются различные виды военной техники, организация армии, тактика боя; экономический, когда заимствуются формы организации хозяйства, структура предприятий, система внутреннего рынка; социально-политический, когда заимствуются политическая система, государственные институты, структура права; культурный уровень, когда заимствуется система образования, виды и стили искусства, способы проведения досуга, одежда, язык, светские обычаи; духовный уровень, когда заимствуются религиозные традиции, образ жизни, мировоззрение, экзистенциальные идеалы. На первых трех уровнях «вестернизация», действительно, эффективна и дает возможность государству совершить историческое ускорение, исторический рывок. На четвертом и пятом уровнях для цивилизации возникает опасность потерять свою индивидуальность, свою самобытность, свое историческое лицо. Мы вправе спросить: существовало ли нечто подобное во взаимоотношениях других цивилизаций? На вопрос можно ответить утвердительно и в качестве доказательства привести ряд исторических аналогий: Греция и Рим, Китай и Япония, Израиль и Хазария, Византия и Русь, Россия и народы Сибири.
 
Вопросы к докладчику:
1. Ведет ли «вестернизация» к глобальной европеизации мира или же это локальный процесс?
2. Сколько «вестернизаций» было в истории России?
                    
Выступление III
Тема:
«Вестернизация» в эпоху Петра Великого.
Мы считаем Петра I великим реформатором России, но не он был родоначальником «вестернизации» (вспомним Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащекина и Василия Васильевича Голицына), наоборот, начавшаяся при царе Алексее скрытая «вестернизация» породила личность Петра. Мальчиком, посещая немецкую слободу в Москве, будущий царь подхватил «вирус европеизма», во время великого посольства болезнь обрела хроническую стадию. Петр, возвратившись из-за границы, «самолично» обрезает боярам бороды, заставляет их рядиться в венгерские и немецкие одежды. Впервые в мировой истории отдельно взятая страна превращается в гигантскую экспериментальную площадку. Царь четко идет по вышеперечисленным уровням «вестернизации»: 1). Создается регулярная армия (правда, не по найму, как в Европе, а через рекрутский набор); 2). Открывается и расширяется мануфактурное производство (правда, не на основе свободного рынка, а через приписывание крестьян к заводам); 3). Вводятся знакомые европейскому слуху государственные институты и табель о рангах (правда в отрыве от европейской политической традиции и на скорую руку); 4). Вводится система светского образования (опять же для нужд армии и войны); 5). Отменяется патриаршество, вводится новая система летоисчисления, и это не просто формальная смена нулевого года: русские люди из одной системы мира попадают в другую. Интересно наблюдать, как Петр, рожденный в православной культуре, издевается над ней, вышучивает ее: вводит культ Бахусу (богу вина), разрабатывает подробнейший «Устав всепьянейшего собора».  К религиозному расколу добавляется социальный и мировоззренческий: элита общества отрывается от своего народа, от его нужд и чаяний. Не случайно в народном сознании Петр расценивается, как Антихрист, подменивший православное царство полуязыческой империей, а святую Москву Санкт-Петербургом. За громкими победами и территориальными приобретениями мы должны видеть и серьезные недостатки петровской деятельности. Суть их, на мой взгляд, в переходе на 5 уровень «вестернизации». 
Вопросы докладчику:
1. Чего больше сделал Петр для России положительного или отрицательного?
2. Была ли альтернатива Петру?
 
Выступление IV
Тема: Екатерина II и «вестернизация».
«Власть без народного доверия ничего не значит для того, кто хочет быть любимым и славным; этого легко достигнуть: примите за правило ваших действий благо народа и справедливость», «я хочу, чтобы повиновались законам, а не рабов…» - именно так говорила будущая российская императрица незадолго до очередного дворцового переворота, принесшего ей власть. Если Петр I знал Европу по ее фасаду, по ее внешнему блеску, то София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская знала саму душу Европы, (ибо там родилась, там воспитывалась), и понимала, что суть Западноевропейской цивилизации в диалоге власти и общества. Екатерина II искреннее считала себя ученицей европейских просветителей. Со многими знаменитыми философами того времени: Вольтером, Дидро, Даламбером – она состояла в постоянной переписке. «Северная Семирамида» действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. Первое с чего она начала – это с установления диалога с обществом: в «Уложенную комиссию» были созваны выборные представители от сословий страны, им было поручено выработать новый свод законов с учетом интересов населения. Сама императрица в течении двух лет работала над составлением «Наказа» депутатам, где были творчески переосмыслены идеи великого Монтескье. Проект новой «вестернизации» должен был получить публичное признание, однако общество оказалось неподготовленным к предложенным реформам. В России отсутствовало третье сословие, являющееся на Западе в XVIII носителем реформаторских, прогрессивных идей. Российское общество было расколото на сословия, каждое из которых действовало в собственных интересах и тянуло одеяло на себя. Первые же заседания «Уложенной комиссии» показали просвещенной императрице невозможность даже мягкой «вестернизации». С другой стороны, Екатерина почувствовала всю силу и мощь дворянства в дворянской стране. Не имея пространства для маневра, ощущая всю неустойчивость своего положения на троне, она вынуждена была уступить.
 
Вопросы докладчику:
1. Чего, вообще, хотела добиться Екатерина II?
2. Чем политический идеал Екатерины отличается от идеала Петра?
Категория: Уроки, конспекты | Добавил: redaktor | Теги: урок истории, История, конспект урока, семинар
Просмотров: 345 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал