Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Уроки, конспекты


Конспект урока по теме: Петр I и Екатерина II: проблема «вестернизации» для учащихся 8-10 классов

СКАЧАТЬ (28.1 Kb) 14.04.2016, 10:04
Иванов Алексей Николаевич
учитель истории и обществознания, Межборская основная общеобразовательная школа» Притобольного района Курганской области
Цель урока: обобщить знания по истории России XVIII века, воспитание чувства ответственности за судьбу родины, формирование навыков исторического исследования.
 
Тип урока: урок повторения и обобщения.
 
Вид урока: урок – научный семинар.
 
Использованная литература: 1. История России XVI-XVIII. А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва; 2. История России XVII - XIX. В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров; 3. Цивилизация перед судом истории. А. Дж. Тойнби.
 
Эпиграфы урока:
1. «Мы так странно движемся во времени, что с каждым нашим шагом вперед, прошедший миг исчезает для нас безвозвратно».
 
2. «Мы принадлежим к числу наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок».
 
3. «Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменен по отношению к нам».
                                                 П. Я. Чаадаев «Апология сумасшедшего»
 
Оборудование: Карта России XVIII век, портреты Петра I и Екатерины II, А. Д. Тойнби, П.Я. Чаадаева.
 
Ход урока:
  1. Этап – организационный:
Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости нашего научного семинара, сегодня мы вместе с вами попробуем рассмотреть одну из серьезнейших проблем русской истории – проблему «вестернизации» и то, как она повлияла на наше национальное самопознание. В ходе семинара мы заслушаем 4 доклада, зададим докладчикам интересующие нас вопросы, подведем предварительные итоги, подумаем об актуальности темы и дадим возможность представителям разных научных изданий написать эссе.
  1. Этап – погружение в тему:
Сначала обратимся к выбранным мною эпиграфам, они принадлежат другу Пушкина, одному из умнейших русских интеллигентов первой половины XIX века - Петру Яковлевичу Чаадаеву. Что же произошло с Россией и когда, раз один из лучших сынов отечества, по сути, вынес приговор ее истории? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны, во-первых, рассмотреть историософскую концепцию Арнольда Джозефа Тойнби, во-вторых, разработанную им проблему «вестернизации», и, в-третьих, как ее пытались осуществить самые великие монархи России XVIII века.
  1. Этап – чтение докладов:
Вступление к первому докладчику: Пойдем от общего к частному и попытаемся понять, что такое история. Оказывается это не одна линия, связующая страны, а множество линий, сходящихся и расходящихся, образующих ковер времени. Взгляд на историю, как на взаимодействие разных цивилизаций зародился в России, его автор -   русский мыслитель Николай Данилевский. Английский мыслитель Арнольд Тойнби развил эту концепцию.
Вступление ко второму докладчику: В центр нашего внимания вышла проблема «вестернизации», давайте разберемся, что это за процесс, в чем его сущность, какова его структура, как он осуществляется?
Вступление к третьему докладчику: мы выяснили, что такое «вестернизация», и каковы уровни «вестернизации», теперь рассмотрим, как она осуществлялась Петром I, в чем заслуга Петра перед русской историей и в чем его ошибки.
Вступление к четвертому докладчику: в начале XVIII века стоит Петр I, в конце  не менее величественная фигура – Екатерина II. Они по разному смотрели на то, в чем призвание монарха, кому он должен служить и во имя каких целей. Отсюда и разное отношение к «вестернизации», разная оценка возможностей ее проведения.
 
Предварительные выводы: во-первых, Россия в конце XVII-го – начале XVIII-го века, чтобы не проиграть в конкуренции с государствами Запада, была обречена на «вестернизацию». Другое дело, что не нужно было допускать тех ошибок, которые совершил Петр Великий, а именно: выходить на 5 уровень «вестернизации», не нужно было отказываться от своего духовного наследия, от тех традиций, которые составляют уникальность нашей цивилизации; во-вторых, мы видим, что реформы Петра, с одной стороны, превратили Россию в могучую империю, позволили ей выйти к Балтийскому морю, с другой стороны, вбили клин в духовное основание России, лишили ее естественного развития, естественного исторического пути. Именно об этом, спустя сто лет после петровских реформ, писал Петр Яковлевич Чаадаев; в-третьих, в отличие от Петра, Екатерина II проявила большую осторожность к духовной традиции России, она не стала форсировать события, видя неподготовленность страны к реформам, она каждый свой шаг соотносила с общественным мнением собственной страны, впервые в истории России была осуществлена попытка организовать равноправный диалог между властью и обществом.
  1. Этап – контроль знаний:
Исполняя роль корреспондентов научных изданий, учащимся предлагается подготовить статью: «Почему Петр I решился на проведение масштабной «вестернизации», а Екатерина II нет?».
  1. Этап – информация учащихся о домашнем задании:
В качестве домашнего задания учащимся предлагается доработать свои статьи.
 
Выступление I
Тема:
Арнольд Джозеф Тойнби – энциклопедическая справка.
Тойнби Арнольд Джозеф родился в 1889 году, умер в 1975 году. Британский историк, дипломат, социолог, философ, представитель философии культуры. С 1934 го по 1961 написал 12-томный труд «Исследование истории», в котором на основе систематизации огромного фактического материала попытался уяснить смысл исторического процесса, смысл истории. Взгляды ученого формировались под влиянием I мировой войны. Он остро ощущал возможность гибели всех завоеваний разума и духа, которые составляют основное богатство современной западной цивилизации.
     В науке Тойнби идет вслед за русским мыслителем Николаем Данилевским и немецким мыслителем Освальдом Шпенглером и рассматривает историю как существование и взаимодействие разных цивилизаций. Каждая цивилизация уникальна, она имеет  своеобразную систему ценностей, вокруг которых складывается повседневная жизнь. Россия по мысли ученого – особая цивилизация, отличная от западноевропейской. Тойнби открывает закон возникновения цивилизаций и называет его «законом вызова и ответа». Он утверждает, что оригинальная общность возникает тогда, когда в ней появляются люди способные дать адекватный «ответ» на «вызов» исторической ситуации. В историческую ситуацию могут входить как человеческие, так и природные факторы. Одна цивилизация может влиять на другую цивилизацию, одна цивилизация может заимствовать социальные, экономические и политические формы у другой цивилизации. В приложении к нашей теме «вестернизация» есть процесс усвоения западноевропейских моделей политической и экономической организации общества. Через него прошли многие страны мира. Например: Россия, Япония, Турция, Бразилия и др.
ровой войныо формировалисьопытался уяснить смысл исторического процессада
Вопросы к докладчику:
  1. Почему на взгляды историка повлияла I, а не II мировая вона?
  2. Приведите пример исторических «вызовов» и «ответов» на них в истории России?
  3. Были ли в российской исторической науке последователи данной концепции?
Выступление II
Тема:
Сущность вестернизации и ее уровни с точки зрения Арнольда Тойнби.
Итак, мы выяснили, что «вестернизация» - это перенесение различных форм жизнедеятельности с западноевропейской почвы на удобренную почву традиционных обществ. «Вестернизация» - это очень болезненный, очень сложный процесс, раскалывающий общество на сторонников и противников, подрывающий традиционную систему ценностей. Чаще всего причиной «вестернизации» является экономическая отсталость того или иного государства от западноевропейских стран и попытка в кратчайший срок догнать их в конкурентной борьбе. Однако «вестернизация» может быть навязана тому или иному обществу извне. По мысли Тойнби, «вестернизация» иметь несколько уровней и осуществляться в несколько этапов. Вот эти уровни: военно-технический, когда заимствуются различные виды военной техники, организация армии, тактика боя; экономический, когда заимствуются формы организации хозяйства, структура предприятий, система внутреннего рынка; социально-политический, когда заимствуются политическая система, государственные институты, структура права; культурный уровень, когда заимствуется система образования, виды и стили искусства, способы проведения досуга, одежда, язык, светские обычаи; духовный уровень, когда заимствуются религиозные традиции, образ жизни, мировоззрение, экзистенциальные идеалы. На первых трех уровнях «вестернизация», действительно, эффективна и дает возможность государству совершить историческое ускорение, исторический рывок. На четвертом и пятом уровнях для цивилизации возникает опасность потерять свою индивидуальность, свою самобытность, свое историческое лицо. Мы вправе спросить: существовало ли нечто подобное во взаимоотношениях других цивилизаций? На вопрос можно ответить утвердительно и в качестве доказательства привести ряд исторических аналогий: Греция и Рим, Китай и Япония, Израиль и Хазария, Византия и Русь, Россия и народы Сибири.
 
Вопросы к докладчику:
1. Ведет ли «вестернизация» к глобальной европеизации мира или же это локальный процесс?
2. Сколько «вестернизаций» было в истории России?
                    
Выступление III
Тема:
«Вестернизация» в эпоху Петра Великого.
Мы считаем Петра I великим реформатором России, но не он был родоначальником «вестернизации» (вспомним Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащекина и Василия Васильевича Голицына), наоборот, начавшаяся при царе Алексее скрытая «вестернизация» породила личность Петра. Мальчиком, посещая немецкую слободу в Москве, будущий царь подхватил «вирус европеизма», во время великого посольства болезнь обрела хроническую стадию. Петр, возвратившись из-за границы, «самолично» обрезает боярам бороды, заставляет их рядиться в венгерские и немецкие одежды. Впервые в мировой истории отдельно взятая страна превращается в гигантскую экспериментальную площадку. Царь четко идет по вышеперечисленным уровням «вестернизации»: 1). Создается регулярная армия (правда, не по найму, как в Европе, а через рекрутский набор); 2). Открывается и расширяется мануфактурное производство (правда, не на основе свободного рынка, а через приписывание крестьян к заводам); 3). Вводятся знакомые европейскому слуху государственные институты и табель о рангах (правда в отрыве от европейской политической традиции и на скорую руку); 4). Вводится система светского образования (опять же для нужд армии и войны); 5). Отменяется патриаршество, вводится новая система летоисчисления, и это не просто формальная смена нулевого года: русские люди из одной системы мира попадают в другую. Интересно наблюдать, как Петр, рожденный в православной культуре, издевается над ней, вышучивает ее: вводит культ Бахусу (богу вина), разрабатывает подробнейший «Устав всепьянейшего собора».  К религиозному расколу добавляется социальный и мировоззренческий: элита общества отрывается от своего народа, от его нужд и чаяний. Не случайно в народном сознании Петр расценивается, как Антихрист, подменивший православное царство полуязыческой империей, а святую Москву Санкт-Петербургом. За громкими победами и территориальными приобретениями мы должны видеть и серьезные недостатки петровской деятельности. Суть их, на мой взгляд, в переходе на 5 уровень «вестернизации». 
Вопросы докладчику:
1. Чего больше сделал Петр для России положительного или отрицательного?
2. Была ли альтернатива Петру?
 
Выступление IV
Тема: Екатерина II и «вестернизация».
«Власть без народного доверия ничего не значит для того, кто хочет быть любимым и славным; этого легко достигнуть: примите за правило ваших действий благо народа и справедливость», «я хочу, чтобы повиновались законам, а не рабов…» - именно так говорила будущая российская императрица незадолго до очередного дворцового переворота, принесшего ей власть. Если Петр I знал Европу по ее фасаду, по ее внешнему блеску, то София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская знала саму душу Европы, (ибо там родилась, там воспитывалась), и понимала, что суть Западноевропейской цивилизации в диалоге власти и общества. Екатерина II искреннее считала себя ученицей европейских просветителей. Со многими знаменитыми философами того времени: Вольтером, Дидро, Даламбером – она состояла в постоянной переписке. «Северная Семирамида» действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. Первое с чего она начала – это с установления диалога с обществом: в «Уложенную комиссию» были созваны выборные представители от сословий страны, им было поручено выработать новый свод законов с учетом интересов населения. Сама императрица в течении двух лет работала над составлением «Наказа» депутатам, где были творчески переосмыслены идеи великого Монтескье. Проект новой «вестернизации» должен был получить публичное признание, однако общество оказалось неподготовленным к предложенным реформам. В России отсутствовало третье сословие, являющееся на Западе в XVIII носителем реформаторских, прогрессивных идей. Российское общество было расколото на сословия, каждое из которых действовало в собственных интересах и тянуло одеяло на себя. Первые же заседания «Уложенной комиссии» показали просвещенной императрице невозможность даже мягкой «вестернизации». С другой стороны, Екатерина почувствовала всю силу и мощь дворянства в дворянской стране. Не имея пространства для маневра, ощущая всю неустойчивость своего положения на троне, она вынуждена была уступить.
 
Вопросы докладчику:
1. Чего, вообще, хотела добиться Екатерина II?
2. Чем политический идеал Екатерины отличается от идеала Петра?


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: redaktor | Теги: урок истории, История, конспект урока, семинар
Просмотров: 2627 | Загрузок: 48 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог