Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Уроки, конспекты


Почему Россия и Британия соперничали за влияние в Иране?

22.01.2020, 07:55
Тлегенова Ардак Дауылбаевна
учитель истории и географии, СШ №1 п. Аксу
Раздел долгосрочного планирования:
Раздел 5 Империи и их соперничество в XIX в. Школа: КГУ «СШ №1 п. Аксу»

Дата:09.12.19 ФИО учителя: Тлегенова Ардак Дауылбаевна
Класс : 7 Участвовали: 10
Не участвовали- 0
Тема урока: Почему Россия и Британия соперничали за влияние в Иране?
Цели обучения, достигаемые на этом уроке (ссылка на учебный план): 7.3.2.2 описывать изменения характера международных отношений в XVIII – сер. XIX вв.
7.4.2.1 сравнивать процесс перехода к промышленной стадии развития общества в разных странах.
Цель урока: Определяют значение колонизации Ирана для Британии и России:
- -называют имена исторических деятелей и связанные с ними события в Иране в XVIII – сер. XIX вв;
- сравнивают колониальную политику России и Британии в Иране;
- оценивают последствия англо-русского соперничества за Иран.

Критерии оценивания - располагают исторические события в Иране на «ленте времени» в хронологической последовательности;
- выявляют причины и особенности колонизации Ирана Россией и Британией;
- характеризуют последствия на основе PEST-анализа.
Языковые задачи
Чтение, письмо, говорение.
Лексика/терминология: Персия, полуколония,садразам, амир кабир,Конституция, меджлис.
Фразы, которые можно использовать на уроке для развития речи:
Это можно объяснить тем, что …
Различие … заключается в том, что …
Воспитание ценностей
Сотрудничество через выполнение заданий, уважение, честность, привитие патриотических чувств.
Межпредметная связь География
Предыдущие знания Из курса всемирной истории и истории Казахстана за 5-7 классы.

Ход урока
Запланированные этапы урока Виды упражнений, запланированных на урок:
Ресурсы
Начало урока
2 мин

Организационный момент урока.
Приветствие учащихся.
Цель: установить благоприятный психологический контакт между учениками, организовать их внимание.
Учащиеся говорят и поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев:
1. желаю (соприкасаются большими пальцами);
2. успеха (указательными);
3. большого (средними);
4. во всем (безымянными);
5. и везде (мизинцами);
6. Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).
Деление на 2 группы «Метрополия» «Колония».

Середина урока

10 мин
2 мин
1 мин
2 мин
5 мин
8 мин
1 мин
8 мин
0,5 мин

0,5 мин Проверка пройденного материала «Как образовалась и в чем причины падения империи Наполеона? »
Работа по карте на стр. 63 учебника: назовите территории, присоединенные к Франции в период правления Наполеона Бонапарта.
Работа в группах. Группы - выполняют поисковую работу-заполнение кластера.
1 группа
2 группа
Цель: развитие критического мышления учащихся при сравнении Франции в период расцвета и ослабления империи,; учащиеся аргументируют свои ответы фактами( битвы при Трафальгаре, при Бородино, у Лейпцига).
Дескрипторы:
1. Называют причины усиления империи Наполеона.
2. Называют причины ослабления империи Наполеона.
Ответы уч-ся.
ФО: самооценивание « Анкета»
Что мне нужно было сделать в задании?
Справился ли я с заданием?
Если не справился, то какие ошибки мною допущены?

Новая тема.
Актуализация знаний: вопросы учащимся
1. Монархическое государство, обладающее колониями.
2. Зависимая территория, находящаяся под властью иностранного государства.
3. Какие империи вы знаете из курса всемирной истории 5- 7 классов?
Слово учителя: ребята, на протяжении XVIII - XIX веков меняется характер международных отношений- империи Европы превращали в колонии множество стран и регионов, используя свое военное и экономическое превосходство. Объектом нашего исследования на уроке станет история государства Иран в XIX веке.
Иран был образован царем Киром династии Ахеменидов в древнее время и за период правления Кира, Дария Первого превратился в огромное Персидское царство. В среднее века он был покорен арабами и стал частью Арабского халифата. В позднее средневековье в XVII веке он обрел самостоятельность. Сегодня на уроке мы познакомимся с историей британско-русского соперничества за господство в Иране( Персии), выявим и оценим последствия колонизации Ирана.
Просмотр презентации.
Чтение учебного материала §12.
Работа в группах
Сравните колониальную политику Британии и России в Иране, используя диаграмму Венна
Политика Британии сходства колониальной политики Колониальная в Иране России, Британии политика России

Дескриторы:
1. Называют причины колонизации Ирана английскими и российскими колонизаторами.
2. Определяют особенности колонизации Ирана английскими и русскими колонизаторами.
3. Указывают общие черты колониальной политики Британии и России.
4. Делают выводы.
ФО учителя. Словесная оценка «Стратегия позитивного оценивания»:
Положительная оценка - «Я знаю, ты очень старался…»;
Указания на ошибки - «Но у тебя не получилось … »;
Анализ причин - «Посмотри, ты подумал, что…, но это не так»;
Обсуждение. Выражение уверенности – «Но в следующий раз я уверена, ты поступишь…».

Работа в группах
Учитель: Соотнесите последствия превращения Ирана в британско-русскую полуколонию с указанием характера их влияния на сферы жизни ( пол., экон., соц., технолог.), используя текст приложения 1- работа в группах
PEST-АНАЛИЗ
Последствия Влияние
+ _

P
(политические)
E
(экономические)
S
(социальные)
T
(технологические)

Дескрипторы:
1. Называют события, повлекшие положительные последствия;
2. Называет события, повлекшие негативные последствия.
3. Делают вывод.
ФО- взаимооценивание «Две звезды- одно пожелание»
Гимнастика для глаз.

Учебная карта

Слайд с шаблоном кластеров.

Анкеты с самооцениванием.

Слайд с темой урока.

Слайды презентации

Конец урока 5 мин
3 мин

1 мин
1 мин ФО ПОПС
1 группа- «Я считаю, что Россия и Британия были заинтересованы в соперничестве за Иран»
«Потому что …».
«Я могу это доказать это на примере …».
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

2 группа- «Я считаю, что ослабление Ирана в XIX веке произошло вследствие его колонизации Россией и Британией».
«Потому что …».
«Я могу это доказать это на примере …».
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Дескрипторы:
1.Дают обоснование своей позиции.
2. Доказывают правоту своей позиции.
3.Делают вывод.

Выступление спикеров..
Рефлексия- прием «Дерево Блоба».
Учитель: сегодня , ребята, вы изучили сложившуюся ситуацию в Иране в новое время вследствие его колонизации Россией и Британией. Изучили текст параграфа, выявили направления колониальной политики империй в ходе захвата Ирана, работали в группах. Попробуйте с помощью «дерева Блоба» оценить уровень полученных знаний, а также приобретенных вами навыков при изучении новой темы.
Учащиеся находят себя на «дереве Блоба», желающие могут назвать свою позицию на «дереве Блоба».
Д/З (дифференцированные задания):
ВСЕ- чтение §12 стр 68-70; выпишите новые термины, имена, ключевые даты.
БОЛЬШИНСТВО- ответьте на вопросы 1-3 на стр. 70(устно);
НЕКОТОРЫЕ: составьте вопросы низкого и высокого порядка ( по 2 вопроса).
Слайды с утверждениями.

Слайд «Дерево Блоба»

Слайд с домашним заданием

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими? Оценивание – как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися? Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Дифференциация может включать в себя разработку учебных материалов и ресурсов, принимая во внимание индивидуальные способности учащихся, отбор заданий, ожидаемые результаты, личную поддержку учеников В этом разделе напишите чему научились ученик на уроке и методы и приемы, используемые на уроке.
Здоровьесберегающие технологии.
Проведение физминутки- гимнастика для глаз
Рефлексия по уроку. Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке? Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему? Используйте данный раздел урока для рефлексии. Ответьте на вопросы, которые имеют важное значение в этом столбце.
Итоговая оценка
Какие две вещи прошли действительно хорошо (в том числе преподавание и учение)?
Какие две вещи могли бы улучшить Ваш урок (в том числе преподавание и учение)?
Что нового я узнал из этого урока о своем классе или об отдельных учениках, что я мог бы использовать при планировании следующего урока?

Приложение №1 к заданию 3
В последней трети XIX в. значительно усилилась зависимость Ирана от Англии и царской России.
Началось широкое использование Ирана как сферы приложения капиталов. Английские и русские,а позднее и другие иностранные предприниматели добились от шахского правительства ряда важных концессий. За десятилетие, с 1862 по 1872 г., англичане навязали Ирану кабальные соглашения о концессиях на постройку на иранской территории телеграфных линий, связавших Лондон с Индией. Английский обслуживающий персонал пользовался правом экстерриториальности, на телеграфные станции распространилась привилегия места убежища (беста).
Несколько позже в северных провинциях появились телеграфные линии, сооруженные царской Россией. Шоссейные дороги Южного Ирана строились и контролировались английскими колонизаторами, на севере страны — русским царизмом.
Иран ощущал настоятельную потребность в строительстве железных дорог. Но Англия опасалась, что строительство трансиранской магистрали позволит царизму в случае конфликта перебросить русские войска к границам Индии. Русские же капиталисты боялись, что постройка железной дороги будет способствовать вторжению более дешевых английских товаров в северные области Ирана. В результате в 1890 г. Ирану было навязано соглашение, по которому он обязался не допускать строительства железных дорог.
В 1872 г. шах предоставил владельцу английского телеграфного агентства барону Рейтеру всеобъемлющую концессию сроком на 70 лет, включавшую монопольное право на строительство дорог, ирригационных сооружений, разработку минеральных и лесных богатств, строительство фабрик и т. п. К Рейтеру должно было перейти управление иранскими таможнями.
Канцелярия одного из министерств в Иране. Фотография. Конец XIX в.
Концессия Рейтера вызвала общее возмущение в стране, охватившее и некоторые придвор ные круги. Против нее протестовала также царская дипломатия, и шаху пришлось ее аннулировать. Но иностранные капиталисты продолжали добиваться новых уступок.
Русский промышленник Лианозов получил право эксплуатации рыбных промыслов на южном побережье Каспийского моря, английская компания Тальбот — монопольное право на скупку, обработку и продажу табака по всей стране. Постоянно нуждаясь в деньгах, шахское правительство за сравнительно небольшие суммы предоставляло иностранцам и другие, самые разнообразные концессии.
Иран попал в финансовую кабалу к иностранным монополиям. В 1889 г. шахское правительство разрешило Рейтеру в возмещение задатка за аннулированную концессию 1872 г. организовать Имперский (Шахиншахский) банк. Этот иностранный банк получил монопольное право на выпуск банкнот, на его текущий счет поступали государственные налоги и таможенные пошлины, он контролировал монетный двор и определял курс иностранной валюты. В экономической жизни Северного Ирана видное место занимал банк, основанный в 1890 г. русским капиталистом Поляковым.
Между английским и русским банками шла острая борьба. К концу столетия большую роль в финансовом закабалении страны стали играть кабальные займы, предоставленные иранскому правительству Англией и царской Россией.
В государственном аппарате Ирана большое влияние приобрели иностранные советники. В министерстве почт и телеграфа хозяйничали английские советники. Во главе таможенного ведомства был поставлен бельгиец. На высшие государственные должности в столице и северных областях назначались лица, угодные главным образом русскому послу, а на юге — английскому. Через голову шахского правительства английские агенты заключали соглашения с местными ханами, выплачивали им денежные субсидии и снабжали оружием.
В 1879 г. под руководством приглашенных русских офицеров был создан казачий полк. Развернутый в дальнейшем в бригаду, он стал единственной боеспособной частью иранской армии.
К концу XIX в. процесс превращения Ирана в полуколонию завершился. На основе совместной эксплуатации иранских трудящихся постепенно складывался союз иностранных империалистов с феодальными элементами Ирана. Шах, министры, губернаторы, феодальная знать становились проводниками политики иностранных колонизаторов. На юге господствовал английский, на севере — русский империализм. Каждый из них стремился занять преобладающее положение.

Список использованной литературы:
1. Учебник по всемирной истории Н.А.Алдабек, Алматы «Мектеп», 2018 год.
2. Раздаточные материалы для прохождения курсов по программе «Лидерство учителя в педагогическом сообществе» для учителей 1 –го уровня (Center of Excellence NIS).
3. Интернет–источники
Презентация
«Дерево Блоба»


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: dintl
Просмотров: 1751 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог