Учитель МОАУ «СОШ №54 г. Орска» Есенжолова Э.С.
Классный час «Как бороться с агрессией, злом».
Цель: Дать возможность детям понять, что значит агрессия, и почему она возникает Научить детей бороться с агрессией, которая возникает у них внутри .
Ребятам предлагается сесть в круг и обсудить, что такое зло, как они это понимают. Причём высказаться должен каждый, передавая по кругу, какой-нибудь предмет.
Потом учащимся предлагается закрыть глаза и представить себе добро. После этого его нужно нарисовать, пользуясь разноцветными карандашами и фломастерами.
Затем можно соорудить выставку, и обязательно по кругу, нужно обсудить какие чувства возникали у ребят во время представления и рисования добра. Тоже самое делаем с понятием «зло». Представляем его с закрытыми глазами и рисуем. Рисунки, как правило, получаются мрачные. После просмотра рисунков со злом. Каждый высказывается, какие чувства у него в данный момент.
Вместе с классным руководителем учащиеся обсуждают, что нужно сделать, если злишься. Ребята отвечают, что можно послушать музыку, поиграть, порисовать, почитать, то есть дети приходят к выводу, что нужно что-то сделать, можно даже ударить стенку, подушку, если злость очень сильная.
Далее кл. руководитель предлагает выполнить упражнение, которое может избавить от злости, агрессии. «Рубка дров». Поднять руки и соединить их в кистях, резко опустить, имитируя рубку дров, с резким выдохом и вскриком «УХ». И так продолжать в течение нескольких минут.
Другое упражнения на снятие негатива, агрессивности «Свеча»:
дыхание на счет 5 – 5 – 5 (вдох – пауза – выдох)
Советы психолога: Когда вам плохо, когда гнев пытается вырваться наружу, как необузданное чудовище, когда вы хотите избавиться от пугающих воздействий обиды, подозрительности, раздражения, представьте свечу, в пламени которой сгорает все плохое. Прислушайтесь к шуму воды, открыв кран, представьте, как вода смывает всю злость и агрессию, очищая вашу душу. Включите приятную музыку, посмотрите любимые фотографии или насладитесь картинами природы.
Затем, чтоб окончательно избавиться от зла, дети разрывают на мелкие кусочки рисунки со злом, а рисунки с добром предлагается повесить дома на видном месте.
Во время подведения итогов следует опять вспомнить, как можно избавиться от порывов агрессии и обсудить, какие чувства возникли у ребят после того, как они порвали рисунки.
Примечание. В старших классах перед классным часом можно провести следующую диагностику:
Психологический тест «Уровень агрессивности»
Проверьте себя: попробуйте выявить у себя агрессивные тенденции, отвечая "да" или "нет" на предлагаемые суждения и ситуации.
1. Временами я неожиданно "взрываюсь" злостью, гневом.
2. Если я вижу, что мое раздражение или злость передается другим, то обычно тут же беру себя в руки.
3. Чтобы избавляться от накопившейся злости, я придумала себе особый ритуал: периодически колочу подушку, боксирую в стенку, бегаю вокруг дома и т. п.
4. В школе обычно сдерживаюсь, а дома бываю невыдержанным.
5. Иногда я понимаю, что вызываю у кого-либо злость, раздражение, но мне трудно изменить свое поведение или не хочу это делать.
6. Если мне хамят, я, как правило, сдерживаю себя от резкости.
7. Иногда я честно признаюсь себе: я плохой человек.
8. Стоит мне разозлиться, как я добиваюсь своего от окружающих.
9. Нередко я оказываюсь вовлеченным в какую-нибудь противоборствующую группировку.
10. Время от времени меня словно тянет поругаться с кем-нибудь.
11. Я часто расплачиваюсь за свою резкость или грубость.
12. Часто какой-нибудь пустяк выводит меня из себя.
13. Разозлившись, я могу ударить кого-либо.
14. Чувствуя прилив злости, я могу разрядиться на неодушевленных предметах (бью кулаком о стол, что-нибудь ломаю, бью посуду).
15. Я позволяю себе злость или гнев там, где меня никто не знает.
16. Я знаю, что мой характер - не подарок.
17. Если кто-нибудь из знакомых плохо отзовется по моему адресу, я выскажу ему все, что думаю о нем.
18. Бывают минуты, когда я ненавижу или презираю себя.
19. Чтобы заставить себя сделать что-либо трудное или сложное, мне иногда надо себя хорошенько разозлить.
20. Бывало так, что я оказывался членом нехорошей компании (группировки).
21. Обычно, когда я поругаюсь с кем-нибудь, мне становиться легче.
22. Некоторые люди обижены на меня за мою резкость или злобу.
23. Когда я очень устаю, легко могу разозлиться, выйти из себя.
24. Моя злость обычно быстро проходит, если тот, кто ее вызвал, извиняется или признает свою неправоту.
25. Мне удается гасить раздражение и прочие напряженные состояния в активном отдыхе - в спорте, туризме, культурных мероприятиях.
26. Бывает, я выясняю отношения с учителем или родителями на повышенных тонах.
27. У меня острый язык: палец мне в рот не клади.
28. Я обычно легко "завожусь", когда сталкиваюсь с грубостью, агрессивностью или злостью окружающих.
29. Многое из того плохого, что случилось со мной в жизни, я наверняка заслужил.
30. Злость чаще всего помогает мне в жизни.
31. Я часто ругаюсь в очередях.
32. Иногда мне говорят, что злюсь, но я этого не замечаю.
33. Переживание злости или гнева явно вредит моему здоровью.
34. Иногда я начинаю злиться ни с того ни с сего.
35. Если я разозлюсь, то чаще всего отхожу почти мгновенно.
36. Чтобы успокоить нервную систему, я часто специально начинаю заниматься каким-либо делом (чтение, теле-визор, хозяйственные заботы).
37. В общественных местах я бываю более агрессивен, чем в школе.
38. Я человек резкий или очень категоричный.
39. Если кто-либо будет зло шутить по моему адресу, я скорее всего поставлю его на место.
40. Я часто злюсь на себя по какому-либо поводу.
41. В общении дома я часто специально придаю своему лицу суровое выражение.
42. Если бы понадобилось пойти на баррикады, я бы пошел.
43. Обычно моя злость дает мне импульс активности.
44. Бывает, я по несколько дней переживаю последствия того, что не смог сдержаться от злости.
45. Бывают моменты, когда мне кажется, что я всех ненавижу.
46. Когда я чувствую прилив злобы или агрессии, то часто ухожу куда-нибудь, чтобы никого не видеть и не слышать.
47. Я часто успокаиваю себя тем, что сгоняю зло на вещах обидчика.
48. Иногда я бываю столь агрессивен, что потом переживаю неловкость за себя.
49. Я часто бываю несговорчивым, упрямым, непослушным.
50. Я легко лажу с людьми, которые провоцируют грубость, или злость.
51. Если бог когда-нибудь накажет меня за мои грехи, то это будет заслуженно.
52. Чтобы повлиять на окружающих, я часто лишь изображаю гнев или злость, но глубоко не переживаю, не испытываю этих состояний.
53. Я бы принял участие в стихийном митинге протеста, чтобы отстаивать вместе со всеми свои насущные инте-ресы.
54. После вспышки раздражения, злобы я обычно хорошо чувствую себя некоторое время.
55. Моя раздражительность отрицательным образом сказывалась на отношениях с близкими или друзьями.
^ Обработка данных.
Опросник позволяет вывести "индекс агрессии" с учетом 11 параметров. За каждый ответ, соответствующий "клю-чу" начисляется один балл; чем выше оценка, тем больше проявляется измеряемый показатель агрессивности.
1. Спонтанность агрессии: «да» на утверждения 1, 12, 23, 34, 45;
2. Неспособность тормозить агрессию: «нет» на утверждения 2, 24, 35, 46; «да» на утверждение 13.
3. Неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты: «нет» на утверждения 3, 14, 25, 36, 47;
4. Анонимная агрессия: «да» на утверждения 4, 15, 26, 37, 48;
5. Провокация агрессии у окружающих: «да» на утверждения 5, 16, 27, 38, 49;
6. Склонность к отраженной агрессии: «да» на утверждения: 17, 28, 3;. «нет» на утверждения 6, 50.
7. Аутоагрессия: «да» на утверждения 7, 18, 29, 40, 51;
8. Ритуализация агрессии: «да» на утверждения 8, 19, 30, 41, 52;
9. Склонность заражаться агрессией толпы: «да» на утверждения 9,20,31,42, 53;
10. Удовольствие от агрессии: «да» на утверждения 10, 21,32, 43, 54;
11. Расплата за агрессию: «да» на утверждения 11, 22, 33, 44, 55.
**********************************************************
0 - 8 баллов – очень низкий уровень агрессивности. Скорей всего, вы не были полностью искренни, когда отве-чали на вопросы. Возможно, вы очень стремитесь соответствовать социальной норме. Такие показатели встреча-ются у людей со сниженной самокритичностью и завышенными притязаниями. Попробуйте еще раз ответить на вопросы. Но в этот раз – постарайтесь быть честными с самим собой. Вы – как и все люди – многогранны. И можете не всегда соответствовать принятому в обществе моральному идеалу.
9-20 баллов – средний уровень агрессивности. Отмечается у большинства опрашиваемых. Вы склонны к спонтан-ной агрессии и не совсем умеете переключать агрессию на деятельность и неодушевленные объекты (хотя, в этом, возможно, и нет необходимости). Постарайтесь осознавать те моменты, когда только начинаете злиться. Подумайте, на что именно возникли чувства и по какой причине. Если Вы станете замечать чувство, как только оно возникает, не будет необходимости долго его накапливать, а потом спонтанно обрушивать на других.
21-30 баллов – уровень выше среднего. Вы выражаете агрессию спонтанно, несколько анонимно – например, выбираете для этого незнакомых людей. Вам сложно остановиться в выражении гнева. Вряд ли Вам приносит удовлетворение такое ваше поведение. Ведь перебрасывание злобы на других не дает результата. Попробуйте честно признаться: на кого именно обращен ваш гнев. Проделайте шаги, предложенные выше. Постарайтесь сказать о чувстве прямо тому, кто его вызвал.
31 - 40 баллов. Высокий уровень агрессивности. Часто, вы чувствуете вину за то, что проявляли злость. При этом вы сами провоцируете людей на агрессию в свой адрес. Вы, можно сказать, в такой себе ловушке. И не выражать гнев – невыносимо, и выражать – тоже, потому что за это вы вините себя. Скорее всего, Вам очень одиноко и у вас сложные отношения с людьми. Подумайте, как Вы не позволяете себе чувствовать гнев, как копите его, как отвергаете других и винитесь? И сходите к психологу.
41 и более баллов – очень высокий уровень агрессивности. Вероятно, Вы много злитесь, получаете удовольствие от агрессии, перенимаете агрессию толпы, провоцируете агрессию у окружающих. Но, возможно, переживаете сильное чувство одиночества. Ведь отношения с окружающими практически испорчены. И найти близость трудно. Скорее всего, Вы пережили не лучшее детство. Чтобы попытаться изменить поведение, лучше обратиться к пси-хотерапевту.
|