Сегодня: 22.01.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Уроки, конспекты


Методическая разработка урока истории в 6 классе «В рыцарском замке»

СКАЧАТЬ (711.0 Kb) 11.01.2019, 22:34
Симакина Ольга Ивановна
учитель истории и обществознания, Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

Цель урока: ознакомить обучающих с замком феодала, с понятием «рыцарь», снаряжением рыцарей, их развлечениями; дать представление о моральных ценностях феодалов.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений. 
Метапредметные: 
Регулятивные УУД: определять цели и задачи урока, планировать учебные действия.
Познавательные УУД: работать с иллюстрациями, с текстовым источником, устанавливать причинно-следственные связи, готовить сообщение на основе источников разных видов.
Коммуникативные УУД: работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, вести дискуссию, формулировать собственные мысли и высказывать свою точку зрения.
Предметные УУД: применять понятийный аппарат исторического знания, представлять условия жизни феодала, аргументировать личностные позиции в отношении морально-этических вопросов.
Специальные УУД: соблюдать режим зрительной нагрузки, динамические паузы, смену видов деятельности, создать благоприятную рабочую обстановку.

Тип урока: изучение новой темы

Формы работы учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные. 
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, доступ в Интернет.
Основные понятия: рыцарь, донжон, палица, кольчуга, латы, забрало, турнир.

Ход урока

I Организационный этап. 
Здравствуйте ребята! 
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.

II Актуализация знаний
-    Какую тему вы изучали на прошлом уроке? (Средневековая деревня)
Давайте проверим, насколько вы это внимательно делали.
Озвучьте самые интересные на ваш взгляд факты, события из истории Средневековой деревни.
Игра «Цепочка»  (дети выступают по цепочке друг за другом).
Высказывания могут быть следующими:
- Феодальная вотчина — земельная собственность, передававшаяся по наследству, и связанное с нею право на зависимых крестьян.
- Крестьянские повинности — принудительные обязанности зависимых крестьян перед феодалом за пользование землей.
- Барщина — даровой принудительный труд крестьян в хозяйстве феодала.
- Оброк — принудительный натуральный или денежный сбор с крестьян, взимавшийся феодалом.
- Натуральное хозяйство — тип хозяйства, при котором продукты труда производятся для собственного потребления, а не для продажи.
- В средние века существовала высокая смертность, потому что свирепствовали заразные болезни.
-  Община — это объединение крестьян села или деревни.
III Изучение нового материала
Сейчас я вам предлагаю сесть поудобнее. Можно закрыть глаза и послушать Средневековую музыку
(на фоне музыки учитель читает стихи)

Пробегают года и века над землей
И заоблачной кажутся сказкой
Орден Льва или Орден Марии святой,
Славный рыцарский Орден Подвязки.
Мы порой вспоминаем в тоске
И безумии сладостной веры,
Как с коней припадали к руке
Золотого Руна кавалеры.

И под взглядами томными дам,
Отрываясь от ручек с досадой,
Смерть несли деревням, городам,
Насмехаясь над дантовским адом.
Но никто лучше них бы не смог,
Вмиг забыв о сражениях жутких,
Поднести оброненный платок,
Подхватить застарелую шутку.
(Ян Майзельс)
- Как вы думаете, о ком и о чём пойдёт сегодня речь у нас на уроке?
 - О рыцарях.

Учащиеся записывают в тетради план урока.
1.    Замок феодала.
2.    Снаряжение рыцаря.
3.    Воспитание рыцаря.
4.    Развлечения рыцарей.

- Как красиво. Я всегда мечтала попасть в эпоху Средневековья, где жили благородные рыцари, прекрасные дамы, откуда родом был доблестный Дон Кихот.
- А вы бы хотели оказаться в Средневековье? Узнать, как и где жили рыцари, чем они занимались, как выглядели? (ответы учеников)

Проблемный вопрос: Сегодня, часто упрекают, что у современной молодежи нет благородства, которое было присуще рыцарям. Давайте к концу урока мы определим есть ли у нас рыцари и в чём проявляется благородство рыцаря. 

1.    В замке феодала.
- Что означает слово «рыцарь»?
- Рыцарь в переводе с немецкого означает - всадник или конный воин 

- Как вы думаете, а где жили рыцари? 
Найдите замок из предложенных изображений (работа с карточками №1)


1             2     

3                 4  

Вот замок стоит на вершине
Среди гранитных скал.
Под сводами башен высоких
Он рыцарей встарь укрывал. 
(Иоганн Вольфганг Гёте)
- Рассмотрев замок мы ответим на вопрос. Что означает поговорка “Мой дом – моя крепость”.

- Из чего строили замки?  
- Сначала замки строились из дерева. Позднее их начали возводить из камня и кирпича. Как вы думаете почему?
- Такие постройки были прочнее и не боялись огня.
- Какие места выбирали для строительства замков? 
- На холме или высокой скале, на острове посреди реки или озера.
В основном замок состоял из следующих частей: донжон, внутренний двор, внешний двор, крепостные стены, ворота, ров.
-  Донжо̀н – главная башня в феодальном замке.

Записывают новое понятие в тетрадь
- Донжон обычно был жилищем феодала. В нём располагались самые важные помещения замка: оружейные, главный колодец, хранилища ценностей и продовольствия. Часто в донжоне располагался крупный зал для приёмов.
Тут же располагалась тюрьма. Из подвала обычно рыли тайный подземный ход.
- Как вы думаете, что обеспечивали крепостные стены замку?
- Крепостные стены обеспечивали замку безопасность и защиту от врагов. Они были оборудованы местами для лучников и дозорными башнями.
- Как можно было попасть в замок? 
- Через подъемный мост. 
- Чем был окружен замок? 
- Широким рвом и водой.
- Что означает поговорка «Мой дом-моя крепость»?
- Мой дом хорошо защищен и неприступен.
= Зачем феодалам нужно было именно такое жилище?
-Для защиты от нападений, сохранить свою жизнь, жизни семьи, свое добро.

- Вдруг вдали заклубилось облако пыли. В замке сразу же раздался сигнал тревоги — звук боевой трубы. По этому сигналу хозяин замка и его воины спешат занять места на стенах и башнях, чтобы отбить нападение одного из соседних феодалов.

 Начался штурм замка.
Без промедленья каждый снарядился:
В броню облекся, шлем на лоб надвинул,
Меч прицепил, в седло проворно прыгнул,
На шею щит четырехпольный вскинул,
Копье рукою правой крепко стиснул...
(Из средневековой поэмы)

Класс делится на две группы. Одна группа получает задание словами изобразить штурм замка. Дети должны рассказать какие средства будут использовать для захвата замка. Другая группа учащихся должна подготовить оборону замка, расставив его защитников в местах, где, по мнению школьников, возможно нападение неприятеля и словами описать как будут отражать нападение противника.
- Какие способы вы использовали, чтобы захватить замок?
-Было несколько способов завладеть замком: взять его штурмом, заставить в ходе длительной осады защитников сдаться, подкупить кого-нибудь из обитателей замка, чтобы тот открыл ворота изнутри.

 Гимнастика для глаз
2.    Снаряжение рыцаря.
- Какое было основное занятие рыцарей?
- основное занятие рыцарей была война. Для участия в сражениях рыцарям было необходимо снаряжение.
Задание: 
- Найдите на карточке № 2 одежду, в которую мы снарядим рыцаря на войну.
                
1           2         3 

4         5         6 
                                

Записывают в тетрадь новые понятия.
Кольчуга – рубаха, сплетенная из колец и доходившая до колен.
Латы – доспехи из стальных пластин: ожерелье, кираса, наручи, рукавицы, набедренники, наколенники, тапочки.
Забрало – металлическую пластинку с прорезями для глаз

- Чем был рыцарь вооружён? (Рассматривают иллюстрации в учебнике).
Работа с новыми терминами.
- палица, меч, топор, копьё.
Палица – тяжелая дубина с металлическим утолщенным концом.

-Как вы думаете снаряжение рыцаря было лёгким?
- Вооружение рыцаря было очень тяжелым весило до 50 кг, поэтому ему надо было быть сильным, закаленным, здоровым.

- Чтобы быть сильными и здоровыми как рыцари сделаем зарядку.

 Зарядка для тела

- В Средние века люди сравнивали общество с живым организмом. Крестьян сравнивали с ногами. А как вы думаете, с какой частью тела ассоциировались рыцари?
- С руками, потому что они держали оружие.

3. Воспитание рыцаря.
- Какими качествами должен был обладать настоящий рыцарь
С 7 лет сын рыцаря покидал отцовский замок и служил пажом при дворе знатного феодала. Он упражнялся в фехтовании, борьбе, верховой езде, метании копья, пении и танцах. Читать и писать его учили не всегда. Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю оруженосцем. В замке он ухаживал за лошадьми и собаками, встречал гостей и прислуживал за столом, в походе вез доспехи рыцаря, а во время сражения находился позади него, чтобы в любой момент подать запасное оружие. Только после длительной службы отличившихся в боях посвящали в рыцари во время большого праздника в присутствии многих феодалов. Посвящаемый становится на колени перед самым знатным из гостей, тот бьет юношу ладонью по затылку или по щеке (или мечом плашмя по спине) — это единственный в жизни удар, который рыцарь может получить и оставить без ответа. Потом он берет меч и надевает шпоры - знаки рыцарского достоинства.

 Почему рыцарем мог быть только богатый человек? Первоначально рыцарем мог стать любой человек, способный купить себе доспехи и боевого коня (что по тем временам составляло стоимость 45 коров), но позднее это звание передавалось по наследству.

3.    Развлечение рыцарей.
А сейчас мы посмотрим видео фильм и определим какое развлечение было у рыцарей?

Видеофильм «Рыцарский турнир».
- Кому посвящались победы в рыцарском турнире? (Прекрасной даме, чье расположение рыцарь хотел получить. Только на турнире дама могла увидеть отвагу, ловкость и благородство рыцаря и оценить это все по достоинству). 

- Чем отличался один рыцарь от другого? 
- Каждый рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода. 
Сообщение ученика. Геральдика – эта наука о составлении гербов
Понятие ГЕРБ происходит от немецкого слова “наследство или наследие” и является знаком отличия.
У рыцарей на щите и флаге изображался личный герб.
Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов.
Герб являлся знаком рода и его воинских доблестей.
В композиции герба всё имело значение и несло информацию о владельце. Форма герба могла быть разнообразной, но в основном это форма щита древних рыцарей. Известно пять форм западноевропейских щитов (рисунок №3)
 
  Гербы имели разные цвета– золотой, серебряный, красный, зелёный, чёрный.
Золото – богатство, верность, постоянство. Серебро – невинность, чистота, девственность. Голубой – величие, ясность. Красный – храбрость, мужество. Зелёный – свобода, изобилие. Чёрный – скромность, учёность, печаль.
Герб делится на несколько частей. Эти основные деления (их три) – рассечение, пересечение, скошение (рисунок №4).
  
Каждое изображение в гербе несет в себе определенный смысл:
лев – символ силы, мужества, великодушия;
орел – власть, великодушие;
змея – символ вечности;
медведь – сила, крепость, предусмотрительность;
конь – совмещает храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы;
крылатый змей – зло, смуту;
солнце – свет, богатство, изобилие;
звезда – ночь, вечность;
Герб украшает лента с девизом.
Девиз – это краткое изречение, отражающее жизненные принципы рыцаря.
- Рыцарь должен был жить по Кодексу чести А что такое кодекс?
-Кодекс -это закон

Кодекс рыцарской чести: 
1.    Рыцарь должен искать подвиги;
2.    Бороться с врагами христианской веры;
3.    Защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот;
4.    Быть справедливым и галантным.
IV.Итог урока.
- А сейчас давайте ответим на вопрос, который ставили в начале урока. 
есть ли у нас рыцари и в чём проявляется благородство рыцаря.
- Какие правила поведения рыцарей дошли до наших дней?
- Это защита слабых и обиженных, благородство, правила чести и достоинства.
 Мне бы очень хотелось, чтобы вы на протяжении своего жизненного пути всегда поступали по -совести, чтобы не запятнали свою честь. 
Мы очень хорошо поработали с вами. Спасибо вам всем за то, что внимательно слушали, смотрели, отвечали на мои вопросы.
IV. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
V. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Параграф 12 читать, ответить на вопросы.
Придумать и нарисовать герб и девиз рыцаря, или составить рассказ «Один день из жизни рыцаря». 

Категория: Уроки, конспекты | Добавил: cimakina60 | Теги: урок истории, История, конспект урока
Просмотров: 120 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.01.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал