Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Конкурс "Новая волна" » Конспекты уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, НОД


Литературно-музыкальное кафе «Осень и другие «времена человеческой жизни» в судьбе и лирике М.Цветаевой»

СКАЧАТЬ (35.4 Kb) 04.12.2016, 13:47
Ольховик Ольга Николаевна
Учитель русского языка и литературы, УО "Государственная гимназия №1 г.п.Зельва"
Возрастная группа – учащиеся 10,11 классов
 
Цель:  повышение интереса к творчеству М.И. Цветаевой; приобщение  учащихся  к искусству слова, развитие  у них творческого мышления, читательской  культуры.
 
 Задачи: представить  факты биографии поэта не в традиционном (хронологическом) порядке, а через призму  времён года); способствовать развитию творческих способностей учащихся; создать условия для самовыражения, формировать эстетический вкус; расширить кругозор.
 
    Описание мероприятия. Мероприятие проводится в воображаемом «кафе» (особым способом расставляются столы в помещении; на каждом столике - сборники стихотворений поэта; желательно оформить выставку  книг М.И. Цветаевой; класс украшают репродукциями  картин на осеннюю тематику (например, Евгения Лушпина и Леонида Афремова).
  В «кафе» собираются гости (учащиеся 10-11 классов), в центре – столик, за которым главные действующие  герои  встречи (Ведущий, Учёный, Лирик, Художник, Музыкант, Гости). Желательно подобрать  им  костюмы, делающие узнаваемыми  этих героев до  представления их публике.
 Гости заранее готовят к прочтению наизусть строки из стихотворений  М. Цветаевой.
 Мероприятие проводится в форме  круглого стола с включением в  беседу присутствующих. В данном сценарии внимание уделяется рассмотрению произведений  таких видов  искусства, как литература, живопись, музыка.
 
 Литературно-музыкальное кафе
 «Осень и другие «времена человеческой жизни»  в судьбе  и лирике Марины  Цветаевой»
 
Ведущий: Здравствуйте, друзья! Сегодня в нашем литературно-музыкальном кафе эксперты: библиограф, лирик, художник, музыкант (эксперты кланяются, представляются, занимают места за столиками).
Звучит   мелодия Вивальди « Времена года» («Осень»)
Ведущий:  Это  музыкальная загадка для вас,  гости. Попробуйте догадаться, о чём  мы будем размышлять в нашем уютном кафе?
(Присутствующие высказывают свои предположения.)
Ведущий: Предоставим слово нашему первому эксперту. 
Музыкант: Верно, вы прослушали  «Времена года». «Осень» Антонио Вивальди. Музыкальное произведение  создано в 1723 году, а впервые вышло в свет только два года спустя. Каждый концерт соответствует одному времени года, разделен на три части,  посвященные  трём месяцам каждого времени года. Считается, что сам Вивальди был автором не только музыки, но и стихов. Осенняя часть начинается танцем и песней крестьян. После грозы приходит осенний праздник урожая. Мелодия  звучит радостно и жизнеутверждающе. В финале  скрипка замирает, всё погружается в безмятежный сон. Наступает ночь, звуки становятся  тише  и таинственнее. Музыка изображает погоню, лай собак, скачки на лошадях и звуки охотничьих рогов, выстрелы и рев раненого зверя.
Ведущий: Увы, загадка ещё  не разгадана, и помочь нам спешит  наш гость.
Лирик:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть. (М. Цветаева)

 
Художник: Демонстрирует   рисунок  Л.Е. Фейнберга « Марина и Гайдан» (1976).  Позвольте мне  преподнести вам сюрприз! Известно, что  в Коктебеле сгорело кафе под названием «Бубны», стену которого украшал портрет Цветаевой. Она была изображена необычно: забилась  под стол вместе со своими псами. Изображение Цветаевой с собаками в кафе «Бубны» не сохранилось, но есть вот этот рисунок «Марина и Гайдан» художника Леонида Фейнберга, хорошо знавшего Цветаеву в Коктебеле.
Ведущий:  Как вы уже догадались,  сегодня мы поговорим об отражении одного из «времён человеческой жизни» в судьбе и лирике Марины Цветаевой. Наша встреча, надеюсь, вдохновит  всех присутствующих и наполнит новыми впечатлениями. Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Объясняется это несколькими факторами. Она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года.    Смена времен года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни, и в таком аспекте весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность, а зима - конец пути - старость. Причем, жизнь, по аналогии с годом, могла делиться на четыре периода (такое деление жизни по популярности у художников уступает более распространенному делению на три стадии: юность - зрелость - старость), а также - опять-таки по аналогии с делением года на двенадцать месяцев - на двенадцать периодов (каждый, как считалось, по шесть лет).
Художник:  Взгляните на часослов герцога Беррийского, где двенадцать миниатюр изображают сцены из сельскохозяйственных дел характерных для того или иного времени года. Цикл времен года представляют фрески  в Салоне Месяцев в Палаццо Скифанойя.
Демонстрирует изображения  миниатюр гостям кафе.
Учёный: Осень подарила  миру Цветаеву.  Позвольте  обозначить позитивные события, происходившие осенью в судьбе  поэтессы: у  неё родилась дочь Ариадна; переезд в дом, который очень нравился Марине Ивановне; встреча с В. В. Маяковским в кафе «Вольтер» на его вечере; поездка на несколько дней в Брюссель с литературными чтениями.
Ведущий: По-вашему, осень - благоприятное время года для поэта?
Учёный: Негативно окрашенных событий в этот период жизни Марины Цветаевой намного больше, чем радостных: Октябрьский  переворот, воспринятый  как непоправимая катастрофа. М. Цветаева по чьему-то совету отправила Алю и Ирину в Кунцевский приют. Жила она  в Париже в бедности. Газета «Евразия» поместила обращение М. Цветаевой к В. Маяковскому, несколько испортившее ее литературную судьбу (по ее словам, ее перестала печатать газета «Последние новости»). Сергей Эфрон, муж  Цветаевой, уже несколько лет завербованный органами НКВД, оказался замешан в политическом убийстве и срочно бежал из Франции. Вскоре  он был арестован. М. Цветаева работала над составлением собственной книги стихов, рукопись книги попала к К. Зелинскому, который отозвался на нее подлой рецензией: стихи М. Цветаевой, писал он «с того света», книга — «душная, больная». В эту же пору поэта допрашивали во французской полиции. Осень стала временем прощания с поэтессой…
Музыкант:  Вы слышите  эти чарующие звуки? Это осенняя песня ласкает наш слух, призывая  ещё раз задуматься об осени и творчестве прекрасной поэтессы.
(Звучит   мелодия  «Времена года. Октябрь. Осенняя песня» Чайковского.)
Ведущий: Неужели в другие поры годы  в жизни  М. Цветаевой было всё так мрачно?
Учёный: Позвольте,   озвучить   вам результаты моей исследовательской деятельности. В лирике  Цветаевой   отражение  времён года  происходит  созвучно фактам биографии поэта. Стихотворения о порах года ещё раз убеждают нас в том, что оттенок трагичности  судьбы  не может не отразиться в лирике поэта. У Цветаевой в лирике, как в судьбе,  лишь  весной может быть немного радостных дней,  в остальные поры годы - несчастья и грусть. Лето - самая роковая пора как в биографии поэта, так и в  проанализированных  мною лирических произведениях.
  Радостными событиями  почти одинаково были наполнены  такие  времена года, как зима и весна, негативных  событий происходило в 3 раза меньше, чем позитивных, трагических -  не выявлено. Трагически окрашенным временем года для поэтессы стало лето: максимальный процент негативных событий случился именно в это время; наибольшее количество негативных событий  в биографии отмечено  в  осенние периоды. Следует отметить, что  в лирике Цветаевой эмоциональный диапазон года понимается нетрадиционно.
Лирик: Коллега, одни сухие факты!  Правильнее будет прочесть  произведения гениального  поэта, а там уж  добавить научные факты.
Ведущий: Наши гости  пришли в  кафе не с пустыми руками. Они готовы  декламировать строки стихотворений  Марины Ивановны Цветаевой, в которых отражены «времена человеческой жизни». Осень сменяет зима, а мы с нетерпением ждём строки об этом времени человеческой жизни.
 Лирик:Зима - время счастья мгновенного, “на змеином сальце замешанного” и горя настоящего.
Первый  гость:
В декабре на заре было счастье,
Длилось - миг.
(…)В январе на заре было горе,
Длилось - час.
Настоящее, горькое горе
В первый раз! («Декабрь и январь»)      
Лирик: Зима - время  встреч, но встреч неискренних. И лишь однажды случается появление пылкой  любви.
Второй  гость:
 «Ты запрокидываешь голову-
Затем, что ты гордец и враль.
Какого спутника весёлого
Привёл мне нынешний февраль!»
(«Ты запрокидываешь голову...»)
Третий  гость:
«…Был тогда - январь…
В этот самый час Дон-Жуан Кастильский
Повстречал - Кармен»
(Из цикла «Дон Жуан»)                                           
Ведущий:  Весна  - моя любимая пора года, время, когда морозы сменяются капелью, солнце робко выглядывает из-за туч всё чаще и чаще, хочется петь и творить. Взглянем  на эту пору года через призму творчества Марины Цветаевой.
Четвёртый гость:
На назначенное свидание
Опоздаю. Весну впридачу
Захвативши - приду седая.
Ты его высоко назначил!
                 («Свидание»)
Пятый  гость:
… Смерти: инея на уста-красны-
Никакого иного себе здоровья
Не желаю от бога и от весны.
                  ( «Существования котловиною задавленная…»)  
Учёный: Весна  подарила Марине Ивановне Цветаевой много радостных мгновений:  встречу с будущим мужем, Сергеем Эфроном, рождение дочери Ирины. В Берлине вышли две ее книги: «Разлука» и «Стихи к Блоку».  Наблюдаем также  творческий подъём: посещение юбилейного  вечера  К. Бальмонта, выступление  на концерте-вечере в Союзе молодых поэтов. Цветаева читала свои французские переводы А. Пушкина на вечере, устроенном негритянским населением Парижа, а также участвовала    в литературном вечере в Праге  с чтением стихов.
 Лирик:  Весна у М. Цветаевой   представлена противоречиво, вопреки  традиционному пониманию  этой поры года как времени пробуждения, расцвета, радости. В лирике изучаемого поэта это то  «прелестный предвечерний час» («Над Феодосией угас»), «день весенний, звонный» (цикл «Сугробы»),  то нарастают тревога  и беспокойство настолько, что  чувство безнадёжности  невозможно выразить словами (цикл «Весной», стихотворение   «Мой путь не лежит мимо дому-твоего»).Это время не расцвета, а увядания, погружения в сон.
Ведущий:  Скажите, уважаемый учёный, а каким вы видите лето в судьбе и лирике поэтессы?
Учёный: Огорчу вас… Это самая трагическая пора…Родители  Марины Ивановны скончались летом, самой поэтессы не стало в эту же пору…
Лирик: Однако хочу заметить, именно летом состоялась двухдневная встреча М. Цветаевой с А. Ахматовой. Отправившись  на  несколько  дней в Старки под Коломну (станция Пески) в гости к В.Н. Меркурьевой, поэтесса  избежала первой московской бомбежки в ночь с 21 на 22 июля.
Ведущий: Хочется услышать  строки, написанные   именно в это время.
Шестой гость:
Август! Сердце!
месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!»
                                («Август»)
Седьмой гость:
Так, когда-нибудь, в сухое
Лето, поля на краю,
Смерть рассеянной рукою
Снимет голову - мою.
                          («Стихи сироте»)
 
Ведущий: Так строки оказались пророчеством?! Недаром считается, что поэты – люди, обладающие невероятной интуицией. В лирике Цветаевой   преломление времён года  происходит  созвучно фактам биографии поэта. В  лирике лишь  весной может быть немного радостных дней,  в остальные поры годы - несчастья и грусть. Лето - самая роковая пора как в биографии М.И. Цветаевой, так и в  лирических произведениях.
 Стихотворения о порах года ещё раз убеждают нас о том, насколько трагична  жизнь поэта, настолько это настроение отражено и в его творчестве. 


Категория: Конспекты уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, НОД | Добавил: Valeriya
Просмотров: 1088 | Загрузок: 13 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Люблю творчество М. Цветаевой! Прекрасная разработка внеклассного мероприятия!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог