Конспект урока физики Лабораторная работа «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» 8 класс
(243.1 Kb)
27.12.2014, 08:42
Метальников Николай Николаевич
учитель физики, ГКСКОУ школа-интернат для детей сирот г.о. Чапаевск
Аннотация к уроку
Урок рассчитан на учащихся 8-го класса (коррекционной школы ) с диагнозом ЗПР. Лабораторная работа «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» в системе коррекционно-развивающего обучения учащихся с диагнозом ЗПР. Цель урока:
А) запоминание названий электрических приборов;
Б) определения вида соединения;
В) чтения показаний амперметров и вольтметров;
Г) вычисления значения сопротивления проводника. Задачи:
Учебная задача: научиться измерять электрические величины (силу тока и напряжение) и рассчитывать сопротивление;
Коррекционно-развивающая задача: развитие и совершенствование мыслительных операций – сравнения , обобщения и классификации;
Воспитательная задача: развитие и совершенствование познавательной активности.
Материал урока подаётся мелкими порциями (мелкими шагами) с целью надёжного усвоения материала, так как дети с диагнозом ЗПР страдают слабой памятью и необходимо неоднократное повторение. Оборудование: компьютер, проектор, презентация с а) виртуальными статическими лабораторными работами от бывших выпускников, и с «матрицами»;
магнитные файлы:
а)с терминами к данному уроку ;
b) с условными обозначениями элементов в электрических цепях;
c) с ответами по микротесту к рисункам – заданиям от бывших выпускников;
Виртуальные статические лабораторные работы от бывших выпускников (на бумажных носителях для индивидуальной работы учащихся на уроке).
Калькуляторы. Лотки № 1 с комплектом приборов на магнитных держателях: выпрямитель на 4,5 В ( двойной на постоянный и переменный токи), ключ (выключатель), амперметр , две зелёных спирали (резистора), вольтметр и соединительные провода со штекерами, Лотки № 2 с комплектом приборов старого образца: выпрямитель на 4,5 В, ключ (выключатель), амперметр , две чёрных спирали (резистора), вольтметр и соединительные провода от телефонного кабеля
Матрицы на бумажных носителях для индивидуальной работы учащихся на уроке,
Комплект простых карандашей, ластиков и точилок для карандашей
Комплект учебников за а) Физика. 8 класс. Перышкин А.В.
B) Физика . 9 класс С,В,Громов и Н,А.Родина;
c) Физика . 8 класс Н.С.Пурышева и Н.Е.Важеевская Ход урока:
1.Организационная часть. 2.Опрос - повторение - введение в тему урока. (необходимость этих знаний и умений в быту на примере замены электрической спирали в электрической плитке).
На экране появляется слайды презентации, с заданиями разной сложности, начиная с более простого и заканчивая сложным заданием, после выполнения работы, учащиеся заполняют матрицы.
1) презентация (файл с рисунком – заданием от бывшего выпускника Дениса Тищенко):
Перечислить по порядку приборы в цепи, изображённой на рисунке Дениса без которых тока в цепи не будет.
Такое соединение приборов и проводников называется:
А) последовательным: b) параллельным; C) смешанным, d) неправильным.
Перечислить по порядку приборы в цепи, изображённой на рисунке Дениса без которых ток в цепи будет.
Этот прибор называется:
А) источник тока; b) ключ (выключатель);C) амперметр; d) спираль-резистор, e) вольтметр.
Такое соединение этого прибора называется:
А) последовательным: b) параллельным; c ) смешанным ; d)неправильным.
2) презентация (файл с рисунком – заданием от бывшего выпускника Жени Салазкина):
Перечислить по порядку приборы в цепи, изображённой на рисунке Жени без которых тока в цепи не будет.
Такое соединение приборов и проводников называется:
Перечислить по порядку приборы в цепи, изображённой на рисунке Жени без которых ток цепи будет.
А) последовательным: b) параллельным; c ) смешанным ; d)неправильным.
Этот прибор называется:
А) источник тока; b) ключ (выключатель);C) амперметр; d) спираль-резистор, e) вольтметр.
Такое соединение этого прибора называется:
А) последовательным: b) параллельным; c ) смешанным ; d)неправильным.
3) презентация (файл с рисунком – заданием от бывшего выпускника Никиты Борисова):
Перечислить по порядку приборы в цепи, изображённой на рисунке Никиты без которых тока в цепи не будет.
Такое соединение приборов и проводников называется:
Перечислить по порядку приборы в цепи, изображённой на рисунке Никиты без которых ток в цепи будет.
А) последовательным: b) параллельным; c ) смешанным ; d)неправильным.
Этот прибор называется:
А) источник тока; b) ключ (выключатель);C) амперметр; d) спираль-резистор, e) вольтметр.
Такое соединение этого прибора называется:
А) последовательным: b) параллельным; c ) смешанным ; d)неправильным.
3)презентация (файл с рисунком – заданием от бывшего выпускника Кости Мамонтова):
Такое соединение приборов и проводников называется:
Перечислить по порядку приборы в цепи, изображённой на рисунке Кости без которых ток в цепи будет.
А) последовательным: b) параллельным; c ) смешанным ; d)неправильным.
Этот прибор называется:
А) источник тока; b) ключ (выключатель);C) амперметр; d) спираль-резистор, e) вольтметр.
Такое соединение этого прибора называется:
А) последовательным: b) параллельным; c ) смешанным ; d)неправильным. 3. Основная часть: а) виртуальная статическая лабораторная работа («нарисованная» - придуманная неподвижная лабораторная работа.
1 задание: Прочитать показания амперметра на рисунке.
Возвращаемся к файлу с 1 слайда презентации (файл с рисунком – заданием от бывшего выпускника Дениса Тищенко):
2 слайда презентации ( файл с рисунком – заданием от бывшего выпускника Жени Салазкина):
прочитать показания амперметра на рисунке.
3 слайда презентации ( файл с рисунком – заданием от бывшего выпускника Борисова Никиты):
прочитать показания амперметра на рисунке.
4 слайда презентации ( файл с рисунком – заданием от бывшего выпускника Мамонтова Кости)): 2 задание: Прочитать показания вольтметра на рисунке.
Возвращаемся к файлу с 1 слайда презентации (файл с рисунком – заданием от бывшего выпускника Дениса Тищенко)
2 слайда презентации ( файл с рисунком – заданием от бывшего выпускника Жени Салазкина): прочитать показания вольтметра на рисунке.
3 слайда презентации ( файл с рисунком – заданием от бывшего выпускника Борисова Никиты):прочитать показания вольтметра на рисунке.
4 слайда презентации ( файл с рисунком – заданием от бывшего выпускника Мамонтова Кости): прочитать показания вольтметра на рисунке.
На столах: 1. Бумажный вариант полной версии виртуальной статической лабораторной работы, содержащей на листе А4 сразу все выше перечисленные задания от выпускников.
2. Бумажный вариант матрицы ( таблица к данной виртуальной статической лабораторной работе ) на экране электронная версия матрицы .
SIMAGE5$
Читаем матрицу на экране названия по очереди каждой колонки и начинаем заполнять первую строку в матрице на столах на бумаге карандашом все вместе задания Дениса:
1. В колонке №1 п\ п указан номер рисунка-задания по порядку;
2. В колонке №2 указаны имена авторов заданий;
3. В колонке №3 записываем показания амперметра из рисунка – задания Дениса;
4. В колонке №4 записываем показания вольтметра из рисунка –задания Дениса;
5. В колонке №5 выполняется расчёт сопротивления проводника (спирали - резистора) по формуле ;
R- сопротивление в Ом, U- напряжение в В по вольтметру; I- сила тока в А по амперметру )
6. В колонке № 6 ( после получения результатов по всем рисункам) вывод в чьём резисторе сопротивление самое большое и самое маленькое.
Таким образом, у нас получился образец для заполнения всей матрицы по остальным заданиям от Жени, Никиты и Кости.
Самостоятельная работа по заполнению матрицы:
2-я строка - по рисунку Жени;
3-я строка по рисунку Никиты;
4-я строка по рисунку Кости.
Работу над виртуальной статической лабораторной работой прекращаем, как только её полностью выполнит самый сильный из учащихся, и переходим к реальной лабораторной работе.
3. Основная часть (продолжение)
1. Реальная статическая лабораторная работа (лабораторная работа с приборами )
На столах остаются бумажные матрицы и ВСЛР (бумажная версия ) - виртуальная статическая лабораторная работа для самоконтроля правильности сборки реальных электрических цепей, Лоток № 1: с комплектом приборов с магнитными держателями и проводами со штекерами.
А) Собрать электрическую цепь похожую на цепь на рисунке - задании у Дениса с одним из «зелёных» резисторов.
B) Записываем показания приборов в строку №5 матрицы и производим расчёт сопротивления этого резистора.
С) собрать электрическую цепь похожую на цепь на рисунке - задании у Дениса с другим «зелёным» резистором.
d) записываем показания приборов в строку №6 матрицы и производим расчёт сопротивления этого резистора.
Заменяем лоток №1 на лоток №2: с комплектом приборов старого образца и проводами из телефонного кабеля.
А) собрать электрическую цепь похожую на цепь
на рисунке - задании у Дениса с одним из «чёрных» резисторов.
b) записываем показания приборов в строку №7 матрицы и производим расчёт сопротивления этого резистора .
в) собрать электрическую цепь похожую на цепь на рисунке - задании у Дениса с другим «чёрным» резистором.
Записываем показания приборов в строку №8 матрицы и производим расчёт сопротивления этого резистора.
В колонке № 6 (после получения результатов по всем реальным лабораторным работам) делаем вывод в каком резисторе сопротивление самое большое и самое маленькое.
По завершении реальной лабораторной работы сильным учащимися (пока остальные заканчивают заполнение матриц), выдаются учебники физики Громова и Пурышевой для сравнения хода работы с нашей. 4. Подведём итоги:
Чтобы определить сопротивление проводника необходимо :
Измерить напряжение в вольтметром В и силу тока амперметром в А;
Разделить напряжение в В на силу тока в А и получить сопротивление в Ом;
3. Назвать фамилии учащихся лидеров (по степени успешности деятельности учащихся на уроке). 5. Задание на дом: прочитать в учебнике о лабораторной работе №3 на стр.171 и сравнить с нашей виртуальной и реальной работами.
Найти: 1. В чём сходство (по пяти показателям); 2. В чём различие (по пяти показателям).
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.