Сегодня: 06.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Химия » Уроки, конспекты


Урок обобщения знаний в 9х классах «Растворы. Электролитическая диссоциация»

СКАЧАТЬ (6.17Mb) 22.01.2015, 13:46
Варганова Светлана Александровна
учитель химии, МБОУ "СОШ №8" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
Цели урока:
I. Образовательные:
Обеспечить восприятие и осмысление понятий: электролит, неэлектролит, ион, диссоциация, гидратация.
Обобщить и углубить знания учащихся о кислотах, основаниях и солях с точки зрения ТЭД.
Отработать умения и навыки в составлении уравнений реакций ионного обмена.
II. Развивающие:
Создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты лабораторных исследований, делать выводы, сравнения, выделять главное.
Развивать умение проводить химический эксперимент.
III. Воспитывающая
Способствовать развитию чувства ответственности и коллективизма через игровые и групповые формы работы.
Прививать интерес к химии
задачи урока:
На основе экспериментальных опытов закрепить знания учащихся о свойствах кислот, оснований, солей в свете теории электролитической диссоциации
Продолжить развитие речевых навыков, наблюдательности и умения делать выводы на основе экспериментальных опытов и полученных знаний
Создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок
Методы и методические приемы:
Индивидуальная работа учащихся с карточками заданий, работы в малых группах, лабораторный химический эксперимент, использование информационно-коммуникационных технологий, сообщения учащихся
Тип урока: обобщающий
Оборудование: мультимедийное, реактивы и оборудование, аптечные препараты, выдержки из пособий: Химия. 9 класс. Новые задания ГИА-2014: вопросы В3, С1, С3, С4. Модели 1 и 2., Под редакцией В.Н. Доронькина, 2013, а также Химия. Новые задания ЕГЭ-2014: определение неорганических и органических веществ (задание В6) + 4 новых варианта ЕГЭ, Химия. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Базовый, повышенный, высокий уровни. Радецкий А. М. «Химический тренажер по неорганической химии», 2004, Гранкина Т. М. «Сборник проверочных работ», 2009, Тыльдсеп А. А. «Мы изучаем химию», 1988.
Эпиграф к уроку: «Дорога к знанию?
Ну что же, ее легко понять,
Ответить можно сразу.
Вы ошибаетесь, и ошибаетесь, и ошибаетесь опять,
Но меньше, меньше, меньше с каждым разом!»
Ход работы
1*30 – повторение теории
1. "Мозговая атака"
Вопросы классу:
Заведомо ложное умозаключение, построенное на неправильных положениях, называется софизмом. Попробуйте опровергнуть предложенные софизмы.
1. Все металлы проводят электрический ток, следовательно, все металлы - электролиты.
Ответ: Металлы в воде не растворяются, а электрический ток проводят, потому что в кристаллической решетке металлов есть свободные электроны - "свободный электронный газ". Электролиты проводят электрический ток, потому что в растворах или расплавах распадаются на ионы.
2. Если встать в лужу, в которой лежит оголенный провод, находящийся под напряжением, можно получить смертельный удар током. Следовательно, вода проводит электрический ток.
Ответ: Электрический ток проводит не вода, а соли, растворенные в воде. Дистиллированная вода электрический ток не проводит.
3. В дистиллированной воде приготовили настой лечебных плодов (шиповника, черники, калины). Настой стал проводить электрический ток. Почему?
Ответ: В плодах содержатся кислоты и соли, которые при растворении в воде диссоциируют на ионы, за счет которых настой проводит электрический ток.
4. При рентгеноскопии желудка пациенту дают выпить взвесь BaSO4. Объясните, почему чистый BaSO4 не вызывает отравлений, в то время как зафиксированы случаи со смертельным исходом при применении BaSO4 с примесями Ва Сl 2.
Ответ: Чистый BaSO4 не вызывает отравлений, так как это вещество, не растворимое в воде, а ВаСl2 хорошо растворим в воде и при диссоциации
ВаСl2 =Ва2++2Сl- образует ионы Ва2+, которые являются ядом для организма человека.

2 По презентации повторение основных понятий (соответствие из сборника В. Н. Доронькина)
А) соответствие цифры и буквы «Понятие - определение»
Б) характеристика электролитов и неэлектролитов +проверка по слайдам
В) характеристика ионов + проверка по слайдам
Г) определение кислот, их видов с точки зрения ЭЛД, оснований солей и реакций ионного обмена

1. Работа индивидуально.
У доски и на месте похожие по смыслу задания 1 из учеников выбирает себе пару. (задания из сборника Гранкиной Т. М. и Доронькина В. Н.)
А) Выбрать сильные и слабые электролиты, записать уравнение диссоциации
Ответ письм.
Б) соответствие на формула-растворимость
Ответ: 1в – 1б, 2д, 3а, 4в. 2в – 1б, 2в, 3а, 4д
В) соответствие на ион-заряд и последовательность по числу частиц
Ответ: 1в – 1б, 2в, 3г, 4а. б, в, а, г. 2в – 1б, 2в, 3г, 4а. г, а, б, в
Г) тест из 3 вопросов и 4 видов ответов
Ответ: 1в - 1в, 2г, 3б. 2в – 1в, 2б, 3в

Проверка у доски и на месте + комментарии

4 . Работа в парах (сборник А. А. Тыльдсепа и В. М. Доронькина )
а) распределение по классам веществ
ответ: Менделеев
б) тест из 6 вопросов и 4 видов ответов
ответ: 1в – 1г, 2в, 3б, 4а, 5в, 6а. 2в – 1а, 2а, 3б, 4в, 5б, в
в) лабиринт
ответ: 1, 6, 7, 8, 4, 10, 14, 13, 18, 19, 23, 24, 25

Проверка на месте + комментарии

5. Перевертыши
Для остальных учащихся расшифровать задание на слайде и дать определение устно
Анеп – пена, тиклелотрэ – электролит, сирАунер – Аррениус, атослик – кислота, пильдо –диполь, осль – соль, тадко – катод, онаин – анион, трагид – гидрат, сиямульэ - эмульсия

6. Физкультминутка – тест
На правильное утверждение – хлопок, на неправильное руки на стол
А) растворы –это только жидкие системы
Б) пример газообразного раствора – воздух
В) массовая доля – это отношение массы вещества к массе раствора
Г) неэлектролиты бывают слабые и сильные
Д) степень диссоциации показывает силу электролита
Е) серная кислота – сильный электролит

7. Реакции ионного обмена по сборнику – тренажеру Радецкого стр. 49 № 2 и № 3 по рядам + проверка у доски и на месте.

Подведение итогов
Что повторили, что пропустили, что еще будем повторять

2*30 – подготовка к практической работе
Задание 1 общее: ( по В. Н. Доронькину) В химическую лабораторию поступили 3 склянки с растворами без этикеток. Из накладной лаборанты узнали, что получены растворы НСl, NaOH, NaCl. Как определить каждое вещество и правильно наклеить этикетки? Проведите необходимое исследование, используя правила ТБ и необходимое оборудование.
Ответ: индикаторы, характерные(качественные) реакции

Задание 2 общее: Минеральная вода одного из источников содержит ионы: Na+, K+, Mg2+, I-, Сl-, SO42-. Какие соли можно взять, чтобы при их растворении в дистиллированной воде получить раствор такого же количественного состава? Запишите формулы солей.
Ответ: NaCl, KCl, MgCl2, NaI, KI, MgI2, Na2SO4, K2SO4, MgSO4

Просмотр фильма по определению веществ

Задание 1 группе: (по В. Н. Доронькину и А. М. Радецкому) В городе Симферополе в 8 школе в кабинете химии на первом ряду, на первой парте была оставлена…лужа (!)неизвестного происхождения. Эксперты установили, что в ее состав входят ионы: Ba2+,Na+,SO42-,CL-,PO43-,K+ . .Растворы, каких веществ могли разлить преступники?

Задание 2 группе. Даны три пробирки с растворами гидроксида калия, соляной и серной кислот. Опытным путем определить, в какой из трех пробирок находится серная кислота.

Задание 3 группе Даны три пробирки с растворами серной кислоты, гидроксида натрия и гидроксида кальция. Опытным путем определить, в какой из трех пробирок находится основание гидроксид кальция.

Задание 4 группе Даны две пробирки с растворами солей хлорида натрия и карбоната натрия. Опытным путем определить, в какой из двух пробирок находится соль карбонат натрия.

Задание 5 группе Исследовать сточные воды реки Салгир на наличие катионов Вa ² +.

Задание 6 группе По проблеме закисления почв у завода Сантехпром. Исследовать почву на наличие анионов SО4 ²- и предложить метод возрождения этих земель.

Комментарии по работе каждой группы.

Задание по рядам (по В. Н. Доронькину)
№1 Fe2O3→ FeCl3 → Fe(OH)3→ Fe2(SO4)3
№2 СаО → Са(ОН)2 – СаС12 → СаСО3
№3 CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO → CuС12
Комментарии у доски и на месте. Если есть время, записать несколько уравнений в полной, ионной и сокращенной форме из этих заданий

Подведение итогов
Что вспомнили, что пропустили, что еще будем повторять. Как работали командой и индивидуально

3*30 решение задач
Записать основные формулы
На доске записать все возможные формулы для расчета задач по массовой доле

Задача общая ( по В. Н. Доронькину)
Определите, сколько граммов каждого из веществ нужно взять фармацевту для приготовления 500г 5% спиртового раствора I2? Для смягчения действия этот раствор также содержит 1% глицерина.
Правильно оформить решение! (по А. М. Радецкому) И рассказать все пункты выполнения практически, используя правила ТБ и необходимое оборудование.
m(I2)=500г*5%/100% = 25г
m(глицерина)=500г* 1%/100% = 5г
m(Н2О)=500г - 25г - 5г = 470г

Задача 1.
Каждой группе выданы аптечные препараты, определить массовую долю вещества в растворе:
р-р нафтизина,
р-р перекиси водорода,
р-р аммиака,
р-р вигамокса,
р-р стрептоцида
Ответ: расчеты на месте и у доски

Задача 2.
По сборнику-тренажеру Радецкого выполнить задачу на стр. 47 № 3в
Проверка на месте и у доски +комментарии

Задача на логику
По сборнику-тренажеру Радецкого выполнить задачу на стр. 47 № 4
Проверка на месте и у доски +комментарии

Подведение итогов, рефлексия.
Оценивание + комментарии в виде смайликов:
Подмигивает – у меня все отлично, повторил, сделал, помог товарищу в разных вопросах
Улыбка – у меня были проблемы, запомнил, могу помочь товарищу в некоторых вопросах
Грустный – мне нужно учить, много не понимаю и я прошу помощи

Домашнее задание
К практической работе повторить:
Составление формул веществ
уравнение диссоциации веществ
уравнения диссоциации химической реакции
реакции ионного обмена
теорию по теме «Растворы» в тетради и учебнике
Категория: Уроки, конспекты | Добавил: varganovas
Просмотров: 1260 | Загрузок: 105 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 2
Здравствуйте, Светлана Александровна! Познакомился  с  содержанием  Вашей  разработки.я  сразу  увидел  взаимосвязь тем   физики    и  химии .
Намерен  Вашу  разработку  почти  в  полном  виде  использовать  при  изучении  по  физике  8  класса  следующих  тем :
а\источники  тока;
б\электрический  ток  в  металлах;
в\действия  электрического  тока.
Ваш  материал  изложен  очень  живо и  очень  доступным  языком. Он ,  я  надеюсь , будет доступен  и  понятен  коррекционном  детям ,  с  которыми  я  работаю.
Спасибо, Вам!

удачи!Буду рада, если понравится и детям, потом и вашу работу прочитаю!

Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал