Нет такого педагога, который не сказал бы с гордостью: «Мой предмет---самый интересный и важный!» Да, да, да. И не спорьте! Лично я таких учителей не встречала. Если начать обсуждать с коллегами данную тему, то начнётся настоящая «битва»! У каждого его предмет--это предмет особый, важный и, несомненно, самый, самый нужный!
Я---учитель немецкого языка. И тоже считаю, что мой предмет---самый жизненно необходимый на сегодняшний день.
Иностранный язык---язык «иной, чужой» страны. В мире нельзя жить обособленно, изолировано от других народов. Без знания языка невозможно общение, различные отношения. Говоря о важности школьного предмета, считаю, что надо учитывать факт необходимости данной учебной дисциплины в дальнейшей жизни, то есть её практическое применение.
Иностранный язык---жизненно необходимый «продукт» школьного образования. Наша страна имеет огромное количество договорённостей с различными государствами (я говорю сейчас не конкретно о немецком языке, а об иностранных языках в целом).
Кто-то со мной может поспорить. Иногда я слышу от некоторых своих сельских ребятишек, что «где я, а где, допустим, та же Германия! Я туда никогда не попаду!» Я не согласна. Жизнь у каждого сложится по-разному. И как можно предугадать, какой она будет у тебя через 10-20 лет? Немецкий язык можно видеть и слышать вокруг нас всюду. Многие слова заимствованы из немецкого в русский и сейчас активно употребляются в нём. Это разные области: медицина, кулинария, экономика, живопись, книгопечатание и другое. И поэтому, даже не выезжая за рубеж, нас повсюду окружает иностранный язык: вещи, предметы, бытовые приборы, мебель, автомобили…. Мы не живём в изоляции, у нас могут быть (и есть) друзья, родственники за границей, с которыми мы общаемся, и не всегда на своём родном языке. У меня, например, есть двоюродные брат и сестра, племянники, которые живут сейчас в Германии. И таких примеров достаточно. Мир сейчас открыт к иноязычному общению, культуре, экономике.
Можно назвать в доказательство сотню причин необходимости изучения языков. Но я назову лишь пять причин, по которым необходимо учить именно немецкий язык.
Во-первых, немецкий язык---это важный транспортный язык Европы. Говоря по-немецки, можно без проблем общаться со ста миллионами европейцев на их родном языке не только в Германии, но и в Австрии, Швейцарии, Лихтенштейне, Люксембурге, Бельгии, северной части Италии и во многих других уголках Европы. Немецким языком в совершенстве владеет наш президент Владимир Владимирович Путин. Этот язык входит в число десяти самых популярных языков мира. Поэтому стоит учить немецкий язык!
Во-вторых, кто любит читать (и особенно немецкую литературу), тот может насладиться чтением И.В. Гёте, Г. Гейне, Т. Манна и других писателей в оригинале. Страна занимает третье место в мире по выпуску книжной продукции. Поэтому стоит учить немецкий язык!
В-третьих, Германия ---экономически сильная страна, международный экономический и торговый партнёр. Она сотрудничает не только со странами Европы, но также и с Азией и с Америкой. Немецкие товары отличаются высоким качеством. Всем известны экономически сильные фирмы: Henkel, Bosch, Siemens, Erich Krause, Carl Zeiss, Puma, Adidas, Schwarzkopf, Nivea, а также автомобильные предприятия Mercedes-Benz, Porsche, Audi, Opel, BMW, Volkswagen. Германия---один из главных торговых партнёров России. Знание немецкого языка даёт возможность развивать бизнес. В нашей стране работает множество совместных русско-немецких предприятий, поэтому знание немецкого языка---это хороший шанс устроиться на престижную работу. Сегодня одно из требований успешных фирм при приёме на работу---хорошее знание иностранных языков. К тому же знание языков делает возможным дальнейшее обучение за рубежом, повышение своей квалификации. Поэтому стоит учить немецкий язык!
В-четвёртых, туристы из Германии, Австрии, Швейцарии (и из других немецкоязычных стран)---это самые большие туристические группы. А туристическому бизнесу сейчас у нас в стране уделяют всё больше внимания, так как туризм в любой стране---это дополнительный источник финансирования для государства. Поэтому стоит учить немецкий язык!
В-пятых, немецкий язык--- язык великой страны и великого народа. Это язык великой литературы, язык Гёте, Гейне, Шиллера. Немецкий ---язык классической музыки Моцарта, Баха, Бетховена. Это и знаменитые вальсы Штрауса, и «Прощальная симфония» Гайдна, и, конечно же, картины Дюрера, Климта. Немецкий ---это язык философов Канта и Гегеля, и психолога «человеческих душ» З.Фрейда. Это язык науки, техники, исследований и великих учёных Эйнштейна, Рентгена, Дизеля, Коха. Об этом говорит большое число немецких Нобелевских призёров: 30 Нобелевских призёров в области химии, 25---в медицине, 21—в физике, 10---в литературе. Можно ещё называть и называть имена, прославившие свою страну, свой язык. Поэтому стоит учить немецкий язык!
И я, как учитель, стараюсь привить детям любовь к этому великому языку, любовь к немецкой нации. Хочется, чтобы мои ученики гордились тем, что учат именно немецкий язык и великолепно знают культуру, литературу, музыку, живопись, историю; хорошо говорят по-немецки.
Поэтому, чтобы мотивировать учеников на качественное изучение своего предмета, постоянно использую в своей профессиональной деятельности нестандартные уроки: путешествия, ролевые игры, КВНы, виртуальные экскурсии и другое. Наши уроки с детьми иногда похожи на маленькие творческие мастерские, где мы творим, выдумываем, работаем над проектами и исследуем. Иногда наш класс превращается в немецкий магазин модной одежды или в оживлённый Рождественский базар. Мы можем «гулять» по Дрезденской галереи, «пройтись» по виноградникам Кёльна и полюбоваться живописным пейзажем Рейна. Главное, «окунуться» в язык, почувствовать себя частичкой народа, «влиться» в его культуру, традиции, обычаи. И говорить, говорить по-немецки! Вспомним слова великого педагога
К. Д. Ушинского: «…лучшее и даже единственное средство проникнуть в характер народа – усвоить его язык, и чем глубже мы вошли в язык народа, тем глубже мы вошли в его характер”.
Хорошим стимулом для изучения языка является внеурочная работа по предмету. В школе я веду четыре кружка: «Занимательная грамматика», «Полиглот», «Путешествуем по Германии» и кружок проектной деятельности «Немецкие праздники». Также ежегодно в феврале у нас проходит Неделя немецкого языка, где ребята могут себя проявить в чтении стихов и исполнении песен, в страноведческих викторинах и конкурсах, тематических вечерах, постановке сказок и конкурсах рисунков по сказкам братьев Гримм.
Иногда ребёнок, который не особо проявляет себя на уроке, во внеурочной деятельности раскрывается совсем с другой стороны. Данная атмосфера (атмосфера творчества и проектной работы) несомненно, создаёт благоприятные условия для успешного изучения предмета «иностранный язык».
Главная задача учителя---«зажечь в детях искорку» желания изучать язык, показать и доказать им важность данного предмета. Хочется сказать, что большинство детей понимают необходимость знания иностранных языков в современном мире. Но не у всех хватает способностей, терпения и усидчивости. А это важные требования для успешного овладения языком.
Знание языков расширяет кругозор, развивает память, воображение, «открывает новые горизонты». Немецкий язык предоставляет возможность реализовать себя и в профессиональном плане, а также лучше узнать историю и культуру Германии. На английском языке будут говорить многие. Немецкий язык и познание немецкой культуры поможет любому ребёнку качественно выделяться на фоне других.
А поэтому стоит учить немецкий язык, ведь мой предмет---самый интересный и нужный!
Вся суть важности и необходимости немецкого языка заключена вот в этом стихотворении (автор---Мартыненко Наталья Николаевна):
Ты его не любишь и не учишь
И считаешь, что он некрасив.
Но порой его ты сам так мучишь,
Что и слушать не хватает сил.
Чёткий звук и с чувственным оскалом,
Он красив, и он совсем не груб.
Существует в мире стран немало,
Где его все государственным зовут.
Австрия, Германия, Швейцария,
Люксембург и даже Лихтенштейн
Уделяют ему полное внимание,
В целом – сотни миллионов человек.
Не пройдут мои слова пускай как тени,
Пусть коснутся и твоей души огня.
Ученик, поставь лень на колени
И учи немецкий, не шутя.
Пусть сейчас твои закрыты очи
И ты думаешь о чём-нибудь другом,
Но наступит день, и ты закончишь
Школу и оставишь отчий дом.
И наступит то, что звать судьбою.
Будет жизнь, тебе её решать.
Вспомнишь ты язык немецкий вскоре –
В наше время его нужно знать.
И тогда в берлинском переулке
Сможешь с немцем поболтать о том, о сём,
Сможешь выйти в Вене на прогулку
Налегке, а не со словарём.
Может, даже и в швейцарском банке
Тебе скажет кто-то: “Guten Tag!”
Ты ответишь: “Guten Tag, Herr Janke.
Bitte, Rechnung. Dreiβig Tausend Mark”.
И никто тебя не потревожит
Фразой «Переводчика позвать?»
Кто язык немецкий учит, сможет
Правильно спросить и отвечать.
И закончить свою работу хочу словами писателя и публициста Владимира Каминера:
«У этого языка нет ничего общего с рельсами, уходящими за горизонт. Скорее, его можно сравнить с конструктором «Лего», где все части подходят друг к другу. Что строить и как – каждый выбирает сам».
И всё же, 5:0 в пользу немецкого! Стоит учить немецкий язык!
|