Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Химия » Уроки, конспекты


Урок обобщения знаний в 9х классах «Растворы. Электролитическая диссоциация»

СКАЧАТЬ (6.17 Mb) 22.01.2015, 13:46
Варганова Светлана Александровна
учитель химии, МБОУ "СОШ №8" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
Цели урока:
I. Образовательные:
Обеспечить восприятие и осмысление понятий: электролит, неэлектролит, ион, диссоциация, гидратация.
Обобщить и углубить знания учащихся о кислотах, основаниях и солях с точки зрения ТЭД.
Отработать умения и навыки в составлении уравнений реакций ионного обмена.
II. Развивающие:
Создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты лабораторных исследований, делать выводы, сравнения, выделять главное.
Развивать умение проводить химический эксперимент.
III. Воспитывающая
Способствовать развитию чувства ответственности и коллективизма через игровые и групповые формы работы.
Прививать интерес к химии
задачи урока:
На основе экспериментальных опытов закрепить знания учащихся о свойствах кислот, оснований, солей в свете теории электролитической диссоциации
Продолжить развитие речевых навыков, наблюдательности и умения делать выводы на основе экспериментальных опытов и полученных знаний
Создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок
Методы и методические приемы:
Индивидуальная работа учащихся с карточками заданий, работы в малых группах, лабораторный химический эксперимент, использование информационно-коммуникационных технологий, сообщения учащихся
Тип урока: обобщающий
Оборудование: мультимедийное, реактивы и оборудование, аптечные препараты, выдержки из пособий: Химия. 9 класс. Новые задания ГИА-2014: вопросы В3, С1, С3, С4. Модели 1 и 2., Под редакцией В.Н. Доронькина, 2013, а также Химия. Новые задания ЕГЭ-2014: определение неорганических и органических веществ (задание В6) + 4 новых варианта ЕГЭ, Химия. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Базовый, повышенный, высокий уровни. Радецкий А. М. «Химический тренажер по неорганической химии», 2004, Гранкина Т. М. «Сборник проверочных работ», 2009, Тыльдсеп А. А. «Мы изучаем химию», 1988.
Эпиграф к уроку: «Дорога к знанию?
Ну что же, ее легко понять,
Ответить можно сразу.
Вы ошибаетесь, и ошибаетесь, и ошибаетесь опять,
Но меньше, меньше, меньше с каждым разом!»
Ход работы
1*30 – повторение теории
1. "Мозговая атака"
Вопросы классу:
Заведомо ложное умозаключение, построенное на неправильных положениях, называется софизмом. Попробуйте опровергнуть предложенные софизмы.
1. Все металлы проводят электрический ток, следовательно, все металлы - электролиты.
Ответ: Металлы в воде не растворяются, а электрический ток проводят, потому что в кристаллической решетке металлов есть свободные электроны - "свободный электронный газ". Электролиты проводят электрический ток, потому что в растворах или расплавах распадаются на ионы.
2. Если встать в лужу, в которой лежит оголенный провод, находящийся под напряжением, можно получить смертельный удар током. Следовательно, вода проводит электрический ток.
Ответ: Электрический ток проводит не вода, а соли, растворенные в воде. Дистиллированная вода электрический ток не проводит.
3. В дистиллированной воде приготовили настой лечебных плодов (шиповника, черники, калины). Настой стал проводить электрический ток. Почему?
Ответ: В плодах содержатся кислоты и соли, которые при растворении в воде диссоциируют на ионы, за счет которых настой проводит электрический ток.
4. При рентгеноскопии желудка пациенту дают выпить взвесь BaSO4. Объясните, почему чистый BaSO4 не вызывает отравлений, в то время как зафиксированы случаи со смертельным исходом при применении BaSO4 с примесями Ва Сl 2.
Ответ: Чистый BaSO4 не вызывает отравлений, так как это вещество, не растворимое в воде, а ВаСl2 хорошо растворим в воде и при диссоциации
ВаСl2 =Ва2++2Сl- образует ионы Ва2+, которые являются ядом для организма человека.

2 По презентации повторение основных понятий (соответствие из сборника В. Н. Доронькина)
А) соответствие цифры и буквы «Понятие - определение»
Б) характеристика электролитов и неэлектролитов +проверка по слайдам
В) характеристика ионов + проверка по слайдам
Г) определение кислот, их видов с точки зрения ЭЛД, оснований солей и реакций ионного обмена

1. Работа индивидуально.
У доски и на месте похожие по смыслу задания 1 из учеников выбирает себе пару. (задания из сборника Гранкиной Т. М. и Доронькина В. Н.)
А) Выбрать сильные и слабые электролиты, записать уравнение диссоциации
Ответ письм.
Б) соответствие на формула-растворимость
Ответ: 1в – 1б, 2д, 3а, 4в. 2в – 1б, 2в, 3а, 4д
В) соответствие на ион-заряд и последовательность по числу частиц
Ответ: 1в – 1б, 2в, 3г, 4а. б, в, а, г. 2в – 1б, 2в, 3г, 4а. г, а, б, в
Г) тест из 3 вопросов и 4 видов ответов
Ответ: 1в - 1в, 2г, 3б. 2в – 1в, 2б, 3в

Проверка у доски и на месте + комментарии

4 . Работа в парах (сборник А. А. Тыльдсепа и В. М. Доронькина )
а) распределение по классам веществ
ответ: Менделеев
б) тест из 6 вопросов и 4 видов ответов
ответ: 1в – 1г, 2в, 3б, 4а, 5в, 6а. 2в – 1а, 2а, 3б, 4в, 5б, в
в) лабиринт
ответ: 1, 6, 7, 8, 4, 10, 14, 13, 18, 19, 23, 24, 25

Проверка на месте + комментарии

5. Перевертыши
Для остальных учащихся расшифровать задание на слайде и дать определение устно
Анеп – пена, тиклелотрэ – электролит, сирАунер – Аррениус, атослик – кислота, пильдо –диполь, осль – соль, тадко – катод, онаин – анион, трагид – гидрат, сиямульэ - эмульсия

6. Физкультминутка – тест
На правильное утверждение – хлопок, на неправильное руки на стол
А) растворы –это только жидкие системы
Б) пример газообразного раствора – воздух
В) массовая доля – это отношение массы вещества к массе раствора
Г) неэлектролиты бывают слабые и сильные
Д) степень диссоциации показывает силу электролита
Е) серная кислота – сильный электролит

7. Реакции ионного обмена по сборнику – тренажеру Радецкого стр. 49 № 2 и № 3 по рядам + проверка у доски и на месте.

Подведение итогов
Что повторили, что пропустили, что еще будем повторять

2*30 – подготовка к практической работе
Задание 1 общее: ( по В. Н. Доронькину) В химическую лабораторию поступили 3 склянки с растворами без этикеток. Из накладной лаборанты узнали, что получены растворы НСl, NaOH, NaCl. Как определить каждое вещество и правильно наклеить этикетки? Проведите необходимое исследование, используя правила ТБ и необходимое оборудование.
Ответ: индикаторы, характерные(качественные) реакции

Задание 2 общее: Минеральная вода одного из источников содержит ионы: Na+, K+, Mg2+, I-, Сl-, SO42-. Какие соли можно взять, чтобы при их растворении в дистиллированной воде получить раствор такого же количественного состава? Запишите формулы солей.
Ответ: NaCl, KCl, MgCl2, NaI, KI, MgI2, Na2SO4, K2SO4, MgSO4

Просмотр фильма по определению веществ

Задание 1 группе: (по В. Н. Доронькину и А. М. Радецкому) В городе Симферополе в 8 школе в кабинете химии на первом ряду, на первой парте была оставлена…лужа (!)неизвестного происхождения. Эксперты установили, что в ее состав входят ионы: Ba2+,Na+,SO42-,CL-,PO43-,K+ . .Растворы, каких веществ могли разлить преступники?

Задание 2 группе. Даны три пробирки с растворами гидроксида калия, соляной и серной кислот. Опытным путем определить, в какой из трех пробирок находится серная кислота.

Задание 3 группе Даны три пробирки с растворами серной кислоты, гидроксида натрия и гидроксида кальция. Опытным путем определить, в какой из трех пробирок находится основание гидроксид кальция.

Задание 4 группе Даны две пробирки с растворами солей хлорида натрия и карбоната натрия. Опытным путем определить, в какой из двух пробирок находится соль карбонат натрия.

Задание 5 группе Исследовать сточные воды реки Салгир на наличие катионов Вa ² +.

Задание 6 группе По проблеме закисления почв у завода Сантехпром. Исследовать почву на наличие анионов SО4 ²- и предложить метод возрождения этих земель.

Комментарии по работе каждой группы.

Задание по рядам (по В. Н. Доронькину)
№1 Fe2O3→ FeCl3 → Fe(OH)3→ Fe2(SO4)3
№2 СаО → Са(ОН)2 – СаС12 → СаСО3
№3 CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO → CuС12
Комментарии у доски и на месте. Если есть время, записать несколько уравнений в полной, ионной и сокращенной форме из этих заданий

Подведение итогов
Что вспомнили, что пропустили, что еще будем повторять. Как работали командой и индивидуально

3*30 решение задач
Записать основные формулы
На доске записать все возможные формулы для расчета задач по массовой доле

Задача общая ( по В. Н. Доронькину)
Определите, сколько граммов каждого из веществ нужно взять фармацевту для приготовления 500г 5% спиртового раствора I2? Для смягчения действия этот раствор также содержит 1% глицерина.
Правильно оформить решение! (по А. М. Радецкому) И рассказать все пункты выполнения практически, используя правила ТБ и необходимое оборудование.
m(I2)=500г*5%/100% = 25г
m(глицерина)=500г* 1%/100% = 5г
m(Н2О)=500г - 25г - 5г = 470г

Задача 1.
Каждой группе выданы аптечные препараты, определить массовую долю вещества в растворе:
р-р нафтизина,
р-р перекиси водорода,
р-р аммиака,
р-р вигамокса,
р-р стрептоцида
Ответ: расчеты на месте и у доски

Задача 2.
По сборнику-тренажеру Радецкого выполнить задачу на стр. 47 № 3в
Проверка на месте и у доски +комментарии

Задача на логику
По сборнику-тренажеру Радецкого выполнить задачу на стр. 47 № 4
Проверка на месте и у доски +комментарии

Подведение итогов, рефлексия.
Оценивание + комментарии в виде смайликов:
Подмигивает – у меня все отлично, повторил, сделал, помог товарищу в разных вопросах
Улыбка – у меня были проблемы, запомнил, могу помочь товарищу в некоторых вопросах
Грустный – мне нужно учить, много не понимаю и я прошу помощи

Домашнее задание
К практической работе повторить:
Составление формул веществ
уравнение диссоциации веществ
уравнения диссоциации химической реакции
реакции ионного обмена
теорию по теме «Растворы» в тетради и учебнике


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: varganovas
Просмотров: 3704 | Загрузок: 161 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
Здравствуйте, Светлана Александровна! Познакомился  с  содержанием  Вашей  разработки.я  сразу  увидел  взаимосвязь тем   физики    и  химии .
Намерен  Вашу  разработку  почти  в  полном  виде  использовать  при  изучении  по  физике  8  класса  следующих  тем :
а\источники  тока;
б\электрический  ток  в  металлах;
в\действия  электрического  тока.
Ваш  материал  изложен  очень  живо и  очень  доступным  языком. Он ,  я  надеюсь , будет доступен  и  понятен  коррекционном  детям ,  с  которыми  я  работаю.
Спасибо, Вам!

удачи!Буду рада, если понравится и детям, потом и вашу работу прочитаю!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог