Сегодня: 18.04.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Уроки, конспекты


План-конспект занятия по краеведению "Знакомство с историей славянской письменности, историческая родословная бумаги и шариковой ручки"

27.03.2019, 21:19
Горбунова Лариса Владимировна
Педагог дополнительного образования, МБУ ДО ЦВР «Парус» г.о. Самара
План-конспект занятия по краеведению

Горбунова Лариса Владимировна,

педагог дополнительного образования,

МБУ ДО ЦВР «Парус» г.о. Самара

Аннотация: План-конспект занятия по краеведению по теме «Знакомство с историей славянской письменности, историческая родословная бумаги и шариковой ручки». Занятие рассчитано на обучающихся 8-9 лет. На занятии применяются современные образовательные технологии, игровые, мультимедийные.

Тема занятия: «Знакомство с историей славянской письменности, историческая родословная бумаги и шариковой ручки»

Продолжительность занятия: 80 минут

Участники занятия: дети 8-9 лет, 15 человек

Форма проведения занятия: комбинированное.

Цель занятия: расширение представлений обучающихся по краеведению посредством ознакомления с историей развития славянской письменности, её видами, предметами и материалами для письма.

Задачи:

* обучающие – закрепление ранее изученного материала по истории славянской письменности; знакомство с историей появления материалов и предметов для письма; изучение новых терминов.

* воспитательные - формирование чувства гордости, патриотизма; воспитание умения работать в команде;

* развивающиие – расширение познавательных интересов учащихся, кругозора; развитие коммуникативных качеств.

Материальное и техническое оснащение занятия: ноутбук, проектор, экран.

Дидактическое обеспечение: компьютерная презентация, раздаточный материал, наглядные пособия для демонстрации.

Применяемые современные образовательные технологии.

№ СОТ Способ воплощения в занятии

1. Технология эвристической беседы Обсуждение предлагаемых педагогом вопросов; стимулирование активности учащихся при усвоении

теоретического и практического материала.

2. Игровые технологии Развивающие игры «Доскажи пословицу» и «Родословная шариковой ручки»

3. Здоровьесберегающие технологии Включение в ход занятия разминки.

4. Мультимедийные технологии Использование мультимедийной презентации.

План занятия.

Название этапа Вид деятельности Продолжительность

Организационный этап Приветствие учащихся, обозначение темы занятия 3мин

Основной этап Теоретическая часть-проверка и закрепление знаний по пройденной теме; представление нового материала. Физкультминутка. Практическая часть- проведение игры; применение нового материала (работа с раздаточным материалом). Проверка выполнения задания. Разбираем задание на дом. 30 мин 7 мин 30 мин

Заключительный этап Рефлексия, подведение итогов, сбор обратной связи 10мин

Общая

продолжительность 80 мин

Ход занятия.

Педагог: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с историей славянской письменности и познакомимся с процессом развития материалов для письма. То есть узнаем на чём писали наши предки и чем? А начнём мы наше занятие с повторения пройденной темы.

1. Как мы можем узнать о том, как жили наши предки, какие песни пели, какие события происходили в их жизни?

2. Кто придумал славянскую азбуку? И когда?

3. Где находится в Самаре Собор Кирилла и Мефодия?

4. Как назывались первые азбуки и сколько в них было букв?

5. Сколько сейчас букв в нашем алфавите?

(Дети отвечают на вопросы)

Педагог: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи пословицу»

1. Ум хорошо, а два (лучше).

2. Что написано пером, не вырубишь (топором).

3. Ум без книги, как птица без (крыльев).

4. Грамоте учиться всегда (пригодиться).

5. Век живи – век (учись).

6. Повторенье – мать (учения).

7. Ученье свет – а не ученье (тьма).

8. Ищешь трудности, находишь (мудрость).

9. Кто хочет много знать, тому мало надо (спать).

10. Без муки нет и (науки).

11. Ничего не мыслить – век (киснуть).

(Дети дополняют пословицы)

Педагог: Письменность – одна из важнейших составных частей человеческой культуры. Мы с вами живём в мире надписей. Представьте себе, что все надписи вдруг исчезли – сколько трудностей сразу возникает в нашей жизни! Мы не будем знать, куда привезёт нас автобус, какой фильм идёт в кинотеатре, как правильно принимать лекарство. В общем, трудно пришлось бы нам в таком «бесписьменном мире».

(Дети делают свои предположения)

Педагог: Давайте посмотрим, на чём же раньше писали люди?

(Рассказ педагога, сопровождается эвристической беседой,

демонстрацией презентации).

Сначала писали на сырых глиняных табличках. Наши далёкие предки сушили их на солнце или обжигали в огне, чтобы закрепить текст. После этого таблички можно было посылать друг другу, в том числе и на весьма большие расстояния. Но эти письма – плитки были очень неудобными (тяжёлыми и хрупкими), а их изготовление отнимало много времени.

А когда учились писать, чаще использовали восковые дощечки (церы). Это такие плоские деревянные дощечки, обрамлённые выпуклой рамкой. Поверхность заливалась воском. Когда воск высыхал, на нём можно было выцарапывать текст. А если не нужно стало, церу оставляли на солнце или у печи. Согласитесь, очень удобное приспособление многоразового использования.

Позже свои тексты наши предки наносили на бересту, то есть на наружный слой берёзовой коры. Такие древние письма называли берестяными грамотами.

Официальные грамоты и законы, важные книги писали на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, овец, телят. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока не становилась жёлтой или белой. Но этот материал был дорогой. Для одной книги средней толщины требовалось 200 шкур.

И только в 105 году н. э. в Китае Цай Лунь изобрел бумагу. Секрет производства бумаги китайцы хранили 800 лет.

Педагог: Ребята, давайте отдохнем и сделаем разминку. Запоминайте, как называются по-славянски части нашего тела, а потом повторяйте и показывайте за мной: Глава (голова), чело (лоб), очи (глаза), вежди (веки), ланиты (щеки), уста (рот), выя (шея), рамена (плечи), длань (ладонь), десница (правая рука), шуйца (левая рука), персты (пальцы).

(Педагог и дети делают разминку)

Педагог: Ребята, мы с вами проследили на каких материалах писали в старину. Теперь я предлагаю узнать, чем писали наши предки. Вы должны

распределить карточки с предметами письма, учитывая время их изобретения.

(проведение игры «Родословная шариковой ручки». Учащимся предлагается разделиться на мини-группы для работы с карточками. Проверка выполненного задания).

Педагог: Ребята, как мы с вами увидели, что человечество прошло большой путь для того, чтобы создать бумагу и ручку. С появлением новых технологий и письменных принадлежностей писать и передавать информацию станет ещё легче. Именно вам предстоит осваивать новые технологии письма, передачи и хранения информации.

Я вам предлагаю творческую работу «Ручка будущего». Давайте вместе подумаем, какая может быть ручка будущего. Давайте пофантазируем, какие функции могла бы выполнять ручка, но пока она этого не делает.

Например, грамотно писать (компьютер подчёркивает, а ручка издаёт звук);

ручка музыкальная (плеер); ручка бактерицидная (выделяет фитонциды: лимон, лук, черёмуха, хвоя); ручка с фруктовым вкусом; ручка которую нельзя потерять и так далее.

Задание на дом: Придумайте свою ручку «будущего». Вы можете посоветоваться с родителями и сделать рисунок, аппликацию или поделку. На следующем занятие вы представите свою «Ручку».

Список литературы:

1. Байбурова Р. Как появилась письменность у древних славян // Наука и жизнь. - 2009.-№5.

2. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров», 2009.

3. Никитин О.В. Славянские языки, письменность и культура : исторические и современные тенденции развития науки и образования// Русский язык в школе.- 2009.

4. Половинкин А.И. Православная духовная культура, - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010.

5. Смирнов П., протоиерей. История христианской православной Церкви. – М. 1998.

6. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост. М.В. Панов.- М. : Педагогика, 2010.

Приложение 1.

Понятия, используемые в игре «Родословная шариковой ручки»

Калям (калам) - представляет собой тростниковый стержень с заострённым концом, который опускается в чернила. Калямом писали на папирусе, в Древнем Египте (именно в Египте была создана письменность). Папирус –изготовлен из тропического водного растения, похожего на тростник.

Для письма славяне использовали писала - палочки, похожие на толстые вязальные спицы. Один их конец (писчий) заостряли, а другой изыскано украшали резьбой. Изготовляли из твёрдого дерева, лёгкого железа или костей животных. Писалом на бересте не писали, а продавливали буквы.

Гусиное перо - для письма пригодно перо из левого крыла птицы, оно имеет удобный угол для письма правой рукой (следственно для «левшей» перо из правого крыла). В обязательном порядке перо обезжиривали горячим песком. Кончик затачивали наискось ножом (отсюда и название перочинный нож). Лебединым и павлиньем пером писали только цари

Перьевая ручка - первое стальное перо в 1748 году изобрёл Йоханнес Янссен, а в1842году начало промышленного производства перьев для письма.

Усовершенствованием пера является авторучка, в которой соединены перо, держатель и ёмкость для чернил, что избавило пишущего от необходимости периодически окунать кончик пера в чернильницу

Шариковая ручка. Американский изобретатель Джон Д Лаунд запатентовал первую шариковую ручку, произошло это событие 30 октября 1888 года. Но изобретение это имело недостатки (зимой ручка отказывалась писать, а летом протекала). Братья Биро решили усовершенствовать ручку. В 1938 году братья выпустили первый опытный образец, но начать массовое производство не успели, началась Вторая мировая война. В 50-е годах владелец французской компании Марсель Бик купил патент на производство у компании, основанной братьями Биро и Мейном. Ручки BIC совмещают в себе хорошее качество и невысокую цену.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: ЛарисаВ
Просмотров: 54 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.04.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал