Сегодня: 20.09.2017
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Логопеду » Уроки, конспекты


Индивидуальные занятия по коррекции произносительной стороны речи «Звук [щ’] и буква Щ» 1 класс

СКАЧАТЬ (1.95Mb) 10.07.2014, 15:31
Курдюмова Галина Викторовна
учитель-логопед, КГКСКОУ СКОШ 7 вида 4, г.Амурск
а) Курдюмова Галина Викторовна
б) Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида 4» (КГКСКОУ СКОШ 7 вида 4), г.Амурск
в) учитель-логопед

Занятие № 1

Тема: «Звук [щ’] и буква Щ».
Этап: автоматизация звука [щ’] в слогах, словах в конце слов.
Цель: ученик закрепит навык правильного артикуляционного уклада при правильном произношении звука [щ’] в слогах, словах в конце слов.
Задачи:
 формировать движения органов артикуляционного аппарата для подвижности и переключаемости определённых положений, необходимых для произношения шипящего [щ’];
 продолжать добиваться правильного произношения звука [щ’] в слогах, словах в конце слов;
 закреплять навык диафрагмального дыхания с применением метода БОС-I этап;
 развивать простые и сложные формы фонематического анализа и синтеза, звуко-буквенного анализа и синтеза, мелкую пальчиковую моторику;
 учить ребенка согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, оперировать в речи понятиями звук, буква, слог, слово;
 обогащать и уточнять словарь ребёнка словами с изучаемым звуком и словами образованными суффиксальным способом;
 воспитывать коммуникативные навыки, самоценку.
Оборудование и ТО: настенное зеркало; артикуляционный профиль; классная доска; магниты по цвету звуков (красный, синий, зелёный); картинки с мимическим изображением лиц ребенка; артикуляционный профиль; предметные картинки; чистоговорки; две картинки со стилизованными буквами; дидактическая карточка к Д/и «Эхо», ручка, тетрадь, цветные карандаши; индикатор компьютерный «Микарт», набор манжет с электродами ЧСС и ЧД для крепления на запястьях.
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Психогимнастика.
Логопед предлагает ребёнку картинки, изображающие лица с различным эмоциональным состоянием (радость, огорчение, страх, удивление).
Ребёнок называет эмоциональное состояние, изображённое на картинке и показывает его.
2. Дыхательные упражнения, направленные на выработку правильного диафрагмального дыхания с применением метода БОС-I этап.
II. Знакомство с темой
3. Артикуляционная гимнастика.
Логопед:
- Давай потренируем наш язычок, чтобы он мог красиво произносить звук [щ’].
Ребёнок вместе с логопедом выполняет артикуляционные упражнения:
• «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).
Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
А потом тяни вперед,
Как у слоненка хоботок.

• «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).
Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».
Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.
Щеки я не надуваю,
Мяч в ворота загоняю.
• «Вкусное варенье» (вырабатывать движение широкой передней части языка вверх).
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание: нижняя челюсть должна быть неподвижна, можно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок», и распластанный язык можно шпателем приподнять на верхнюю губу.

Мы сегодня ели
Вкусное варенье,
А теперь по кругу
Мы оближем губы.

• «Чашечка» (вырабатывать правильную форму языка для произношения шипящих звуков).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.
Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.

Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Чашечку мы держим
Крепче, крепче, крепче.

4.Закрепление знаний ребёнка об акустико-артикуляционных характеристиках звука [щ’] при его правильном произнесении.
Задание выполняется ребёнком вместе с логопедом перед большим зеркалом.
Артикуляционный профиль:

Акустико-артикуляционные характеристики звука:
• губы несколько выдвинуты вперед;
• кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
• боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
• голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
• воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
• Характеристика звука: согласный, глухой, мягкий, шипящий (смычно-щелевой). Парного ему по твердости или звонкости звука в русском языке нет.
5. Проговаривание чисто говорки с опорными картинками.
Логопед:
- Послушай и повтори чистоговорку.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ – в поле хвощ.
Ещ-ещ-ещ, ещ-ещ-ещ – на крючок попался лещ.
Ющ-ющ-ющ, ющ-ющ-ющ – на окне зеленый плющ.
Ащ-ащ-ащ, ащ-ащ-ащ – Маша купит новый плащ.

6. Дидактическая игра «Составь слово».
Логопед:
- Послушай начало слов и закончи их.


7. Дидактическая игра «Найди и посчитай»
Логопед:
- Посмотри на одну и вторую картинку, на которых буква занятия, найди и посчитай их. Сколько всего? (5). Попробуй с «дежурной» буквой и из предложенных составить слово(а).

8. Динамическая пауза.
Шла кукушка через сад,

Соединяем щепоть, округляем пальцы и крутим запястье.
Поклевала виноград.
Стучим пальчиком по ладони.
Шла кукушка мимо рынка,
Соединяем щепоть, округляем пальцы и крутим запястье.
Наступила на корзинку. Показываем руками корзинку.
И упала в ямку – Бух! Руки вниз и в стороны.
Раздавила сорок мух! Хлопаем в ладоши.
9. Графический диктант.
Логопед:
- Рассмотри букву «Щ», нарисуй ее в воздухе пальцами поочередно (сначала правой, потом левой рукой), затем двумя руками одновременно.
- Пропиши в одной строке через одну заглавную и строчную буквы Щ.
- Я буду называть слово, а ты если услышишь в нём звук [щ’] напишешь букву «Щ», если такого звука в слове нет, то поставишь чёрточку. Сколько всего букв «Щ»?
Логопед:
- ПИЩА, УГОЩАТЬ, ПЛАЩ, САХАР, ДЫМЯЩИЙ, ЛЕЩ, ОБЩИЙ, ОДЕЖДА, БАРАБАНЩИК.
Ребёнок: [щ’]  Щ – 7.
10. Дидактическая игра «Послушай и запиши».
Логопед:
- Тебе нужно записать только те слова, в которых встречается звук и буква занятия. Будь внимателен!
Слова: лещ, ключ, мощь, плющ, рысь, овощ, камыш.
Логопед:
- Обозначь таким цветом «дежурную» букву, какой звук она обозначает.
Ученик:
- Я воспользуюсь зелёным карандашом, потому что звук [щ’] мягкий.
- Закрой тетрадь и назови каждое слово по памяти. Какой по счёту звук [щ’] в названных словах, перед каким звуком..
11. Звукобуквенный анализ
Логопед:
- Проведи звуко-буквенный анализ записанных слов:
лещ мощь плющ овощ

1 слог
1 слог
1 слог
2 слога
3 б., 3 зв. 4 б., 3 зв. 4 б., 4 зв. 4 б., 4 зв.
- В каком слове неравное количество звуков и букв, почему?
Ученик:
- В слове «Мощь» 4 буквы и 3 звука, потому что буква «Ь» звука не обозначает.
12. Дидактическая игра «Эхо».
Логопед:
- Образуй слова-признаки к словам-предметам и запиши их. Образец: немощь – немощный (дедушка), немощное (дитя). Прочитай слова, выделяя голосом звук занятия.
немощь - _______(дедушка), _______(старушка), _______(дитя)
овощ - _________(суп), _______(котлета), _______(пюре)
мощь - _________(зверь), _______(машина), _______(движение)
III. Итог занятия
Логопед:
- Чему ты научился на занятии? Какое задание тебе понравилось, а какое показалось очень трудным?
Ребёнок:
- Я научился правильно произносить звук [щ’] в словах, слышать и выделять его среди других звуков. Находить место звука в словах, правильно писать букву, обозначающую звук [щ’].
Логопед:
- Оцени свою работу на занятии. Как ты думаешь, у тебя всё получилось?
Логопед:
- Молодец, ты сегодня очень хорошо занимался! Спасибо тебе за работу!

Занятие № 2

Тема: «Звук [щ’] и буква Щ».
Этап: автоматизация звука [щ’] в слогах, в словах в структуре словосочетаний и предложений в начальной позиции.
Цель: ученик закрепит навык правильного артикуляционного уклада при правильном произношении звука [щ’] в слогах, в словах в структуре словосочетаний и предложений в начальной позиции.
Задачи:
 формировать движения органов артикуляционного аппарата для подвижности и переключаемости определённых положений, необходимых для произношения шипящего [щ’];
 продолжать добиваться правильного произношения звука [щ’] в слогах, в словах в структуре словосочетаний и предложений в начальной позиции;
 закреплять навык диафрагмального дыхания с применением метода БОС-I этап.
 развивать простые и сложные формы фонематического анализа и синтеза, звуко-буквенного анализа и синтеза, слогового синтеза, языкового анализа и синтеза, мелкую пальчиковую моторику;
 учить оперировать в речи понятиями звук, буква, слог, слово, предложение, словосочетание, умению согласовывать числительные с существительными в роде;
 обогащать и уточнять словарь ребёнка словами с изучаемым звуком;
 воспитывать коммуникативные навыки, самоценку.
Оборудование и ТО: настенное зеркало; артикуляционный профиль; классная доска; магниты по цвету звуков (красный, синий, зелёный); предметные картинки; чистоговорки; дидактические карточки к Дидактическим играм «Подбери слог», «10, 1, 2, 8», «Сегодня»; ручка, тетрадь, цветные карандаши; индикатор компьютерный «Микарт», набор манжет с электродами ЧСС и ЧД для крепления на запястьях.
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Припоминание дней недели, месяца и даты занятия.
Логопед:
- Вспомни и назови дни недели, сколько их, в какие дни недели ты посещаешь школу. День недели и дата сегодня.
2. Дыхательные упражнения, направленные на выработку правильного диафрагмального дыхания с применением метода БОС-I этап.
II. Знакомство с темой
3. Формулирование темы занятия.
Логопед:
- Начинается наше занятие. Слушай! Думай! Не ленись, и красиво говорить учись!
- Встань ровненько, посмотри на меня и послушай, что я скажу.
- Придумайте слово на звук, который будет 4-ым в названии картинки (плю[щ’]).
Ребёнок отвечает и садится на своё место.

Логопед:
- Ты уже догадался, с каким звуком мы сегодня будем работать? Верно, сегодня мы продолжим работу со звуком [щ’]. А для чего?
Ученик:
- Чтобы правильно его произносить в речи (Чтобы речь была красивой…).
4. Артикуляционная гимнастика.
Упражнение для губ
• Губы округлить и вытянуть вперёд («О»).
• «Чашечка»
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
• «Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».
• «Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхней губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка» вверху за зубами)
Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.
• «Фокус» («Дуем с чашечки»)
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
• «Не разбей чашечку»
Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».
• «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)
Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
5. Закрепление знаний ребёнка об акустико-артикуляционных характеристиках звука [щ’] при его правильном произнесении.
Задание выполняется ребёнком вместе с логопедом перед большим зеркалом.
- Произнеси звук [щ’]. Какой он? Расскажи мне, что происходит во рту, когда мы произносим этот звук?
Артикуляционный профиль:

Акустико-артикуляционные характеристики звука:
• губы несколько выдвинуты вперед;
• кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
• боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
• голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
• воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
• Характеристика звука: согласный, глухой, мягкий, шипящий (смычно-щелевой). Парного ему по твердости или звонкости звука в русском языке нет.
6. Проговаривание слогов с заданным звуком с изменением ритмического рисунка.
Логопед:
- Повторяй за мной слоги и слова.
1)
Ща-ща – ща-ща-ща
Щу-щу – щу-щу-щу
Що-що – що-що-що
Щи-щи – щи-щи-щи
Ща-ща-ща/
Ща-ща/-ща
Ща/-ща-ща Ще-ще-ще/
Ще-ще/-ще
Ще/-ще-ще Щу-щу-щу/
Щу-щу/-щу
Щу/-щу-щу
2)
Ща-ща-ща – щавель*
Щи-щи-щи – щит
Щи-щи-щи – щипцы
Щё-щё-щё – щёки Щё-щё-щё – щётка
Ще-ще-ще – щепка
Щу-щу-щу – щука
Щу-щу-щу – щупальцы*

Примечание «*» - слово включено в занятие, если другие звуки в нем не нарушены.
7. Пальчиковая гимнастика
Зиму всю мели метели.
Делаем вращательные движения в запястьях.
Клёны, липы поседели. Складываем ладошки вместе.
А весной повеселели, зацвели, зазеленели. Скрещиваем руки вместе в запястьях и растопыриваем пальчики.
Птицы с юга прилетели,
Скрещиваем руки и машем, как крылышками.
Ветки лапками согрели. Накрываем одну руку другой.
8. Дидактическая игра «Подбери слог».
Логопед:
- Подбери подходящий конец слова, а ненужные слоги вычеркни.

9. Дидактическая игра «10, 1, 2, 8».
Логопед:
- Составь предложения со словосочетания со словами щенок, щука, щетка по образцу.
Образец: десять щенков, один щенок, два щенка, восемь щенков.
10. Дидактическая игра «Сегодня».
Логопед:
- Составь предложения со словосочетанием и словами я, ты, он. Представь, что действие происходит сегодня. Запиши то, что у тебя получилось.
Образец: Тащить щуку за хвост. – Я тащу щуку за хвост. Ты тащишь … Он тащит…
ТАЩИТЬ ЩУКУ ЗА ХВОСТ ЧИСТИТЬ ЩЁТКОЙ ЩЕНКА
Я тащу ________________________
Ты ____________________________
Он ____________________________ чищу _________________________
______________________________
______________________________
11. Звукобуквенный анализ
Логопед:
- Проведи звуко-буквенный анализ слов: щука, щётка, щенок
щука щётка щенок

2 слога
2 слога
2 слога
4 б., 4 зв. 5 б., 5 зв. 5 б., 5 зв.
- В каждом слове количество звуков и букв одинаковое, почему? Где находится «дежурный» звук? Какой звук следует за «дежурным»?
Ученик:
- Да, в каждом слове их поровну, потому что в этих словах каждая буква обозначает звук. Звук [щ’] во всех словах находится в начале.
12. Проговаривание скороговорок.
Логопед:
- Повторяй за мной:

Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу. Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока. Два щенка к щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.

13. Развитие мелкой моторики рук.
Логопед:
- Обведи щенка по контуру «петелькой».

III. Итог занятия
Логопед:
- Чему ты научился на занятии? Какое задание тебе понравилось, а какое показалось очень трудным?
Ребёнок:
- Я научился правильно произносить звук [щ’] в словах, слышать и выделять его среди других звуков. Находить место звука в словах, правильно писать букву, обозначающую звук [щ’].
Логопед:
- Оцени свою работу на занятии. Как ты думаешь, у тебя всё получилось?
Логопед:
- Молодец, ты сегодня очень хорошо занимался! Спасибо тебе за работу!

Занятие № 3

Тема: «Звук [щ’] и буква Щ».
Этап: автоматизация звука [щ’] в слогах, в словах в структуре словосочетаний и предложений в начале, середине и в конце.
Цель: ученик закрепит навык правильного артикуляционного уклада при произношении звука [щ’] в слогах, в словах в структуре словосочетаний и предложений в начальной позиции, середине и в конце.
Задачи:
 формировать движения органов артикуляционного аппарата для подвижности и переключаемости определённых положений, необходимых для произношения шипящего [щ’];
 продолжать добиваться правильного произношения звука [щ’] в слогах, в словах в структуре словосочетаний и предложений в различной позиции.
 закреплять навык диафрагмального дыхания с применением метода БОС-I этап.
 развивать простые и сложные формы фонематического анализа, слогового анализа и синтеза, языкового анализа, слуховое и зрительное восприятие, мелкую пальчиковую моторику;
 учить навыку словообразования суффиксальным способом, умению согласовывать числительные с существительными в роде, оперировать в речи понятиями звук, буква, слог, слово, предложение, словосочетание, устанавливать звукобуквенные связи;
 обогащать и активизировать словарь ребёнка словами с изучаемым звуком;
 воспитывать коммуникативные навыки, самооценку.
Оборудование и ТО: настенное зеркало; артикуляционный профиль; классная доска; магниты по цвету звуков (красный, синий, зелёный); предметные картинки; чистоговорки; дидактические карточки к Дидактическим играм «Подбери слог», «10, 1, 2, 8», «Сегодня», «Сыщик», «На каком месте», «Новое слово»; ручка, тетрадь, цветные карандаши; индикатор компьютерный «Микарт», набор манжет с электродами ЧСС и ЧД для крепления на запястьях.
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Психогимнастика.
Логопед предлагает ребёнку картинки, изображающие лица с различным эмоциональным состоянием (радость, огорчение, страх, удивление).
Ребёнок называет эмоциональное состояние, изображённое на картинке и показывает его.
2. Дыхательные упражнения, направленные на выработку правильного диафрагмального дыхания с применением метода БОС-I этап.
II. Знакомство с темой
3. Артикуляционная гимнастика
Логопед:
- Давай потренируем наш язычок, чтобы он мог красиво произносить звук [щ’].
Упражнение для губ
• Губы округлить и вытянуть вперёд («О»).
• «Чашечка»
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
• «Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».
• «Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхней губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка» вверху за зубами)
Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.
• «Фокус» («Дуем с чашечки»)
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
• «Не разбей чашечку»
Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».
• «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)
Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
4. Закрепление знаний ребёнка об акустико-артикуляционных характеристиках звука [щ’] при его правильном произнесении.
Задание выполняется ребёнком вместе с логопедом перед большим зеркалом.
Артикуляционный профиль:

Акустико-артикуляционные характеристики звука:
• губы несколько выдвинуты вперед;
• кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
• боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
• голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
• воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
• Характеристика звука: согласный, глухой, мягкий, шипящий (смычно-щелевой). Парного ему по твердости или звонкости звука в русском языке нет.
5. Проговаривание слогов и слов с заданным звуком.
Логопед:
- Произнеси слоги и слова.
ща-ща-ща – пища
ща-ща-ща- пищать

щи-щи-щи – ящик
щи-щи-щи - пищит ще-ще-ще – училище
ще-ще-ще – удилище

щу-щу-щу – ищу
щу-щу-щу - тащу
6. Дидактическая игра «Подбери слог».
Логопед:
- Прослушай начало слов. Подбери подходящий конец и повтори слова полностью.

7. Дидактическая игра «10, 7, 2, 1».
Логопед:
-Составь со словами овощ, ящик, удилище словосочетания по образцу.
Образец: десять овощей, семь овощей, два овоща, один овощ.
8. Дидактическая игра «Сегодня».
Логопед:
- Составь предложения со словосочетанием и смловами я, ты, он, она, мы, вы, они. Представь, что действие происходит сегодня. Запиши то, что у тебя получилось.
Образец: Искать ящик для овощей. – Я ищу ящик для овощей. Ты ищешь… Он ищет…
Искать ящик для овощей
Я ищу __________________
Ты _______________________
Он _______________________
Она ______________________
Мы ______________________
Вы _______________________
Они______________________ Угощать свежими овощами
Угощаю ______________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
9. Динамическая пауза. Игра «Ухо – нос». Левой рукой взяться за кончик носа, правой – за мочку противоположного уха. Затем отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «наоборот». Повторить (3-5 раз).
10. Проговаривание скороговорок.
Логопед:
- Повторяй за мной скороговорки.
Ты нас, мама, не ищи: щиплем щавель мы на щи. Щи да каша – пища наша.
Щипцы да клещи – вот наши вещи.
11. Дидактическая игра «Новое слово».
Логопед:
1)- Помоги Малышке и Великану правильно назвать предметы.
Образец: носик – нос – носище.
носик
 нос
нога
зубы
губы
сапоги
пояс
ботинки
глаза
ногти носище

2)- Помоги им найти недостающие слоги.
Логопед:
- Вставь с слова слоги ЩА или ЩУ и запиши их в карточку.

Запомни правило: ЩА пиши с буквой А, ЩУ пиши с буквой У.
12. Дидактическая игра «На каком месте?».
Логопед:
- Рассмотри картинки. Назови предметы, изображённые на них. По какому признаку вы можете сгруппировать эти предметы? Соотнеси все картинки со звуком [щ’] c подходящей схемой.

- Объясни свой выбор.
- Назови порядковый номер «дежурного» звука. Среди каких звуков он находится в середине слова?
13. Звукобуквенный анализ
Логопед:
- Проведи звуко-буквенный анализ записанных слов:



вещь

щупальца

прищепка

1 слог
3 слога
3 слога
4 б., 3 зв. 8 б., 7 зв. 8 б., 8 зв.
- В каком слове неравное количество звуков и букв, почему?
Ученик:
- В слове «Вещь» 4 буквы и 3 звука и в слове «Щупальца», потому что буква «Ь» звука не обозначает.
14. Дидактическая игра «Сыщик».
Логопед:
- Чем занимается сыщик? (Сыском, ищет предметы и другое, расследует…)
- Теперь ты тоже сыщик. Предположи, какое тебя ждёт задание? Найди все буквы, которые обозначают «дежурный» звук и заштрихуй их. Что получилось. Назови место звука в слове, которое обозначает этот предмет, а в слове сыщик?

III. Итог занятия.
Логопед:
- Чему ты научился на занятии? Какое задание тебе понравилось, а какое показалось очень трудным?
Ребёнок:
- Я научился правильно произносить звук [щ’] в словах, слышать и выделять его среди других звуков. Находить место звука в словах, правильно писать букву, обозначающую звук [щ’].
Логопед:
- Оцени свою работу на занятии. Как ты думаешь, у тебя всё получилось?
Логопед:
- Молодец, ты сегодня очень хорошо занимался! Спасибо тебе за работу!

Занятие № 4

Тема: Звук [щ’] и буква «Щ».
Этап: автоматизация звука [щ’] в словах в структуре предложения.
Цель: ученик закрепит навык правильного артикуляционного уклада при произношении звука [щ’] в словах в структуре предложения.
Задачи:
 формировать движения органов артикуляционного аппарата для подвижности и переключаемости определённых положений, необходимых для произношения шипящего [щ’];
 продолжать добиваться правильного произношения звука [щ’] в словах в структуре предложения.
 закреплять навык диафрагмального дыхания с применением метода БОС-I этап.
 учить навыку словообразования при помощи суффиксов, согласовывать числительные с существительными и прилагательными;
 развивать простые и сложные формы фонематического анализа, звуко-буквенного анализа, языкового анализа и синтеза, мелкую пальчиковую моторику;
 обогащать и уточнять словарь ребёнка словами с изучаемым звуком, словами, образованными суффиксальным способом;
 воспитывать коммуникативные навыки, самооценку.
Оборудование и ТО: настенное зеркало; артикуляционный профиль; классная доска; предметные картинки; карточка с пословицами; дидактические карточки к Дидактическим играм «На каком месте?», «10, 1, 2, 8», «Сегодня», «Эхо», «Конструктор», «Кто это? Что он делает?»; ручка, тетрадь, цветные карандаши; мяч; индикатор компьютерный «Микарт», набор манжет с электродами ЧСС и ЧД для крепления на запястьях.
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Припоминание зимних месяцев, признаков зимы.
Логопед:
-Вспомни и назови зимние месяцы, сколько их. Назови, какой сейчас месяц. Назови, какие признаки зимы ты знаешь?
2. Дыхательные упражнения, направленные на выработку правильного диафрагмального дыхания с применением метода БОС-I этап.
II. Знакомство с темой
3. Артикуляционная гимнастика
Логопед:
- Начинается наше занятие. Слушай! Думай! Не ленись, и красиво говорить учись!
- Давай потренируем наш язычок, чтобы он мог красиво произносить звук [щ’].
Ребёнок вместе с логопедом выполняет артикуляционные упражнения:
Упражнение для губ
Губы округлить и вытянуть вперёд («О»).
• «Чашечка»
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
• «Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».
• «Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхней губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка» вверху за зубами)
Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.
• «Фокус» («Дуем с чашечки»)
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
• «Не разбей чашечку»
Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».
• «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)
Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
4. Закрепление знаний ребёнка об акустико-артикуляционных характеристиках звука [щ’] при его правильном произнесении.
Задание выполняется ребёнком вместе с логопедом перед большим зеркалом.
Артикуляционный профиль:

Акустико-артикуляционные характеристики звука:
• губы несколько выдвинуты вперед;
• кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
• боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
• голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
• воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
• Характеристика звука: согласный, глухой, мягкий, шипящий (смычно-щелевой). Парного ему по твердости или звонкости звука в русском языке нет.
5. Дидактическая игра «Слушай и повторяй».
Логопед:
- Запомни и повтори ряды слогов и словосочетаний. (Логопед меняет порядок словосочетаний).
тща-тщо-тщу-тщи тщу-тщи-тща-тщо атщ-отщ-утщ-итщ
утщ-итщ-атщ-отщ тщо-тщу-тщи-тща
тщи-тща-тщо-тщу отщ-утщ-итщ-атщ
итщ-атщ-отщ-утщ
тщедушный щенок – тщательная работа – тщетные усилия
- Повтори скороговорки и пословицы со звуком [щ’].
***
Кощея щами не угощают.
Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет.
Щенок в чащу дощечку тащит.
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
***
6. Дидактическая игра «10, 1, 2, 8».
Логопед:
- Посчитай от 1 до 10 и обратно со словосочетаниями тщедушный щенок, пищащий щенок.
7. Дидактическая игра «Слушай и запоминай».
Логопед:
- Послушай стихотворение и запомни слова со звуком [щ’].

***
Щенок такой тщедушный был!

Его я щами всё кормил,
От злющей стужи защищал,
Щенок от радости пищал.
Еще бы! Он счастливым рос!
Теперь мой щен не щен, а пес –Настоящий!
***
8. Дидактическая игра «Эхо».
Логопед:
-Образуй от слов-действий слова-признаки по образцу.
Образец: свистеть – свистящий (звук).
Свистеть - … ……………..(звук)
Петь - … ………………….(фонтан)
Звенеть - … ……………….(бубенчик)
Шипеть - … ………………(змея)
Бежать - …………………..(девочка)
Лаять - … ………………...(собака)
Стоять - …………………..(кошка)
Читать - … ……………….(ученица) Падать - ……………………...(камень)
Мыть - ………………………..(паста)
Журчать - ……………………(ручей)
Таять - ………………………..(снег)
Кричать - …………………..(ребенок)
Гудеть - … ……………..(автомобиль)
Урчать - ………………….. (котенок)
Пищать - … …………………(щенок)
9. Динамическая пауза с мячом «Вспомни и назови слова со звуком [щ’] в начале, середине и в конце слова».
Логопед:
- Я буду называть тебе место «дежурного» звука в слове, а ты будешь припоминать слова с ним. Но будь внимателен, не забывай о том, где он должен находиться.
10. Дидактическая игра «Кто это? Что он делает?».
Логопед:
- Образуй новые слова и составь с ними предложения. Запиши то, что у тебя получилось.
Образец: Пилить. – Пильщик пилит сухие пни.
Стеклить – __________________________________________________
Носить – ____________________________________________________
Точить – ____________________________________________________
Чистить – ___________________________________________________
11. Дидактическая игра «Конструктор».
Логопед:
- «Построй» новые слова по образцу.
Образец: угощать – угощенье.
угощать
посещать
извещать
освещать
замещать восхищаться
возмущаться
поглощать
вещать
обещать помещать
смущать
обобщать
посвящать
очищать(ся) похищать
смещать
завещать
совещаться
запрещать
12. Дидактическая игра «На каком месте?».
Логопед:
- Рассмотри ромашки и прочитай слова записанные на них.

- (Сначала логопед даёт возможность ребёнку самому сказать, что слова записаны неправильно и исправить ошибки. Если ребёнок не видит ошибки, логопед задаёт вопрос.) В словах всё правильно?
Ученик:
- В словах допущены ошибки.
Логопед:
- Назови слова правильно. Если в слове есть звук занятия, определи его место в слове.
Ученик:
- Звук в начале (1-ым по порядку) в словах «[щ’]екотать», «[щ’]ель»; в середине (4-ым по порядку) «тре[щ’]ина», «жен[щ’]ина» и (3-им по порядку) «ло[щ’]ина».
13. Звукобуквенный анализ.
Логопед:
- Проведи звуко-буквенный анализ записанных слов:



щепка клещи угощенье

2 слога 2 слога 4 слога
5 б., 5 зв. 5 б., 5 зв. 8 б., 7 зв.
- В каком слове неравное количество звуков и букв, почему?
Ученик:
- В слове «Угощенье» 8 букв и 7 звуков, потому что буква «Ь» звука не обозначает.
14. Дидактическая игра «Сегодня».
Логопед:
- Составь устно предложения со словосочетанием и словами (местоимениями) я, ты, он, она, мы, вы, они. Представь, что действие происходит сегодня. Запиши в карточку то, что у тебя получилось.
Защищать тщедушного щенка
Я защищаю _______________
Ты _______________________
Он _______________________
Она ______________________
Мы ______________________
Вы _______________________
Они______________________ Защищать пищащего щенка
Защищаю_______________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
III. Итог занятия.
Логопед:
- Чему ты научился на занятии? Какое задание тебе понравилось, а какое показалось очень трудным?
Ребёнок:
- Я научился правильно произносить звук [щ’] в словах, слышать и выделять его среди других звуков. Находить место звука в словах, правильно писать букву, обозначающую звук [щ’].
Логопед:
- Оцени свою работу на занятии. Как ты думаешь, у тебя всё получилось?
Логопед:
- Молодец, ты сегодня очень хорошо занимался! Спасибо тебе за работу!
Категория: Уроки, конспекты | Добавил: galinalogos
Просмотров: 1360 | Загрузок: 79 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Каталог

Конкурсы для детей

Я - Учитель!


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2017 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал