Цели урока:
I. Образовательные:
Обеспечить восприятие и осмысление понятий: электролит, неэлектролит, ион, диссоциация, гидратация.
Обобщить и углубить знания учащихся о кислотах, основаниях и солях с точки зрения ТЭД.
Отработать умения и навыки в составлении уравнений реакций ионного обмена.
II. Развивающие:
Создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты лабораторных исследований, делать выводы, сравнения, выделять главное.
Развивать умение проводить химический эксперимент.
III. Воспитывающая
Способствовать развитию чувства ответственности и коллективизма через игровые и групповые формы работы.
Прививать интерес к химии
задачи урока:
На основе экспериментальных опытов закрепить знания учащихся о свойствах кислот, оснований, солей в свете теории электролитической диссоциации
Продолжить развитие речевых навыков, наблюдательности и умения делать выводы на основе экспериментальных опытов и полученных знаний
Создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок
Методы и методические приемы:
Индивидуальная работа учащихся с карточками заданий, работы в малых группах, лабораторный химический эксперимент, использование информационно-коммуникационных технологий, сообщения учащихся
Тип урока: обобщающий
Оборудование: мультимедийное, реактивы и оборудование, аптечные препараты, выдержки из пособий: Химия. 9 класс. Новые задания ГИА-2014: вопросы В3, С1, С3, С4. Модели 1 и 2., Под редакцией В.Н. Доронькина, 2013, а также Химия. Новые задания ЕГЭ-2014: определение неорганических и органических веществ (задание В6) + 4 новых варианта ЕГЭ, Химия. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Базовый, повышенный, высокий уровни. Радецкий А. М. «Химический тренажер по неорганической химии», 2004, Гранкина Т. М. «Сборник проверочных работ», 2009, Тыльдсеп А. А. «Мы изучаем химию», 1988.
Эпиграф к уроку: «Дорога к знанию?
Ну что же, ее легко понять,
Ответить можно сразу.
Вы ошибаетесь, и ошибаетесь, и ошибаетесь опять,
Но меньше, меньше, меньше с каждым разом!»
Ход работы
1*30 – повторение теории
1. "Мозговая атака"
Вопросы классу:
Заведомо ложное умозаключение, построенное на неправильных положениях, называется софизмом. Попробуйте опровергнуть предложенные софизмы.
1. Все металлы проводят электрический ток, следовательно, все металлы - электролиты.
Ответ: Металлы в воде не растворяются, а электрический ток проводят, потому что в кристаллической решетке металлов есть свободные электроны - "свободный электронный газ". Электролиты проводят электрический ток, потому что в растворах или расплавах распадаются на ионы.
2. Если встать в лужу, в которой лежит оголенный провод, находящийся под напряжением, можно получить смертельный удар током. Следовательно, вода проводит электрический ток.
Ответ: Электрический ток проводит не вода, а соли, растворенные в воде. Дистиллированная вода электрический ток не проводит.
3. В дистиллированной воде приготовили настой лечебных плодов (шиповника, черники, калины). Настой стал проводить электрический ток. Почему?
Ответ: В плодах содержатся кислоты и соли, которые при растворении в воде диссоциируют на ионы, за счет которых настой проводит электрический ток.
4. При рентгеноскопии желудка пациенту дают выпить взвесь BaSO4. Объясните, почему чистый BaSO4 не вызывает отравлений, в то время как зафиксированы случаи со смертельным исходом при применении BaSO4 с примесями Ва Сl 2.
Ответ: Чистый BaSO4 не вызывает отравлений, так как это вещество, не растворимое в воде, а ВаСl2 хорошо растворим в воде и при диссоциации
ВаСl2 =Ва2++2Сl- образует ионы Ва2+, которые являются ядом для организма человека.
2 По презентации повторение основных понятий (соответствие из сборника В. Н. Доронькина)
А) соответствие цифры и буквы «Понятие - определение»
Б) характеристика электролитов и неэлектролитов +проверка по слайдам
В) характеристика ионов + проверка по слайдам
Г) определение кислот, их видов с точки зрения ЭЛД, оснований солей и реакций ионного обмена
1. Работа индивидуально.
У доски и на месте похожие по смыслу задания 1 из учеников выбирает себе пару. (задания из сборника Гранкиной Т. М. и Доронькина В. Н.)
А) Выбрать сильные и слабые электролиты, записать уравнение диссоциации
Ответ письм.
Б) соответствие на формула-растворимость
Ответ: 1в – 1б, 2д, 3а, 4в. 2в – 1б, 2в, 3а, 4д
В) соответствие на ион-заряд и последовательность по числу частиц
Ответ: 1в – 1б, 2в, 3г, 4а. б, в, а, г. 2в – 1б, 2в, 3г, 4а. г, а, б, в
Г) тест из 3 вопросов и 4 видов ответов
Ответ: 1в - 1в, 2г, 3б. 2в – 1в, 2б, 3в
Проверка у доски и на месте + комментарии
4 . Работа в парах (сборник А. А. Тыльдсепа и В. М. Доронькина )
а) распределение по классам веществ
ответ: Менделеев
б) тест из 6 вопросов и 4 видов ответов
ответ: 1в – 1г, 2в, 3б, 4а, 5в, 6а. 2в – 1а, 2а, 3б, 4в, 5б, в
в) лабиринт
ответ: 1, 6, 7, 8, 4, 10, 14, 13, 18, 19, 23, 24, 25
Проверка на месте + комментарии
5. Перевертыши
Для остальных учащихся расшифровать задание на слайде и дать определение устно
Анеп – пена, тиклелотрэ – электролит, сирАунер – Аррениус, атослик – кислота, пильдо –диполь, осль – соль, тадко – катод, онаин – анион, трагид – гидрат, сиямульэ - эмульсия
6. Физкультминутка – тест
На правильное утверждение – хлопок, на неправильное руки на стол
А) растворы –это только жидкие системы
Б) пример газообразного раствора – воздух
В) массовая доля – это отношение массы вещества к массе раствора
Г) неэлектролиты бывают слабые и сильные
Д) степень диссоциации показывает силу электролита
Е) серная кислота – сильный электролит
7. Реакции ионного обмена по сборнику – тренажеру Радецкого стр. 49 № 2 и № 3 по рядам + проверка у доски и на месте.
Подведение итогов
Что повторили, что пропустили, что еще будем повторять
2*30 – подготовка к практической работе
Задание 1 общее: ( по В. Н. Доронькину) В химическую лабораторию поступили 3 склянки с растворами без этикеток. Из накладной лаборанты узнали, что получены растворы НСl, NaOH, NaCl. Как определить каждое вещество и правильно наклеить этикетки? Проведите необходимое исследование, используя правила ТБ и необходимое оборудование.
Ответ: индикаторы, характерные(качественные) реакции
Задание 2 общее: Минеральная вода одного из источников содержит ионы: Na+, K+, Mg2+, I-, Сl-, SO42-. Какие соли можно взять, чтобы при их растворении в дистиллированной воде получить раствор такого же количественного состава? Запишите формулы солей.
Ответ: NaCl, KCl, MgCl2, NaI, KI, MgI2, Na2SO4, K2SO4, MgSO4
Просмотр фильма по определению веществ
Задание 1 группе: (по В. Н. Доронькину и А. М. Радецкому) В городе Симферополе в 8 школе в кабинете химии на первом ряду, на первой парте была оставлена…лужа (!)неизвестного происхождения. Эксперты установили, что в ее состав входят ионы: Ba2+,Na+,SO42-,CL-,PO43-,K+ . .Растворы, каких веществ могли разлить преступники?
Задание 2 группе. Даны три пробирки с растворами гидроксида калия, соляной и серной кислот. Опытным путем определить, в какой из трех пробирок находится серная кислота.
Задание 3 группе Даны три пробирки с растворами серной кислоты, гидроксида натрия и гидроксида кальция. Опытным путем определить, в какой из трех пробирок находится основание гидроксид кальция.
Задание 4 группе Даны две пробирки с растворами солей хлорида натрия и карбоната натрия. Опытным путем определить, в какой из двух пробирок находится соль карбонат натрия.
Задание 5 группе Исследовать сточные воды реки Салгир на наличие катионов Вa ² +.
Задание 6 группе По проблеме закисления почв у завода Сантехпром. Исследовать почву на наличие анионов SО4 ²- и предложить метод возрождения этих земель.
Комментарии по работе каждой группы.
Задание по рядам (по В. Н. Доронькину)
№1 Fe2O3→ FeCl3 → Fe(OH)3→ Fe2(SO4)3
№2 СаО → Са(ОН)2 – СаС12 → СаСО3
№3 CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO → CuС12
Комментарии у доски и на месте. Если есть время, записать несколько уравнений в полной, ионной и сокращенной форме из этих заданий
Подведение итогов
Что вспомнили, что пропустили, что еще будем повторять. Как работали командой и индивидуально
3*30 решение задач
Записать основные формулы
На доске записать все возможные формулы для расчета задач по массовой доле
Задача общая ( по В. Н. Доронькину)
Определите, сколько граммов каждого из веществ нужно взять фармацевту для приготовления 500г 5% спиртового раствора I2? Для смягчения действия этот раствор также содержит 1% глицерина.
Правильно оформить решение! (по А. М. Радецкому) И рассказать все пункты выполнения практически, используя правила ТБ и необходимое оборудование.
m(I2)=500г*5%/100% = 25г
m(глицерина)=500г* 1%/100% = 5г
m(Н2О)=500г - 25г - 5г = 470г
Задача 1.
Каждой группе выданы аптечные препараты, определить массовую долю вещества в растворе:
р-р нафтизина,
р-р перекиси водорода,
р-р аммиака,
р-р вигамокса,
р-р стрептоцида
Ответ: расчеты на месте и у доски
Задача 2.
По сборнику-тренажеру Радецкого выполнить задачу на стр. 47 № 3в
Проверка на месте и у доски +комментарии
Задача на логику
По сборнику-тренажеру Радецкого выполнить задачу на стр. 47 № 4
Проверка на месте и у доски +комментарии
Подведение итогов, рефлексия.
Оценивание + комментарии в виде смайликов:
Подмигивает – у меня все отлично, повторил, сделал, помог товарищу в разных вопросах
Улыбка – у меня были проблемы, запомнил, могу помочь товарищу в некоторых вопросах
Грустный – мне нужно учить, много не понимаю и я прошу помощи
Домашнее задание
К практической работе повторить:
Составление формул веществ
уравнение диссоциации веществ
уравнения диссоциации химической реакции
реакции ионного обмена
теорию по теме «Растворы» в тетради и учебнике
|